Дело № 2а-2655/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 05.12.2018 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,
при секретаре: Афанасьевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к Бондарев Е.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Бондарев Е.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество и пени, в рамках уточненного административного искового заявления просила взыскать с административного ответчика сумму задолженности за 2016 год: по транспортному налогу - в размере 36600 рублей; по налогу на имущество физических лиц – в размере 210 рублей (а также пеню в размере 90,58 рубля и 0,52 рубля соответственно). В обоснование иска указывает на то, что административный ответчик в 2016 году являлся собственником транспортных средств, квартиры и в срок, установленный требованием налогового органа, им не уплачены соответственно транспортный налог, налог на имущество физических лиц за 2016 год. Как следствие, образовалась задолженность по налогам за данный период, которая в добровольном порядке не погашена. Кроме этого, в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму указанных неуплаченных налогов начислена пеня.
Представитель Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю Москалева С.В. в судебном заседании на административном иске настаивала по изложенным в нем доводам. При этом указала на имеющуюся в уточненном административном иске опечатку применительно к периоду взыскания пени по налогу на имущество: по аналогии с пеней по транспортному налогу речь идет о 9 днях (ДАТА-ДАТА).
Административный ответчик Бондарев Е.А. в судебное заседание не явился, извещен.
С учетом мнения лиц, участвующих в административном деле, суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. При этом налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки транспортного налога на территории Алтайского края в 2015 году установлены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
В силу части 2 ст. 2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ч. 1 ст. 399 Налогового кодека Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога на имущество физических лиц устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Часть 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 2 и ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов административного дела, в 2016 году административный ответчик являлся собственником следующих транспортных средств: ТОЙОТА ЛЭНД КРУЙЗЕР (государственный регистрационный знак НОМЕР, мощность двигателя 288 л.с.), Ниссан Альмера (государственный регистрационный знак НОМЕР, мощность двигателя 102 л.с.) (информация из базы данных ФИС ГИБДД-М по состоянию на ДАТА).
Далее, представленной в материалы административного дела выпиской из ЕГРН от ДАТА НОМЕР подтверждается принадлежность административному ответчику на праве собственности 1/2 помещения с кадастровым номером НОМЕР, находящегося по адресу: АДРЕС
Бондарев Е.А. (ИНН 222405402856) имеет личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями с соответствующего федерального ресурса на сайте ФНС России. Бондарев Е.А. через личный кабинет были направлены: ДАТА - налоговое уведомление НОМЕР (имеется отметка о просмотре), ДАТА - требование НОМЕР (имеется отметка о просмотре). Отправка подтверждается ранее указанными сведениями (выпиской) по личному кабинету административного ответчика. Налоговое уведомление и требование содержат, в том числе, сведения о недоимке по транспортному налогу и налогу на имуществу за 2016 год (о взыскании которой просит административный истец). В установленный срок (до ДАТА) требование административным ответчиком не исполнено. Применительно к недоимке за 2016 год по транспортному налогу в размере 33600 рублей и налогу на имущество физических лиц в размере 210 рублей сведения об обратном (доказательства оплаты) административным ответчиком не представлены.
Применительно к направлению налогового уведомления и требования через личный кабинет налогоплательщика суд учитывает, что в силу абзаца первого пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (абзац третий того же пункта). При этом для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац пятый пункта 2 статьи 11.2 НК РФ).
Сведений о том, что административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы административного дела не содержат. При этом представленные в материалы административного дела сведения из личного кабинета административного ответчика на сайте ФНС России свидетельствуют об активном использовании Бондарев Е.А. данного ресурса, в том числе применительно к вопросам оформления налогового вычета (л.д.13, 96-102). По последнему вопросу (интернет-обращению) Бондарев Е.А. направлен ответ (аналогично, в электронном виде) (л.д.135).
В ходе судебного заседания, состоявшегося ДАТА, непосредственно сам административный ответчик указал на факт своей регистрации на сайте госуслуг и на сайте налоговой службы (что отражено в протоколе судебного заседания и в аудиопротоколировании судебного заседания). При этом иных ресурсов (кроме личного кабинета), применительно к которым осуществляется регистрация налогоплательщика-физического лица, сайт ФНС России не имеет.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о направлении административному ответчику налоговых уведомления и требования в установленном законом порядке и возникновении у административного ответчика обязанности по уплате налогов.
Судья (с учетом статьи 1 закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» и отраженных в карточках учета транспортных средств данных о мощности двигателя) полагает расчет размера задолженности по транспортному налогу за 2016 год верным:
ТОЙОТА ЛЭНД КРУЙЗЕР (государственный регистрационный знак НОМЕР, мощность двигателя 288 л.с.): 120 рублей*288 л.с.=34560 рублей;
Ниссан Альмера (государственный регистрационный знак НОМЕР, мощность двигателя 102 л.с.): 20 рублей*102 л.с.=2040 рублей.
Таким образом, общая сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 года составляет 36600 рублей (34560+2040=36600).
Судья (с учетом ставок налога на имущество физических лиц, утвержденных решением Совета депутатов Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 20.11.2014 года №71 (л.д.94)) полагает расчет налога на имущество физического лица заниженным:
1/2 помещения с кадастровым номером НОМЕР, находящегося по адресу: АДРЕС: 420168 рублей:100%*0,1% (вместо 0,2%):2=210 рублей (данная сумма задолженности отражена в административных исковых требованиях, за пределы которых суд выходить не вправе).
Судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени был вынесен ДАТА на основе заявления ИФНС №4 по Алтайскому краю, поданному на судебный участок ДАТА (сумма задолженности по налогам и пени совпадает с указанными в уведомлении и требовании), определением мирового судьи судебного участка №2 Первомайского района Алтайского края от ДАТА судебный приказ отменен, административное исковое заявление (по которому возбуждено настоящее административное дело) поступило в Новоалтайский городской суд Алтайского края ДАТА. Как следствие, установленные статьей 48 НК РФ сроки соблюдены.
Разрешая требования административного истца о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно требованию и административному иску заявлено требование об уплате пени за период со ДАТА по ДАТА (9 дней) в размере 90,58 рубля (применительно к недоимке по транспортному налогу) и в размере 0,52 рубля (применительно к налогу на имущество), согласно заявлению о выдаче судебного приказа и судебному приказу размер пени определен тот же. Судья, проверив соответствующий расчет, считает его верным применительно к транспортному налогу (36600:100%*8,25% (ставка рефинансирования Банка России действовала с ДАТА по ДАТА включительно):300*9 дней=90,58 рубля (вместо 38,86 рубля)) и верным применительно к налогу на имущество (210 рубля:100%*8,25%:300*10 дней=0,52 рубля).
Таким образом, инспекцией соблюден установленный порядок взыскания задолженности по налогу: в 2017 году направлено уведомление о необходимости уплаты налога за 2016, требование направлено в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, шестимесячные сроки обращения с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки, предъявления требования о взыскании налога в порядке искового производства, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией не пропущены.
Как следствие, административный иск подлежит удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку судом удовлетворяются исковые требования о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени в размере 36901,1 рубля, постольку с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1307 рублей (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Бондарев Е.А. , проживающего по адресу: АДРЕС в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Алтайскому краю задолженность по оплате транспортного налога за 2016 год в размере 36600 рублей и пеню в размере 90,58 рубля с зачислением в доход бюджета Алтайского края, задолженность по налогу на имущество за 2016 год в размере 210 рублей и пеню в размере 0,52 рубля с зачислением в доход местного бюджета.
Взыскать с Бондарев Е.А. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск государственную пошлину в размере 1307 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Н. Барышников
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2018 года