Решение от 15.08.2023 по делу № 8Г-19676/2023 [88-20333/2023] от 03.07.2023

УИД 67RS0№- 90

ОП Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 августа 2023 года    город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Анненковой К.К.,

судей Шамрай М.С., Курлаевой Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> к ФИО2 муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Сычевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

У С ТА Н О В И Л А:

<адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании ФИО12 (Николаевой) Н.А. нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда и включении ее в список из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований указывал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, однако органом опеки и попечения не были приняты меры по защите ее жилищных прав, ФИО1 не включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, что является недопустимым.

Решением Сычевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление <адрес> к ФИО2 муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий - оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции, указывает на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для обеспечения ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в виду обеспеченности жилым помещение на дату разрешения спора.

В заседании суда кассационной инстанции прокурор Отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Хатова В.Э. указала на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, по доводам, приведенным заявителем кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ФИО7 (в настоящее время в связи с вступлением в брак фамилия истца изменена на ФИО12), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <данные изъяты> возрасте осталась без попечения родителей.

Постановлением ФИО2 МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 вместе с братьями и сестрами определена в школу-интернат на полное государственное обеспечение, за <данные изъяты> закреплено право на проживание в квартире, находящейся в муниципальной собственности, общей площадью 55,5 кв.м., по адресу: <адрес>, д.<адрес>

ФИО2 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт невозможности проживания ФИО7 в закрепленной за ней квартире по адресу: <адрес>, д. Пырьево, решено направить в отдел по образованию ФИО2 МО «<адрес>» <адрес> заявление о включении ФИО7 в единый региональный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением ФИО2 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО7 поставлена на учет на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда ФИО2 сельского поселения <адрес>, на общую очередь за №.

Согласно ответу ФИО2 МО «<адрес>» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

Из материалов дела следует, что ФИО7 была зарегистрирована в д.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по адресу: <адрес>-В, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив, что в настоящее время ФИО1 проживает в квартире по адресу: <адрес>, приобретенной ее супругом ФИО9 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся совместной собственностью супругов ФИО12, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за ФИО1 права на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, в виду обеспеченности ФИО1 жилым помещением.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия указала, что в связи с приобретением права собственности на указанное жилое помещение истец утратила основания, предусмотренные ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для предоставления ей жилого помещения.

Выводы судов нижестоящих инстанций являются законными и обоснованными. Разрешая спор, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применили нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили соответствующую оценку, результаты которой приведены в обжалуемых судебных актах. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.

Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 397 от 04 апреля 2019 г. утверждены Правила формирования списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их с список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу пункта 3 названных Правил, в Список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном Порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГг. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Установлено, что ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО9 В период брака, по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, последним приобретена в собственность квартира, общей площадью 57,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является общей совместной собственностью супругов ФИО12. Для оплаты стоимости данной квартиры созаемщиками ФИО9 и ФИО1 с ПАО Сбербанк заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ

В квартире зарегистрированы истец, ее супруг ФИО9, дочь ФИО10, сестра супруга ФИО11, в связи с чем на каждого из членов семьи истца приходится более 10,5 кв.м, учетной нормы площади жилого помещения, установленной для соответствующего муниципального образования.

Вопреки доводам кассационной жалобы, суды нижестоящих инстанций, установив, что ФИО1 в совместную с супругом собственность приобретено жилое помещение, площадь которого исключает возможность признания ее нуждающейся в жилом помещении, пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

Указание в жалобе ФИО1 на сохранение за ней права на получение специализированного жилого помещения независимо от ее обеспеченности жилым помещением основано на неверном толковании норм материального права.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.

Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-19676/2023 [88-20333/2023]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Елисеева Наталья Алексеевна
Ответчики
Прокуратура Сычевского района Смоленской области
Администрация МО «Сыческий район» Смоленской области
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Отдел образования Администрации МО «Сычеввский район» Смоленской области (орган опеки и попечительства)
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее