Решение по делу № 3а-105/2018 от 14.02.2018

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 марта 2018 года № 3а-105/2018

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мещеряковой Н.В.,

при секретаре Гайдуковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акиньхова И.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

Акиньхов И.В. является собственником следующих объектов недвижимости:

- здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, общей площадью 803,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2017 года (л.д. 13-15);

- здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, общей площадью 512,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2017 года (л.д. 16-18).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 31 июля 2017 года определена в размере 7 636 104 рубля 53 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 11).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 31 июля 2017 года определена в размере 4 869 964 рубля 63 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 12).

Административный истец Акиньхов И.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований административным истцом представлен отчёт об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 04 декабря 2017 года № 1382/17, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки собственности» С.С.А., являющейся членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков».

Согласно отчету рыночная стоимость здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года составила 240 000 рублей 00 копеек, здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года составила 307 000 рублей 00 копеек.

Административный истец просил суд пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №..., установив её в размере их рыночной стоимости равной 240 000 рублей 00 копеек и 307 000 рублей 00 копеек соответственно.

Административный истец Акиньхов И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Пименова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области по доверенности Желтухин П.В. поддержал доводы отзыва на административное исковое заявление, просил принять решение исходя из фактических обстоятельств дела.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2016 года.

Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Акиньхова И.В. как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как усматривается из материалов дела, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 31 июля 2017 года.

Административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подано Акиньховым И.В. в суд 14 февраля 2018 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не пропущен.

В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёт об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 04 декабря 2017 года № 1382/17, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки собственности» С.С.А.

В соответствии с отчётами итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости:

здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 803,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года составила 240 000 рублей 00 копеек;

здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 512,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года составила 307 000 рублей 00 копеек.

Проверяя представленный административным истцом отчёт на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Содержание отчёта от 04 декабря 2017 года № 1382/17 свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нём информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям, а потому признаёт его допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.

Представители административных ответчиков отчёт о рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчёте оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.

При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчёта, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки собственности» С.С.А. от 04 декабря 2017 года № 1382/17.

Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Административный истец кроме того ставит вопрос о возмещении ему понесённых по делу судебных расходов по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 15 000 рублей, расходов по оплате юридических услуг в размере 5 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости
Акиньхов И.В. заключил договор с ООО «Центр оценки собственности» на оказание услуг по оценке от 18 сентября 2017 года № 978/17 (л.д. 19).

Общая стоимость работ по договору в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... составила 15 000 рублей.

Согласно договору оплата услуг производится со 100% предоплатой в день подписания договора.

02 октября 2017 года денежные средства в размере 15 000 рублей Акиньховым И.В. оплачены, что подтверждается квитанцией № 000503 (л.д. 22).

Акиньхов И.В. для оказания ему юридических услуг при рассмотрении настоящего административного 05 февраля 2018 года заключил договор об оказании юридических услуг с Пименовой Е.А. (л.д. 22).

Предметом договора являлись подготовка и составление административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №..., стоимость которых составила 5 000 рублей.

05 февраля 2018 года денежные средства по договору об оказании юридических услуг в размере 5 000 рублей Акиньховым И.В. оплачены, что подтверждается квитанцией № 156 (л.д. 25).

Кроме этого, при подаче административного иска в суд Акиньховым И.В. уплачена государственная пошлина в общем размере 600 рублей, что подтверждено чеком от 17 января 2018 года (л.д. 3).

Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области была проведена в 2012 году, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся на территории Вологодской области, утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1125.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по данному административному делу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, – Правительства Вологодской области.

Разрешая требования Акиньхова И.В. о взыскании судебных расходов, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, его сложность, характер действий, произведенных при оказании юридических услуг, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с Правительства Вологодской области в пользу административного истца расходов по оплате юридических услуг по договору от 05 февраля 2018 года в размере 2 000 рублей, расходов по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости по договору от 18 сентября 2017 года № 978/17 в размере 15 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, всего подлежит взысканию денежная сумма в размере 17 600 рублей.

Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Акиньхова И.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поданное в суд 14 февраля 2018 года, удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, общей площадью 803,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 240 000 рублей 00 копеек по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания арочного склада с кадастровым номером №..., назначение: нежилое здание, 1-этажное, общей площадью 512,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 307 000 рублей 00 копеек по состоянию на дату оценки 31 июля 2017 года.

Взыскать с Правительства Вологодской области в пользу Акиньхова И.В. судебные расходы по административному делу № 3а-105/2018 в общем размере 17 600 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Вологодского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Мещерякова

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2018 года.

3а-105/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Акиньхов И.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Другие
Пименова Е.А.
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
14.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018[Адм.] Судебное заседание
15.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018[Адм.] Дело оформлено
19.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее