Дело № 2-1621/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Мордвиновой Е.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г. Перми Каменских В.С., действующего на основании поручения,
представителя ответчика Главатских П.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Очерского района в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности,
установил:
прокурор Очерского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес> работы по капитальному ремонту крыши, внутридомовой инженерной системы электроснабжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного требования указал, что в рамках проведенной проверки исполнения обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и/или работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее по тексту – Программа). Также приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Перми на 2018-2020 годы. На 2020 год запланировано проведение работ в 17 многоквартирных домах, расположенных на территории Очерского городского округа. В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> предусматривалось проведение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонту крыши в 2018-2020 годы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения и крыши не выполнен, что нарушает жилищные права граждан на безопасные условия проживания.
Представитель истца судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что изначально, до принятия приказа о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта, ремонт системы электроснабжения и крыши был запланирован в период реализации краткосрочного плана на 2018-2020. В указанный период региональным оператором плановые работы по данному дому не были выполнены, в связи с чем были перенесены на 2021-2023. На момент проведения проверки прокуратурой, и согласно представленных сведений, на момент проведения комплексного обследования, указанный дом имеет износ конструктивных элементов 62%. В соответствии с положениями ЖК РФ, региональными нормативными актами, капитальный ремонт не проводится в многоквартирных домах, степень износа конструктивных элементов которых составляет 70 % и более. Соответственно, так капитальный ремонт, запланированный на 2018-2020, не исполнен, по состоянию на 1 квартал 2023 года работы не инициированы, подрядчик не найден. Доказательств того, что данные работы будут проведены до конца 2023 года, не представлено. Степень износа дома уже составляла 62%, при воздействии погодных и климатических факторов износ увеличивается, непроведение капитального ремонта крыши в установленные сроки может привести к тому, что дом будет признан аварийным и подлежащим сносу.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в части установления срока для выполнения работ, просил установить срок до конца 2023 года, пояснил, что ремонт крыши запланирован на 2021-2023, в связи с чем считает, что в данной части требования не подлежат удовлетворению, заявлены преждевременно. Приказом внесены изменения в сроки в связи с изменением сметной стоимости работ, которая была увеличена с целью привлечения подрядчиков.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в том числе: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (подп. 3); контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (подп. 4).
Согласно ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее по тексту - Закон от 11.03.2014 № 304-ПК) региональным оператором на территории Пермского края является некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
Статьей 22 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК установлено, что предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; контроль за целевым использованием средств фонда капитального ремонта, приостановление финансирования в случае выявления нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
В силу ст. 24 Закона от 11.03.2014 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой величина износа многоквартирного дома по адресу: <Адрес> – 62% по состоянию на 2020 год, определены следующие плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: 2018-2020 годы – выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения, 2021-2023 годы – проведение работ по капитальному ремонту крыши (л.д. 12-15).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20.12.2018 № СЭД-46-09-25-119 (ред. от 17.02.2023), утвержден Региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 годы», в который включен многоквартирный дом, по адресу: <Адрес>. Срок окончания ремонтных работ в отношении многоквартирного дома по адресу: <Адрес> перенесен с 2018 года на 2020 год (л.д. 16-20).
Прокурором Очерского района 06.12.2022 принято решение № 87 о проведении проверки НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Очерского района у НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» истребована информация о проведении капитального ремонта в многоквартирных домов на территории Очерского городского округа на 2018-2022 годы (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Фондом в адрес прокурора Очерского района направлены ответы, согласно которых конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту не проводились ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ. Заключенные с подрядной организацией ООО «АудитЭнергоПроект» договоры № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в т.ч. в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. С апреля 2020 г. введены ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Пермского края, которые повлияли на деятельность регионального оператора и подрядных организаций (л.д. 21-25).
ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Очерского района БИН проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, установлено, что работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес> не проведены (л.д. 11).
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
По состоянию на дату вынесения решения, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по адресу: <Адрес>, которые должны быть проведены в период с 2018-2020 годы НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» не проведены.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <Адрес>.
Доводы представителя истца о необоснованности требований в части возложения обязанности по проведению капитального ремонта крыши ввиду не окончания установленного срока, судом отклоняются, поскольку в рамках Регионального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, ремонт крыши был запланирован на 2020 год.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая длительность конкурсных процедур, сезонность проведения работ, их сложность, а также объем работ по капитальному ремонту крыши, суд полагает возможным установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> работы по капитальному ремонту крыши, внутридомовой инженерной системы электроснабжения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева
Копия верна
Судья И.Б. Чикулаева
Мотивированное решение изготовлено 04.04.2023
Подлинное решение вшито в материалы гражданского ела № 2-1621/2023
Ленинского районного суда г. Перми