УИД 50RS0052-01-2024-003514-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Щёлково Московской области | «13» августа 2024 года |
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Фомичева А.А., при секретаре судебного заседания Сушковой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3817/2024 по иску Герасимовой ФИО10 к Администрации г.о. Щёлково Московской области о признании незаконным решения, исключении сведений о границах земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Герасимова В.Е. обратилась в Щелковский городской суд с иском к Администрации г.о. Щёлково Московской области, в котором просит признать незаконным решение администрации г.о. Щёлково от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении государственный услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков»; обязать администрацию г.о. Щелково утвердить схему расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель; обязать заключить соглашение о перераспределении и исключить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером № и 1/8 доли жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что границы земельного участка на момент вступления в наследство не были установлены в соответствии с действующим законодательством, раздел дома и выдел долей в натуру не производился. По сведениям инверторного дела БТИ при доме, до введения земельного кодекса РФ находился единый земельный участок. При перерегистрации права собственности за 1/8 долей земельного участка закрепили 600 кв.м., а излишек площади при домовладении был предоставлен в аренду, так как это был единственный доступ к 1/8 доли дома по фактически сложившемуся порядку пользования. Другому совладельцу жилого дома был оформлен земельный участок площадью 1500 кв.м.
Дополнительно истец указала, что наследодателем был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года на земельный участок площадью 325 кв.м. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью 325 кв.м предоставлен в аренду на неопределенный срок (более одного года). Договор аренды не прекращался, земельный участок не изымался.
Ссылаясь на то, что указанным земельным участком площадью336 кв.м. истец пользуется в качестве прохода к своей части дома, она обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земель. Полагает, что в нарушение закона и прав истца администрация городского округа Щелково отказала в перераспределении земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Зайцев ФИО11, арендатор земельного участка с кадастровым номером №.
Истец в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя Шаповаловой Н.Б., которая требования иска поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.о. Щёлково Московской области Яценко Л.В. против иска возражала по доводам письменных возражений, приобщенных в материалы дела.
Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Зайцев В.В. в суд не явился, его представитель Лобова Е.Н. иск просила оставить без удовлетворения, по доводам письменных возражений, приобщенных в материалы дела.
Выслушав явившихся представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 55, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в суде.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Герасимова В.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 611+/-9кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, о чём в ЕГРН внесена запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась в Администрацию г.о. Щелково с заявлением № № о предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № Администрация г.о. Щелково отказала Герасимовой В.Е. в предоставлении государственной услуги в перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».
В обоснование отказа указано, что из перераспределяемого земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных федеральным законодательством.
При повторном обращении за перераспределением земельных участков, истцом получено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по новому основанию – границы формируемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером № (принадлежащем на праве аренды третьему лицу – Зайцеву В.В.).
Рассматривая требования истца о признании решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, из анализа приведенных положений в их взаимосвязи следует, что для перераспределения земель необходимо соблюдение административной процедуры обращения в уполномоченный орган и представление необходимых документов.
Пункт 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 названного кодекса.
В соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Согласно положениям ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (п. 13).
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно предоставленной истцом схеме - образование земельного участка путем перераспределения площадью 936 кв.м приведет к пересечению формируемого участка с земельным участком с кадастровым номером №.
Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения в суд испрашиваемый Герасимовой В.Е. земельный участок в площади 336 кв.м вошёл в состав земельного участка с кадастровым номером № в площади 621+/-9 кв.м, что следует из заключения кадастрового инженера, представленного Борикун Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ; площадь наложения составила 325 кв.м.
Указанный земельный участок сформирован ДД.ММ.ГГГГ из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и на основании договора аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду Зайцеву В.В.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводам о том, что на момент рассмотрения спора по существу у ответчика не имеется оснований для утверждения представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образование испрашиваемого земельного участка влечет пересечение его границ с земельным участком третьего лица, что является нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ.
Таким образом, материалами дела объективно подтверждено, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок, площадью 336 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, является частью земельного участка площадью 621 кв. м, который мог быть сформирован и в последующем сформирован в качестве самостоятельного земельного участка (К№) без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно указанное в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ. основание для отказа в оказании государственной услуги подтверждено материалами дела.
Дополнительно суд принимает во внимание доводы представителей ответчика и третьего лица о пропуске срока для обращения в суд с обжалованием решения об отказе в предоставлении государственной услуги (ч.ч. 1, 7,8 ст. 219 КАС РФ).
Требования истца о понуждении ответчика утвердить схему расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и заключить соглашение о перераспределении не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Разрешая исковые требования, суд учитывает, что определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
Кроме того, следует учитывать также, что согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Указанное означает, что, применяя восстановительную меру, суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом оспаривания.
Поскольку принятие решения по указанному истцом вопросу является прерогативой ответчика и не относится к компетенции суда, а также принимая во внимание наличие зарегистрированного и не оспоренного в ЕГРН права аренды третьего лица Зайцева В.В. на земельный участок с кадастровым номером № суд считает, что в данном случае истцом выбран ненадлежащим способом защиты права.
Относительно требований истца об исключении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № на основании того, что испрашиваемый земельный участок в площади 336 кв.м ранее предоставлялся в аренду родственнику истца, суд, исходя из представленных странами посменных доказательств, приходит к следующему выводу.
Истцом в материалы дела представлено распоряжение администрации Огудневского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Курбаковой О.В. сроком на 3 года земельного участка площадью 352 кв.м. для огородничества.
Между тем, доказательств регистрации указанного договора, его пролонгации и заключения договора аренды земельного участка с истцом материалы дела не содержат.
Герасимова В.Е. указывая, что земельный участок в площади 352 кв.м ранее был выделен наследодателю Курбаковой О.В. Администрацией Огудневского сельского округа Щёлковского р-а Московской области ссылается на распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении земельного участка и договор аренды от этого же числа, подписанные главой Администрации с.о. Огудневское.
С ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с Уставом муниципального образования Щелковского района Московской области полномочия по распоряжению земельными участками возлагались на Администрацию Щелковского района Московской области.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №р, принятого главой Щёлковского района Московской области «О проекте договора аренды земельного участка, расположенного за домом № в <адрес> с гр. Курбаковой О.В.» содержатся только сведения о проекте договора земельного участка с кадастровым номером № сведения о котором в ЕГРН отсутствуют. При этом самого договора аренды и доказательств его заключения истцом не представлено.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 936 ░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 336 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 50:14:0030104:196, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 336 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ | ░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░ |