Решение по делу № 33-642/2024 (33-9611/2023;) от 28.11.2023

УИД 05RS0-71

Номер дела в суде первой инстанции

Номер дела в суде второй инстанции ()

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 19 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО8,

судей Акимовой Л.Н., Гасановой Д.Г.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, просившего решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представителя филиала ПАО «Россети Северный Кавказ-Дагэнерго» по доверенности ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании произвести перерасчет платы за электроснабжение.

В обоснование искового заявления указано, что она является собственником квартиры, площадью 93,2 кв.м., кадастровый , расположенной по адресу: г. Махачкала, <адрес>.

Согласно акту сверкиза период с <дата> по <дата> объем потребленной электроэнергии составил 121 кВт*ч. Плата за электроснабжение начислена в размере 326,70 руб.

Однако по ее расчетам размер платы за указанный период должен составлять 160,40 руб.

Начисленная сумма в размере 326,70 руб. определена путем умножения объема потребленной электроэнергии (121 кВт*ч) на цену (тариф) за II полугодие 2020 года - 2,70.

В состав тарифа на электрическую энергию для городского населения, в соответствии с абзацем 2 пункта 78 Основных положений , включены, в том числе: 1) стоимость услуг по передаче электрической энергии (единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии для населения) и 2) сбытовая надбавка.

Постановлением Республиканской служба по тарифам РД от <дата> установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год.

Пунктом 4 постановления установлены и введены в действие с <дата> по <дата> единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению к настоящему постановлению.

В приложении к постановлению РСТ РД в пункте 1.1 определен одноставочный тариф для населения на 2 полугодие - 1,08126.

Постановлением РСТ РД от <дата> установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2020 год.

В приложении к постановлению РСТ РД определен размер сбытовой надбавки, который составил на 2 полугодие для населения - 0,29245.

Таким образом, тариф на электроэнергию (2,70) состоит, в том числе, из приведенных выше показателей.

Она считает, что Россети не вправе взымать за период с <дата> по <дата> плату за услуги по передаче электроэнергии (1,08126 за один кВт*ч) и сбытовую надбавку (0,29245 за один кВт*ч).

Объем потребленной электроэнергии за указанный период составил 121 кВт*ч. Следовательно:

- плата за услуги по передаче электроэнергии составила: 121 х 1,08126 = 130,83246 руб.;

- плата за сбытовую надбавку составила: 121 х 0,29245 = 35,38645.

Таким образом, Россети необоснованно начислили: 130,83246 + 35,38645 = 166,21891 ~ 166,30 руб.

Следовательно, необходимо произвести перерасчет начисленной суммы следующим образом: 326,70 - 166,30 - 160,40 руб. (обоснованно начисленная плата за электроэнергию).

Россети было не вправе получать плату в части сбытовых надбавок.

Постановлением РСТ РД от <дата> установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» на период с <дата> по <дата>.

Таким образом, сбытовые надбавки установлены для ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании произвести перерасчет платы коммунальной услуги за электроснабжение в квартире по адресу: г.Махачкала, <адрес>, по лицевому счету 501240024926, за период с <дата> по <дата>, исключив необоснованно начисленную сумму в размере 166 рублей 30 копеек, взыскании с ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 просит отменить решение Советского районного суда г.Махачкалы, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы указано, что обжалуемое решение суда основано на неправильном применении норм материального права.

Россети в период с <дата> по <дата> не имело право получать плату за услуги по передаче электроэнергии и сбытовую надбавку.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО6 просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Советского районного суда г.Махачкалы без изменения, указывая, что истец в своей апелляционной жалобе не доказал наличие каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, суд верно установил фактические обстоятельства дела, выводы суда соответствуют им.

Надлежащим образом, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Принимая указанное обстоятельство во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся на судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд руководствовался ч.1,3 ст. 539, ч.1 ст. 540, ч.1,2 ст. 544 ГК РФ, абз. 25 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.36,37,38 Постановление Правительства РФ от <дата> N 354 (ред. от <дата>) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", абз. 7 п. 18, абз. 1 п. 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> и исходил из того, что с 25.06.2020г. филиал ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Дагэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан, то есть имеет статус гарантирующего поставщика.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч.3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч.2 указанной статьи Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно положениям п.36 Постановление Правительства РФ от <дата> N 354 (ред. от <дата>) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Постановление Правительства РФ от <дата>) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Согласно п. 37 указанного Постановления расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п.38 указанного Постановления размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.

В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>. Право собственности зарегистрировано 17.11.2020г. на основании договора купли-продажи от <дата> и передаточного акта от 05.11.2020г.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Учитывая то, что право собственности истца на квартиру, по лицевому счету, установленному в которой истцом заявлено о перерасчете с <дата>г., суд отмечает, что право требовать осуществления перерасчета по поставленным коммунальным услугам возникло у истца с <дата>г.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из возражений ответчика, также и из представленных материалов следует, что между ПАО «Россети Северный Кавказ» и АО «Дагестанская сетевая компания» были заключены договоры аренды имущества от <дата> и <дата> , по условиям которых Общество обязуется предоставить во временное владение и пользование, а АО «ДСК» принять и оплатить использование и своевременно возвратить имущество, указанное в приложениях к договорам (электросетевое имущество, которое использовалось и используется для оказания услуг по передаче электрической энергии).

Указанные договоры аренды имущества между Обществом и АО «ДСК» расторгнуты с 24.06.2020г., соответственно, с указанной даты АО «ДСК» прекратило осуществление на территории Республики Дагестан операционной деятельности в качестве сетевой организации.

Таким образом, ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Дагэнерго» в период с <дата> является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему на праве собственности и ином праве владения или пользования, а также через электрические сети лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии.

В этой связи ответчик имел и имеет право получать оплату за оказанные им в 2020 году услуги по передаче электрической энергии.

Тот факт, что ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Дагэнерго» в период с <дата> является сетевой организацией, подтверждается и тем фактом, что приказом Минэнерго России от <дата> статус гарантирующего поставщика электрической энергии (ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» лишено с <дата> этого статуса на основании решения Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» от <дата>) в Республике Дагестан присвоен ответчику именно в качестве сетевой организации.

Указанное также опровергает мнение истца о том, что ответчик не имеет право получать оплату в части сбытовой надбавки.

В соответствии с абз. 7 п. 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> , территориальная сетевая организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, в течение 30 календарных дней с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика обращается в установленном порядке в исполнительный орган субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для установления регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, необходимых для осуществления функций гарантирующего поставщика, и до вступления в силу решения такого органа об установлении таких цен (тарифов) осуществляет функции гарантирующего поставщика с применением цен (тарифов), ранее установленных для заменяемого гарантирующего поставщика.

Согласно абз. 25 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Наличие либо отсутствие установленного тарифа в данном случае не является признаком того, являлся или нет ответчик территориальной сетевой организацией, так как в силу указанных выше норм (в первую очередь - абз. 7 п. 18 Правил регулирования) ответчик имел и имеет право получать плату за поставленную абонентам - физическим лицам электрическую энергию.

Правовая позиция ответчика по указанному вопросу также подтверждается и исследованным письмом Республиканской службы тарифов РД от <дата> Б/20.

Согласно абз. 1 п. 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> , в случае перехода от одного лица к другому права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электроэнергетики до истечения срока, предусмотренного пунктом 7 Правил регулирования (до есть до окончания срока регулирования, то есть в данном случае до конца 2020 года), при поставке товаров (оказании услуг) с использованием указанных объектов до начала очередного годового периода регулирования применяются регулируемые цены (тарифы), установленные для прежнего владельца таких объектов электроэнергетики.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам истца, изложенным в исковом заявлении, были предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Других доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в апелляционной жалобе не приведено.

Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

УИД 05RS0-71

Номер дела в суде первой инстанции

Номер дела в суде второй инстанции ()

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 19 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего ФИО8,

судей Акимовой Л.Н., Гасановой Д.Г.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО7 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО7, просившего решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представителя филиала ПАО «Россети Северный Кавказ-Дагэнерго» по доверенности ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании произвести перерасчет платы за электроснабжение.

В обоснование искового заявления указано, что она является собственником квартиры, площадью 93,2 кв.м., кадастровый , расположенной по адресу: г. Махачкала, <адрес>.

Согласно акту сверкиза период с <дата> по <дата> объем потребленной электроэнергии составил 121 кВт*ч. Плата за электроснабжение начислена в размере 326,70 руб.

Однако по ее расчетам размер платы за указанный период должен составлять 160,40 руб.

Начисленная сумма в размере 326,70 руб. определена путем умножения объема потребленной электроэнергии (121 кВт*ч) на цену (тариф) за II полугодие 2020 года - 2,70.

В состав тарифа на электрическую энергию для городского населения, в соответствии с абзацем 2 пункта 78 Основных положений , включены, в том числе: 1) стоимость услуг по передаче электрической энергии (единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии для населения) и 2) сбытовая надбавка.

Постановлением Республиканской служба по тарифам РД от <дата> установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год.

Пунктом 4 постановления установлены и введены в действие с <дата> по <дата> единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Дагестан, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению к настоящему постановлению.

В приложении к постановлению РСТ РД в пункте 1.1 определен одноставочный тариф для населения на 2 полугодие - 1,08126.

Постановлением РСТ РД от <дата> установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2020 год.

В приложении к постановлению РСТ РД определен размер сбытовой надбавки, который составил на 2 полугодие для населения - 0,29245.

Таким образом, тариф на электроэнергию (2,70) состоит, в том числе, из приведенных выше показателей.

Она считает, что Россети не вправе взымать за период с <дата> по <дата> плату за услуги по передаче электроэнергии (1,08126 за один кВт*ч) и сбытовую надбавку (0,29245 за один кВт*ч).

Объем потребленной электроэнергии за указанный период составил 121 кВт*ч. Следовательно:

- плата за услуги по передаче электроэнергии составила: 121 х 1,08126 = 130,83246 руб.;

- плата за сбытовую надбавку составила: 121 х 0,29245 = 35,38645.

Таким образом, Россети необоснованно начислили: 130,83246 + 35,38645 = 166,21891 ~ 166,30 руб.

Следовательно, необходимо произвести перерасчет начисленной суммы следующим образом: 326,70 - 166,30 - 160,40 руб. (обоснованно начисленная плата за электроэнергию).

Россети было не вправе получать плату в части сбытовых надбавок.

Постановлением РСТ РД от <дата> установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» на период с <дата> по <дата>.

Таким образом, сбытовые надбавки установлены для ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» об обязании произвести перерасчет платы коммунальной услуги за электроснабжение в квартире по адресу: г.Махачкала, <адрес>, по лицевому счету 501240024926, за период с <дата> по <дата>, исключив необоснованно начисленную сумму в размере 166 рублей 30 копеек, взыскании с ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 просит отменить решение Советского районного суда г.Махачкалы, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы указано, что обжалуемое решение суда основано на неправильном применении норм материального права.

Россети в период с <дата> по <дата> не имело право получать плату за услуги по передаче электроэнергии и сбытовую надбавку.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО6 просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Советского районного суда г.Махачкалы без изменения, указывая, что истец в своей апелляционной жалобе не доказал наличие каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, суд верно установил фактические обстоятельства дела, выводы суда соответствуют им.

Надлежащим образом, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Принимая указанное обстоятельство во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия лиц, не явившихся на судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд руководствовался ч.1,3 ст. 539, ч.1 ст. 540, ч.1,2 ст. 544 ГК РФ, абз. 25 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.36,37,38 Постановление Правительства РФ от <дата> N 354 (ред. от <дата>) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", абз. 7 п. 18, абз. 1 п. 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> и исходил из того, что с 25.06.2020г. филиал ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Дагэнерго» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан, то есть имеет статус гарантирующего поставщика.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч.3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно ч.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч.2 указанной статьи Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно положениям п.36 Постановление Правительства РФ от <дата> N 354 (ред. от <дата>) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Постановление Правительства РФ от <дата>) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Согласно п. 37 указанного Постановления расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с п.38 указанного Постановления размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок.

В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>. Право собственности зарегистрировано 17.11.2020г. на основании договора купли-продажи от <дата> и передаточного акта от 05.11.2020г.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Учитывая то, что право собственности истца на квартиру, по лицевому счету, установленному в которой истцом заявлено о перерасчете с <дата>г., суд отмечает, что право требовать осуществления перерасчета по поставленным коммунальным услугам возникло у истца с <дата>г.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Из возражений ответчика, также и из представленных материалов следует, что между ПАО «Россети Северный Кавказ» и АО «Дагестанская сетевая компания» были заключены договоры аренды имущества от <дата> и <дата> , по условиям которых Общество обязуется предоставить во временное владение и пользование, а АО «ДСК» принять и оплатить использование и своевременно возвратить имущество, указанное в приложениях к договорам (электросетевое имущество, которое использовалось и используется для оказания услуг по передаче электрической энергии).

Указанные договоры аренды имущества между Обществом и АО «ДСК» расторгнуты с 24.06.2020г., соответственно, с указанной даты АО «ДСК» прекратило осуществление на территории Республики Дагестан операционной деятельности в качестве сетевой организации.

Таким образом, ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Дагэнерго» в период с <дата> является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Дагестан с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ему на праве собственности и ином праве владения или пользования, а также через электрические сети лиц, не оказывающих услуги по передаче электроэнергии.

В этой связи ответчик имел и имеет право получать оплату за оказанные им в 2020 году услуги по передаче электрической энергии.

Тот факт, что ПАО «Россети Северный Кавказ» в лице филиала «Дагэнерго» в период с <дата> является сетевой организацией, подтверждается и тем фактом, что приказом Минэнерго России от <дата> статус гарантирующего поставщика электрической энергии (ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» лишено с <дата> этого статуса на основании решения Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» от <дата>) в Республике Дагестан присвоен ответчику именно в качестве сетевой организации.

Указанное также опровергает мнение истца о том, что ответчик не имеет право получать оплату в части сбытовой надбавки.

В соответствии с абз. 7 п. 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> , территориальная сетевая организация, которой присвоен статус гарантирующего поставщика, в течение 30 календарных дней с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика обращается в установленном порядке в исполнительный орган субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для установления регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, необходимых для осуществления функций гарантирующего поставщика, и до вступления в силу решения такого органа об установлении таких цен (тарифов) осуществляет функции гарантирующего поставщика с применением цен (тарифов), ранее установленных для заменяемого гарантирующего поставщика.

Согласно абз. 25 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Наличие либо отсутствие установленного тарифа в данном случае не является признаком того, являлся или нет ответчик территориальной сетевой организацией, так как в силу указанных выше норм (в первую очередь - абз. 7 п. 18 Правил регулирования) ответчик имел и имеет право получать плату за поставленную абонентам - физическим лицам электрическую энергию.

Правовая позиция ответчика по указанному вопросу также подтверждается и исследованным письмом Республиканской службы тарифов РД от <дата> Б/20.

Согласно абз. 1 п. 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> , в случае перехода от одного лица к другому права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электроэнергетики до истечения срока, предусмотренного пунктом 7 Правил регулирования (до есть до окончания срока регулирования, то есть в данном случае до конца 2020 года), при поставке товаров (оказании услуг) с использованием указанных объектов до начала очередного годового периода регулирования применяются регулируемые цены (тарифы), установленные для прежнего владельца таких объектов электроэнергетики.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам истца, изложенным в исковом заявлении, были предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Других доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора, в апелляционной жалобе не приведено.

Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

33-642/2024 (33-9611/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шихбалаева Карина Камалутдиновна
Ответчики
Филиал ПАО Россети Северный Кавказ-Дагэнерго
Другие
Галимов Рабадан Абдурашидович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
28.11.2023Передача дела судье
19.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
19.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее