Дело № 2-57/2022
УИД 03RS0013-01-2021-002656-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Нефтекамск РБ
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Валеевой Р.М.,
при секретаре судебного заседания Стренго Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина В.Н. к Министерству внутренних дел РБ о признании незаконным отказа в приеме на работу и обязании заключить трудовой договор
установила:
Фомин В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в приеме на работу, признании его незаконным и обязании заключить трудовой договор.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в МВД Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фомин В.Н. проходил службу в федеральной миграционной службе в должности заместителя начальника отдела УФМС по РБ в г. Нефтекамск. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с упразднением УФМС.
В ДД.ММ.ГГГГ Фоминым В.Н. поданы документы на замещение вакантной должности инспектора отдела по вопросам миграции в Отдел МВД России по г. Нефтекамск.
Однако службой собственности безопасности Фомину В.Н. было отказано в приеме на работу без обоснования причин отказа.
ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности начальника Оперативно-разыскной части собственной безопасности МВД по Республике Башкортостан Шевченко В.В. направлено письмо о неразглашении оснований отказа.
На основании изложенного, Фомин В.Н. просит суд признать незаконным и отменить решение Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 11 ДД.ММ.ГГГГ, признать отказ Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан в приеме на работу незаконным и отменить, обязать Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан заключить контракт с Фоминым В.Н.
В судебном заседании истец Фомин В.Н. суду пояснил, что проработал в системе МВД с 1993 года. На данный момент получает пению за выслугу лет. Не согласен с принятым решением ОРЧ собственной безопасности МВД по Республике Башкортостан. Считает, что должен быть принят на вакантную работу в Отдел МВД России по г. Нефтекамск.
В судебном заседании представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нефтекамску, МВД по Республике Башкортостан Хазиева И.И. пояснила, что возражает по поводу удовлетворения требований искового заявления. Полагает, что права Фомина В.Н. не нарушены. Какие именно причины послужили основанием для отказа в приеме на работу пояснить не может, поскольку подразделения собственности безопасности дают рекомендации на основании запросов руководителей (начальников) подразделений системы МВД, без разглашения оснований отказа. С заявлением о принятии на работу Фомин В.Н. не обращался. Вакантных должностей в отделе по вопросам миграции Отдела МВД России по городу Нефтекамску не имеется.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 19 указанного Закона перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; 2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; 3) о заключении с гражданином контракта; 4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; 5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
О принятом решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Порядок отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел регламентирован Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, в соответствии с пунктом 24 которого руководителями (начальниками), уполномоченными принимать решение по документам, являются Министр внутренних дел Российской Федерации, а также, в пределах полномочий, определенных главой IV настоящего Порядка, - заместители Министра, руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России, их заместители, руководители (начальники) самостоятельных подразделений, входящих в состав территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, в составе которых имеются кадровые подразделения.
Согласно статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Из материалов дела установлено, что требования Фомина В.Н. связаны с проверкой законности отказа в приеме на работу в Отдел МВД России по г. Нефтекамску, по результатам рекомендаций оперативно-разыскной части собственности безопасности МВД по Республике Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ в МВД по Республике Башкортостан поступило обращение Фомина В.Н. с просьбой разобраться в причине не принятия его на работу в вольнонаемной должности в качестве инспектора отдела по вопросам миграции.
Из письма временно исполняющего обязанности начальника Оперативно-разыскной части собственности безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, в сфере обеспечения собственности безопасности в системе Министерства внутренних дел России, определен ограниченный перечень вопросов, по которым подразделения собственности безопасности дают рекомендации на основании запросов руководителей (начальников) подразделений системы Министерства внутренних дел, без разглашения оснований отказа.
Таким образом, Фомину В.Н. было разъяснено, что подразделение собственной безопасности дают рекомендации по определенному перечню вопросов, а не принимает решения о заключении трудового договора с конкретными лицами.
Информация, отраженная в письме МВД по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за № №, не является решением об отказе в приеме истца на службу в органы внутренних дел, а является ответом на обращения Фомина В.Н. ДД.ММ.ГГГГ по факту необоснованного, по мнению заявителя, отказа в принятии на работу в органы внутренних дел.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие факт обращения истца к ответчику с просьбой о рассмотрении возможности принятия на службу в органы внутренних дел.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела сторонами не оспаривались.
По результатам проведенных процедур истцу отказано в принятии на службу в органы внутренних дел.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, причиной отказа послужили результаты рекомендации ОРЧ СБ МВД по Республике Башкортостан, а также отсутствие вакансий на дату принятия решения уполномоченным руководителем. Указанный факт подтверждается сведениями о вакантных должностях, представленными ответчиком.
Таким образом, истцу отказано в принятии на службу не по дискриминационным моментам, а в связи с наличием объективного обстоятельства – отсутствием вакантных мест по должности, на которую претендовал истец.
Кроме того, уведомление об отказе подписано врио начальником Отдела МВД РФ по городу Нефтекамску Хазеевым И.Т., решение принято в сроки, установленные законом.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания отказа в принятии на службу незаконным.
Также судом отмечается следующее.
Истцом оспаривается ответ, данный временно исполняющим обязанности начальника оперативно-разыскной части собственной безопасности Шевченко В.В., который по своему существу является ответом на обращение в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Нарушения требований указанного закона судом не установлены. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Разрешая спор, суд, руководствуется положениями статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия», Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50. Оставляя без удовлетворения исковые требования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в приеме истца на службу, отсутствии дискриминации по отношении к нему со стороны ответчика.
Кроме того, суд не усматривает оснований для удовлетворения производного требования о возложении обязанности заключить трудовой договор, указав, что ответчик не имеет объективной возможности вступить с истцом в служебные отношения в связи с отсутствием вакантной должности, на которую последний претендует.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Фомина В.Н. к Министерству внутренних дел РБ о признании незаконным отказа в приеме на работу и обязании заключить трудовой договор отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.М. Валеева
Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.