дело № 2-1-69/2020
12RS0016-01-2019-001611-83
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 22 января 2020 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,
с участием истца Сидоркиной Е.С., ее представителя адвоката Алдушкиной Н.З.,
представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонного) Сергеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сидоркиной Е.С. к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно,
установил:
Сидоркина Е.С. обратилась в суд с впоследствии уточненным иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное)), в котором просила признать ее право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды обучения на курсах по подготовке и квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировала тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периодов нахождения на курсах по подготовке и повышению квалификации кадров. Поскольку в периоды обучения на курсах по подготовке и повышению квалификации кадров за истцом сохранялись место работы и средняя заработная плата, за эти периоды работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, эти периоды также подлежат включению в специальный стаж. С учетом включения спорных периодов в специальный стаж право на назначение страховой пенсии по старости возникло у истицы с момента обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за назначением пенсии, т.е. ДД.ММ.ГГГГ С указанной даты она просит обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно.
В судебном заседании истец Сидоркина Е.С. и ее представитель адвокат Алдушкина Н.З. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Сергеева А.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В спорные периоды истица обучалась с отрывом от производства. Сохранение места работы факт осуществления лечебной деятельности не подтверждает. При этом условие выполнения истцом нормы рабочего времени не выполнялось. При определении размера взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя просил применить принцип разумности, исходя из фактического объема оказанных представителем услуг и сложности рассматриваемого спора. Просил учесть, что средства Пенсионного фонда РФ носят целевой назначение, расходы по оплату услуг представителя бюджетом не предусмотрены.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, т.е., если право на страховую пенсию по старости возникло в 2019 году, не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В то же время гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 настоящего Федерального закона, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сидоркина Е.С. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Сидоркиной Е.С. отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия права на страховую пенсию по старости, которое возникнет не ранее истечения 6 месяцев со дня выработки специального стажа, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды обучения истицы на курсах по подготовке и повышению квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По расчету ответчика, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 05 дней.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее Правила № 781). Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Правилами № 781 не урегулирован вопрос включения в специальный стаж периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации.
Согласно пункту 2 Правил № 781 при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее Правила № 516).
В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке Сидоркиной Е.С. со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должностях, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения в сельской местности (заведующей Юнготовским ФП, заведующей Юнготовским ФАП медсестрой, заведующей Юнго-Кушергским фельдшерско-акушерским пунктом – медицинской сестрой Козьмодемьянской центральной районной больницы).
Из материалов пенсионного дела следует, что периоды работы истца в указанных должностях, за исключением спорных периодов, а также периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и отпусках без сохранения заработной платы включены ответчиком в специальный стаж.
Представленными истицей удостоверениями и свидетельством о повышении квалификации подтверждается и ответчиком не оспаривается факт обучения Сидоркиной Е.С. на курсах подготовки и повышения квалификации кадров в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В течение указанных периодов за истицей сохранялась среднемесячная заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть пенсии, что не оспаривалось ответчиком.
Учитывая, что время нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суда приходит к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий истице право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено действующими Списками и Перечнями должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются несостоятельными. Отсутствие в этих нормативных актах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения лица на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа лечебной деятельности, поскольку они фактически приравнены законодательством к периодам трудовой деятельности.
Ссылка ответчика на неосуществление истцом трудовых функций (лечебной деятельности) в периоды нахождения на курсах повышения квалификации в течение полного рабочего времени не может быть принята во внимание, поскольку с учетом всех иных обстоятельств и смысла правовых норм, гарантирующих право на социальное обеспечение, получение досрочной страховой пенсии, данное обстоятельство не влияет на правомерность включения таких периодов в специальный стаж.
При таких обстоятельствах отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) во включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение истице страховой пенсии по старости досрочно, не обоснован, а потому исковые требования о возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды обучения истицы на курсах по подготовке и повышению квалификации в ее специальный стаж подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Сидоркиной Е.С. за назначением пенсии продолжительность ее льготного стажа с учетом спорных периодов составила 26 лет (25 лет 05 дней + 05 месяцев 25 дней), по истечении 6 месяцев со дня приобретения необходимого стажа право на пенсию по старости возникло у истицы с ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что за назначением страховой пенсии по старости в уполномоченный орган Сидоркина Е.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает обоснованным обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (межрайонное) назначить истице страховую пенсию по старости с указанной даты.
Удовлетворение иска по смыслу положений статьи 98 ГПК РФ влечет обязанность ответчика возместить понесенные истцом расходы в связи с ведением настоящего гражданского дела, в том числе расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и оплате услуг представителя.
Частью 1 статьи 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1).
Учитывая вышеуказанный объем работы, фактически проведенной представителем истца по ведению настоящего дела и подтвержденной материалами дела (составление искового заявления, участие в одном судебном заседании по рассмотрению иска), принимая во внимание категорию и несложность рассмотренного спора, обусловленную позицией ответчика и сложившейся по данной категории дел судебной практикой, продолжительность судебного заседания и разбирательства в целом, руководствуясь вышеприведенными нормами процессуального права, суд считает, что заявленная сумма судебных расходов на представителя по изложенным критериям не соответствует принципу разумности и справедливости и подлежит уменьшению до 6000 рублей.
Доводы ответчика основанием для отказа в возмещении понесенных истцом расходов на представителя не являются. Суд учитывает их при определении размера подлежащих взысканию судебных издержек.
Целевой характер расходования средств Пенсионного фонда РФ не лишает истца права на основании статей 98, 100 ГПК РФ требовать возмещения понесенных по делу судебных расходов в случае удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сидоркиной Е.С. удовлетворить.
Признать право Сидоркиной Е.С. на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и возложить на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж Сидоркиной Е.В. периоды ее обучения на курсах по подготовке и повышению квалификации кадров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) обязанность назначить Сидоркиной Е.С. страховую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Сидоркиной Е.С. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей, расходов по оплате услуг представителя – 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 23 января 2020 г.