Дело № 2-954/2024
УИД: 05RS0020-01-2024-001645-24
Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 октября 2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2024 года РД, Кизлярский район, с. Юбилейное
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Исаева Р.М., при секретаре судебного заседания Юсупове Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО3 к Администрации МР «<адрес>» РД и МКОУ «Нововладимировская СОШ» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО3 обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>» РД и МКОУ «Нововладимировская СОШ» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что в соответствии с уведомлением о проведении обязательного профилактического визита от 19.04.2023г. № в отношении МКОУ «Нововладимировская СОШ», ИНН 0517000060, ОГРН 1040501098978 главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 был проведен обязательный профилактический визит в целях оценки соблюдения обязательных требований в МКОУ «Нововладимировская СОШ», расположенном по адресу: 368812, <адрес>.
В ходе проведения профилактического визита в период с 11.05.2023г. по 16.05.2023г. были выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства, что подтверждается Актом профилактического визита от 16.05.2023г., с которым законный представитель МКОУ «Нововладимировская СОШ» в установленном порядке ознакомлен, а именно:
1) туалеты дворовые, отапливаемые не оборудованы кабинами с дверями, мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ, п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
2) в здании школы отсутствует специально оборудованный гардероб для обучающихся: вешалки для верхней одежды размещены в учебных кабинетах (в части учебных кабинетах на соблюдается норма площади на 1 обучающегося), что является нарушением п.3.4.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
3) в части учебных кабинетов ученическая мебель (столы, стулья) старая, покрытие столов и стульев имеет дефекты; размеры учебной мебели не соответствуют росто-возрастным особенностям детей, маркировка отсутствует, что является нарушением п. 2.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, таблицы 6.2 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 7.1 статьи 5 TP № «О безопасности мебельной продукции»;
4) помещения школы, кроме пищеблока не оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, что является нарушением п.2.6.1, п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
5) внутренняя отделка помещений здания школы не соответствует требованиям СанПиН потолок в кабинете для учащихся 1 класса и стены во всех помещениях школы имеют деформации, неровности и проведены из материалов, не выдерживающих проведение влажное уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, на стене учебного помещения, где проводятся занятия для учащихся 1 класса приклеены фотообои; двери в учебных кабинета старые, с механическими повреждениями, требуют замены; покрытие пола дощатое имеют неровную шероховатую поверхность, выбоины; покрытие пола пищеблока деревянное местами прогнивает, что допускает попадание влаги под покрытие; в складском помещении половое покрытие (линолеум) имеет дефекты, края не закреплены плинтусами, что является нарушением п.2.5 СПДД.ММ.ГГГГ-20, п.2.16 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.5 статьи 14 TP №Щ «О безопасности пищевой продукции»;
6) спортивный зал отсутствует, поэтому занятия физкультурой в холодную и дождливую погоду не проводятся, что является нарушением п. 2.2.2, п.3.4.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
7) в наборе помещений МКОУ отсутствуют помещения для оказания медицинской помощи, что является нарушением п. 2.3.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
8) в кабинете информатики и в учебном кабинете для учащихся 1 класса отсутствуют регулируемые солнцезащитные устройства (подъемно-поворотные жалюзи или тканевые шторы), что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
9) в части учебных кабинетов расстановка парт не соответствует требованиям таблицы 6.2 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21: не соблюдается расстояние от учебной доски до первого ряда столов, между столами и светонесущей стеной;
10) рабочие места в кабинете информатики не обеспечены искусственным местным освещением на рабочем столе, что является нарушением п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
11) естественное освещение (направление основного светового потока) рабочих мест в кабинете информатики частично правостороннее, что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ СИ ДД.ММ.ГГГГ-20;
12) не соблюдается норма площади на 1 обучающегося в учебных помещениях, где проводятся занятия для учащихся начальных классов (на 1 обучающегося приходится 1,82-2,25м2 при норме не менее 2,5м2), что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20, таблицы 6.1 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21;
13) расписание уроков составлено не в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 3648-20 и п. 190 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21: не всегда учитывается необходимость проведения более трудных предметов по шкале трудности на 2-4-м уроках, а не на 5-6-х уроках, Сходимость уровня нарастания учебной нагрузки к середине недели (вторник-среда), а не в начале или к концу недели для предупреждения переутомления обучающихся; из предоставленного расписания уроков нет выделенного облегченного дня с 1-11 классы;
14) продолжительность перемен между уроками не соответствует требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20; продолжительность большой перемены (после 2 или 3 урока) в первую ну составляет 10 мин., а между уроками в первую и во вторую смену -5мин.;
15) представлено 25 личных медицинских книжек (списочный состав работников 26 чел.); при проверке личных медицинских книжек работников установлено, что у 10 работников: ФИО5,ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, Кенжибулатовой A.M., ФИО12, ФИО13 отсутствуют полные сведения о проведенных профилактических прививках в соответствии с национальным календарем проф. прививок и по эпид. показаниям; у 23 работников: ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО7, ФИО19,ФИО8, Холявко НИ., ФИО20, ФИО21,ФИО9, ФИО22, ФИО10, ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО28-А.Б., Кенжибулатовой A.M., ФИО25, ФИО12, ФИО13, ФИО26 отсутствуют результаты обследования на гельминтозы; у ФИО14 нет резулътата обследования у врача оториноларингола; у ФИО14, ФИО24, нет результата обследования у врача стоматолога; у 8 работников: ФИО15, ФИО16, ФИО17, Холявко НИ., ФИО9, ФИО27,Ку рманбаевой А.А., ФИО26 не пройдено флюорографическое обследование, что явяется нарушением п. 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, ст.34, ст.35 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999г., п. 23, 25 Приложения 1 к Приказу Минздрава РФ от 28.01.2021г. №н «Об утверждении Порядка введения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
16) не представлен перечень контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам, что является нарушением п.21 Приказа Минздрава Фот 28.01.2021г. №н;
17) не представлены документы, подтверждающие планово-регулярный вывоз ТКО организацией, уполномоченной проводить удаление отходов, что является нарушением п.2.17 3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п. 14 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к удержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эсплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ст. 22 ФЗ №52-ФЗ от 0.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
8) программа производственного контроля не актуализирована, представленная программа за 2016-2017гг.: в перечне официально изданных нормативных документов перечисляются санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания, утратившие силу; не перечислен полный перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятелъностъю, что является нарушением главы III СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-тротивоэпидемических (профилактических) мероприятий».
По результатам проведенного профилактического визита выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № от 16.05.2023г. со сроками исполнения с 16.05.2023г. и до 01.09.2024г. Однако при получении письменного ответа № от 01.07.2024г. по исполнению Предписания № от 16.05.2023г. от директора МКОУ «Нововладимировская СОШ» (вх. № от 02.09.2024г.) и анализа приложенных подтверждающих документов и фото установлено, что остаются невыполненными некоторые пункты Предписания № от 16.05.2023г.:
1. Все туалеты оборудовать кабинами с дверями, также оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, вёдрами для сбора мусора, умывальные раковины обеспечить мылом, электро- или бумажными полотенцами. Срок д, \ 01.09.2024г. (Выполнено частично).
2. В здании школы оборудовать гардероб для обучающихся с местами для каждого класса, исходя из площади не менее 0,15м2 на ребенка; гардероб оснастить вешалками, крючками или шкафчиками для раздельного хранения одежды и местом для хранения обуви на каждого обучающегося, а также установить лавки (скамейки); оборудование гардероба в учебных кабинетах допускать только при условии соблюдения нормы площади на 1 обучающегося в соответствии с гигиеническими нормативами и выделении дополнительной площади для оборудования гардероба. Срок до 01.09.2024г. (Выполнено частично).
3. Приобрести ученическую мебель с учетом роста и возраста детей; ученическую мебель обеспечить цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой посредством нанесения маркировки на боковую наружную поверхность стола и стула. Срок до 01.09.2024г. (Выполнено частично).
4. Помещения МКОУ оборудовать системами водоснабжения и водоотведения е соответствии с требованиями п.2.6.1, п.2.6.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-20. Срок до 01.09.2024г.
5. Вынести вопрос о строительстве нового здания школы перед Администрацией MP «<адрес>». Внутреннюю отделку помещений МКОУ провести в соответствии с требованиями п.2.5.2,п.2.5.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20; внутреннюю отделку помещений МКОУ провести из материалов, допускающих проведение уборки влажным способом с применением дезинфицирующих средств; ликвидировать дефекты покрытия пола, потолка, стен; старые двери заменить на новые. Срок до 01.09.2024г.
7. В наборе помещений МКОУ предусмотреть помещения для оказания медицинской помощи. Срок: до 01.09.2024г.
8. Окна в кабинете информатики и в учебном кабинете для учащихся 1 кл. оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи или тканевые шторы). Срок до 01.09.2024г.
9. Расстановку парт в учебных кабинетах привести в соответствие требованиям таблицы 6.2 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21: соблюдать расстояние от учебной доски до первого ряда столов, между столами и светонесущей стеной. Срок до 01.09.2024г. (Выполнено частично).
10. Рабочие места в кабинете информатики обеспечить искусственным местным освещением на рабочем столе. Срок до 01.09.2024г.
12. Количество посадочных мест в учебных кабинетах для учащихся начальных классов привести в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5м2). Срок до" 01.09.2024г. и постоянно.
13. Расписание уроков составить в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами, образовательной недельной нагрузки и объёма максимально допустимой нагрузки в течение дня. Срок до 01.09.2024г. (Выполнено частично).
17. Усилить контроль за планово-регулярным вывозом ТКО с территории организации; прием выполненных работ по вывозу ТКО осуществлять после представления специализированной организацией акта выполненных работ. Представить документы, подтверждающие планово-регулярный вывоз ТКО организацией, уполномоченной проводить удаление отходов. Срок до 01.09.2024г.
В соответствии с решением ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> от 23.04.2024г. №-в, о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МКОУ «Нововладимировская СОШ» заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> была проведена внеплановая проверка организации горячего питания обучающихся МКОУ «Нововладимировская СОШ» по адресу: 368812, <адрес>.
В ходе проведения внеплановой проверки в период с 14.05.2024г. по 27.05.2024г. были выявлены следующие нарушения требований санитарного законодательства, что подтверждается Актом проверки №-в от 27.05.2024г., с которым законный представитель МКОУ «Нововладимировская СОШ» в установленном порядке ознакомлен:
1) планировка производственного помещения пищеблока не обеспечивает возможности осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря, использованной и чистой посуды, то есть создаются условия для дополнительного микробного загрязнения пищевой продукции и чистого инвентаря, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.2.5, п.3.3 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», п/п 1 п.1 статьи 14 TP № «О безопасности пищевой продукции»;
2) в производственном помещении пищеблока отсутствует бактерицидное оборудование для обеззараживания воздуха, следовательно, создаются условия для скопления и размножения микроорганизмов, в том числе патогенных, загрязнения пищевой продукции и угроза распространения инфекционных заболеваний, что является нарушением п.2.14 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
3) для работы с сырой и готовой продукцией используется 1 стол с клеенчатым покрытием, то есть создаются условия для загрязнения готовой пищевой продукции от остатков сырой продукции, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п. 2.9, п.3.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, таблицы 6.18 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
4) разделочный инвентарь (разделочные доски, ножи) не промаркирован в зависимости от назначения; не обеспечено раздельное и безопасное хранение разделочного инвентаря для работы с сырой и готовой к употреблению продукцией, то есть создаются условия для загрязнения готовой пищевой продукции от остатков сырой продукции, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.3.2 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
5) осветительные приборы в производственном помещении пищеблока не обеспечены защитной светорассеивающей пылевлагонепроницаемой конструкцией, то есть создаются условия для загрязнения пищевой продукции, в том числе осколками осветительного прибора, что является нарушением п.2.8.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
6) на пищеблоке установлены 3 раковины небольшого объема, используемые для мытья кухонной, столовой, чайной посуды и инвентаря, для обработки продовольственного сырья и пищевой продукции, для мытья рук персонала пищеблока (раковины не промаркированы), то есть не созданы условия для качественного мытья посуды, обработки пищевой продукции и соблюдения правил личной гигиены персонала пищеблока для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.2.9 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, таблицы 6.18 главы VI СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п/п 4 п.2 статьи 14 TP №;
7) не проводится ежедневная дезинфекция столовой и чайной посуды, столовых приборов в конце рабочего дня путем погружения в дезинфицирующий раствор, то есть создаются условия для размножения микроорганизмов, в том числе патогенных, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.3.10 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
8) при раздаче и порционировании блюд не используется инвентарь, имеющий мерную метку объема в литрах и (или) миллилитрах, следовательно, не созданы условия для порционирования блюд в соответствии с физиологическими нормами, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.2.4.6.2 СПДД.ММ.ГГГГ-20;
9) проводимая на пищеблоке обработка яиц, сырых овощей, зелени, предназначенных для приготовления холодных закусок без последующей термической обработки, не обеспечивает биологическую безопасность организации питания, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п. 2.7 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
10) работники пищеблока не используют одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок и салатов, следовательно, не исключаются риски микробиологического и паразитарного загрязнения готовой пищевой продукции, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.3.4 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
11) емкость для сбора пищевых отходов не промаркирована, без крышки, следовательно, создаются условия для скопления и размножения микроорганизмов, в том числе через летающих насекомых, загрязнения пищевой продукции и угроза распространения инфекционных заболеваний, что является нарушением п.3 статьи 16 TP №;
12) дез. средство хранится не в упаковке производителя; емкость с дез. средством не снабжена маркировкой; отсутствует инструкция по приготовлению дез. растворов, что не исключает риска токсического воздействия на здоровье и является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.2.11.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, п.4.5 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
13) не организован питьевой режим обучающихся (дети приносят воду с собой), что является нарушением п. 2.6.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
14) не организовано горячее питание учащихся 5-11 классов, следовательно, не созданы условия для обеспечения рационального питания и полноценного развития детского организма, что несет угрозу причинения вреда здоровью и является нарушением п. 1.9, п.3.4.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, п.8.1.2 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
15) при анализе примерного двухнедельного ФИО1, утвержденного директором МКОУ «Нововладимировская СОШ», установлено: массы порций блюд не соответствуют требованиям санитарных правил (горячее блюдо завтрака занижено в рационе 9-го дня; мясное блюдо занижено в рационе обеда 1-го, 2-го, 5-го, 6-го, 9-го, 11-го дней; второе блюдо с гарниром занижено в рационе обеда 4-го, 8-го, 10-го, 12-го дней; закуска занижена в рационе 12-го дня); суммарный объем блюд занижен в рационе 6-го дня; нет мясного блюда в рационе обеда 8-го и 12-го дней; нет закуски в рационах обеда во все дни по ФИО1, кроме 10-го и 12-го дней; нет овощей, фруктов в рационе завтрака 3-го дня; отмечается повторение блюд в течение двух последующих дней (котлета куриная в рационе завтрака 8-го и 10-го дней; яйцо отварное в рационе завтрака 4-го, 6-го, 11-го, 12-го дней; суп картофельный с курицей в рационе обеда 7-го и 8-го дней; каша пшеничная в рационе обеда 3-го и 5-го дней; каша гречневая в рационе обеда 7-го и 9-го дней); в двухнедельном рационе отсутствуют сыр, творожные блюда; рыбное блюдо включено только в рацион завтрака 7-го дня, в рационе обеда отсутствует вообще; кисломолочная продукция включена только в рацион второй недели; содержание основных питательных веществ и энергии на прием пищи не соответствует требованиям таблицы 1 Приложения 10 к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20: содержание белков завышено в рационе завтрака во все дни по ФИО1, кроме 5-го и 10-го дней, в рационе обеда 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го, 12-го дней; содержание жиров завышено в рационе завтрака 3-го, 4-го, 6-го, 7-го, 11-го и 12-го дней, в рационе обеда 2-го, 4-го, 5-го, 6-го, 9-го, 10-го, 11-го дней, занижено в рационе завтрака 2-го, 5-го дней, в рационе обеда 1-го, 3-го, 12-го дней; содержание углеводов завышено в рационе завтрака во все дни по ФИО1, в рационе обеда 1-го, 7-го, 9-го, 10-го дней, занижено в рационе обеда 2-го, 3-го, 8-го дней; энергетическая ценность завышена в рационе обеда 8-го дня, занижена в рационе обеда 12-го дня, следовательно, не созданы условия для обеспечения рационального питания и полноценного развития детского организма, что несет угрозу причинения вреда здоровью и является нарушением п.8.1.2, таблицы 2 Приложения 7, таблицы 1, таблицы 3 Приложения 9, таблицы 1 Приложения 10 к СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
16) не представлены технологические карты готовых блюд и кулинарных изделий, в соответствии с которыми осуществляется изготовление продукции на пищеблоке, то есть не обеспечены условия для возможности соблюдения рецептуры и технологии приготовления блюд для обеспечения сбалансированного питания, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п.2.8 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п.2.3.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-20;
17) при раздаче горячих готовых блюд не используются термометры для контроля температуры блюд с целью минимизации риска теплового воздействия, что является угрозой причинения вреда здоровью детей и нарушением п. 5.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
18) при проведении анализа фактического питания за период с 02.05.2024г. по 14.05.2024г. по представленным ФИО1-требованиям установлено, что отмечается повторение блюд два дня подряд (яйцо отварное в рационах завтрака за 13.05.2024г. и 14.05.2024г.; каша гречневая в рационах обеда за 08.05.2024г. и 10.05.2024г.); в анализируемых рационах отсутствуют сыр, творог, рыба выдавалась только в рационе завтрака за 08.05.2024г., кисломолочная продукция только в рационах завтрака за 10.05.2024г. и 13.05.2024г.; содержание соли на прием пищи превышено во всех анализируемых рационах, кроме рациона завтрака за 10.05.2024г.; не представилось возможным провести количественный анализ фактических рационов за все анализируемые дни, кроме рациона завтрака за 14.05.2024г., так как в ФИО1-требованиях не указывается масса порции блюда, а «Журнал бракеража готовой кулинарной продукции» ведется некорректно (не указываются результаты взвешивания порционных блюд); при оценке качества организации горячего питания установлено, что «индекс несъедаемости» рациона завтрака составил 38%, то есть установлен максимальный процент несъедаемости рациона, следовательно, не созданы условия для обеспечения рационального питания и полноценного развития детского организма, что несет угрозу причинения вреда здоровью и является нарушением п.8.1.2, таблицы 2 Приложения 7 СанПиН2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20;
19) суточные пробы отбираются и хранятся не в соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20: в одной емкости хранится 2 наименования блюда; емкости для хранения суточных проб не подвергаются обеззараживанию (кипячению или стерилизации);
20) документация по контролю за качеством и безопасностью организации питания на пищеблоке МКОУ «Нововладимировская СОШ» ведется замечаниями: в «Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья» не указываются фасовка, дата выработки, изготовитель, единицы измерения поступивших продуктов, номер документа, подтверждающего безопасность принятого пищевого продукта, результаты органолептической оценки поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов, условия хранения, неверно указывается конечный срок реализации поступивших продовольственного сырья и пищевых продуктов; в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» не указываются время приготовления блюд, результаты органолептической оценки качества готовых блюд (вместо этого указывается технология приготовления блюд), результаты взвешивания порционных блюд, отсутствуют подписи членов бракеражной комиссии; в «Журнале учета температурного режима холодильного оборудования» регистрируются показатели температуры только в морозильной камере, и то некорректно (указана температура 18° С), не регистрируются показания термометров в двух холодильниках; не представлены «Журнал учета температуры и влажности в складском помещении», «Гигиенический журнал (сотрудники)» с подписями сотрудников (работников, занятых изготовлением продукции общественного питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем) об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у сотрудника и членов его семьи, заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, «Ведомость контроля за рационом питания», следовательно, не созданы условия для обеспечения контроля за качеством и безопасностью поступающих пищевых продуктов и продовольственного сырья, за условиями хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, за состоянием здоровья работников пищеблока, допущенных для приготовления пищи и контактирующих с пищевой продукцией, что несет угрозу причинения вреда здоровью детей и является нарушением п.2.22, п.3.8, п.8.1.2 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п/п б п.3 статьи 10 TP №;
21) не организован производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на объекте: МКОУ «Нововладимировская СОШ», то есть не организованы мероприятия для контроля обеспечения безопасности в процессе изготовления пищевой продукции на пищеблоке, что несет угрозу причинения вреда здоровью детей и является нарушением п. 2.1 СанПиН 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20, п. 1.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, п.1, п.2 статьи И TP №.
По результатам внеплановой проверки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований №-в от 27.05.2024г. со сроками исполнения с 27.05.2024г. и до 01.09.2024г. Однако при рассмотрении письменного ответа № от 02.09.2024г. по исполнению Предписания №-в от 27.05.2024г. от директора МКОУ «Нововладимировская СОШ» ФИО28 (вх. № от 02.09.2024г.) с приложением подтверждающих документов и фото, установлено, что остаются невыполненными некоторые пункты Предписания №-в от 27.05.2024г.:
1. В производственном помещении пищеблока выделить зоны для работы с сырой и готовой к употреблению продукцией для возможности осуществления поточности технологических операций, исключающих встречные или перекрестные потоки продовольственного сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря, использованной и чистой посуды. Срок до 01.09.2024г.
3. Приобрести производственные столы для обработки пищевой продукции, имеющие цельнометаллическое покрытие, для обеспечения условий для раздельной работы с продовольственным сырьем, полуфабрикатами и готовой к употреблению пищевой продукцией; производственные столы промаркировать, использовать строго в соответствии с маркировкой. Срок до 01.09.2024г.
6. На пищеблоке оборудовать моечные ванны для обеспечения мытья столовой посуды отдельно от кухонной (три моечные ванны для мытья столовой посуды, две моечные ванны для мытья кухонной посуды), объемом, позволяющим обеспечить полное погружение кухонной посуды, ванну для обработки продовольственного сырья и пищевых продуктов, раковину для мытья рук персонала; все моечные ванны и раковины оборудовать системой холодного и горячего водоснабжения через смесители. Срок до 01.09.2024г.
14. Предусмотреть возможность организации горячего питания для обучающихся 5-11 классов. Срок до 01.09.2024г.
17. С целью минимизации риска теплового воздействия при раздаче горячих готовых блюд использовать термометры для контроля температуры блюд в соответствии с технологическими картами. Срок до 01.09.2024г. и постоянно.
20. Регулярно вести «Журнал бракеража скоропортящейся пищевой продукции», «Журнал бракеража готовой кулинарной продукции», «Журнал учета температуры и влажности в складском помещении», «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования», «Гигиенический журнал (сотрудники)», «Ведомость контроля за рационом питания» с внесением в них всех необходимых для осуществления эффективного контроля сведений. Срок с 27.05.2024г. и постоянно. (Не представлены подтверждающие документы об исполнении).
Невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является потенциальной угрозой к возникновению инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний среди детей, посещающих образовательное учреждение.
Администрация MP «<адрес>» является учредителем МКОУ «Нововладимировская СОШ», что подтверждается уставом учреждения. В соответствии с п.114 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Администрации MP «<адрес>», как законному представителю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя контролируемого лица, была направлена копия Предписания об устранении выявленных нарушений № от 16.05.2023г., выданного МКОУ «Нововладимировская СОШ» в ходе профилактического визита 16.05.2023г., для сведения и принятия мер по устранению выявленных нарушений обязательных требований (исх. № от 31.05.2023г.).
МКОУ «Нововладимировская СОШ» является бюджетным учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя.
Таким образом, вышеназванные требования в процессе своей деятельности МКОУ «Нововладимировская СОШ» не соблюдаются, что тем самым представляет серьёзную опасность здоровью обучающихся ввиду возможного возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Просит суд признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД и МКОУ «Нововладимировская СОШ», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.1 ст.24, ч.1. ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ и обязать до августа 2018 года устранить нарушения санитарного законодательства.
Представитель истца - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, представитель ответчика администрации МР «<адрес>» и представитель ответчика МКОУ «Нововладимирская СОШ» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеуказанное положение, явка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей не признается обязательной, и дело подлежит рассмотрению в их отсутствие. Следовательно, при рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей - аудиопротоколирование не осуществляется.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительного рынка.
Право главного государственного санитарного врача и его заместителей на предъявление исков в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (далее - Закон).
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.п.5. п.4 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п.1 ст.37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с п.п. 1 и 5 п.1 ст.50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
Невыполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является потенциальной угрозой к возникновению инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний среди детей, посещающих образовательное учреждение. В соответствии с п.2 ст.50, п.4 ч.1 ст. 51 закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Предписание должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является обязательным для исполнения. В соответствии с п. 1.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» настоящие санитарные правила являются * обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с обеспечением безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению. Однако нарушения, указанные в Актах профилактического визита и внеплановой проверки и Предписаниях, являются длящимися.
Согласно нормам ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соответственно, законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Администрация MP «<адрес>» является учредителем МКОУ «Нововладимировская СОШ», что подтверждается уставом учреждения. В соответствии с п.114 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. № «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» Администрации MP «<адрес>», как законному представителю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя контролируемого лица, была направлена копия Предписания об устранении выявленных нарушений № от 16.05.2023г., выданного МКОУ «Нововладимировская СОШ» в ходе профилактического визита 16.05.2023г., для сведения и принятия мер по устранению выявленных нарушений обязательных требований (исх. № от 31.05.2023г.).
МКОУ «Нововладимировская СОШ» является бюджетным учреждением, своих собственных средств не имеет, финансируется за счет средств своего учредителя.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской ФИО1 собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Администрация MP «<адрес>» передала МКОУ в оперативное управление здание, в котором оно расположено, представляет финансовые средства для выполнения образовательным заведением своих функций.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что учреждение, за которым имущество закреплено на право оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно п.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как усматривается из материалов дела по результатам мероприятий по надзору в МКОУ «Нововладимирская СОШ» <адрес> РФ выявлены нарушения санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Из предписаний должностного лица за №-в от ДД.ММ.ГГГГ и Информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ и протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нарушения санитарного законодательства в МКОУ «Нововладимировская СОШ» <адрес> РД не устранены по настоящее время, т.е. носят длящийся характер / л.д. 21-32/.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197, 264, 268 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
1. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: 368812, <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░-20 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░ 2.3/░░.░░.░░░░-20 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░.
2. ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,15░2 ░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.2.6.1, ░.2.6.5 ░░ ░░.░░.░░░░-20;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.2.5.2, ░.2.5.3 ░░ ░░.░░.░░░░-20 ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░, ░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░);
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.2 ░░░░░ VI ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░ 2,5░2);
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-10 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
- ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ 5-11 ░░░░░░░;
- ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░», «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», «░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», «░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░)», «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
3. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ MP «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» <░░░░░> ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░