Дело №2-356/2021
УИД:36RS0034-01-2021-000803
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года г. Россошь
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Крюковой С.М.,
с участием представителя истца адвоката Баюшевой Г.А., действующей на основании ордера,
с участием представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Россошанском районе (межрайонное)-Юрченко Н.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Лаптиевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кукса Александра Николаевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Россошанском районе об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа ГУ –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе в зачете периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, понуждении зачесть периоды проживания и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кукса А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе по тем основания, что 14 января 2021 года в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ему страхово об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа ГУ –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе в зачете периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, понуждении зачесть периоды проживания и назначить досрочную страховую пенсию по старости, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ УПФ РФ в Россошанском районе Воронежской области ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого периода постоянного проживания в зоне в льготным социально-экономическим статусом. По мнению ответчика, период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил 1 год 4 месяца 24 дня. Периоды проживания с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года не были ответчиком зачтены.
Кукса А.Н. не согласен с принятым решением, поскольку в период с 01.11.1986 года по 04.12.1987 года, а также в период с 29.05.2012 года по настоящее время яон постоянно проживал на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС по адресу: <адрес>, которая относится к зоне №4 с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справками выданными Администрацией Марьевского сельского поселения Ольховатского района Воронежской области от 12.11.2019 года и 24.12.2020 года. Период проживания с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года вообще оставлен ответчиком без рассмотрения.
Его постоянным местом жительства является <адрес>, собственником которого он является и проживает со своей семьей и где в соответствии с требованиями закона он встал на регистрационный учет.
В периоды с 01.08.2012 года по 28.02.2013 года он работал в <данные изъяты>», с 11.03.2013 года по 08.12.2013 года в <данные изъяты>», с 01.01.2014 года по 15.04.2015 года в <данные изъяты>, расположенным в г.Москва. В указанные периоды работа им осуществлялась вахтовым методом (2 недели работал, 2 недели отдыхал). Каждый месяц после смены он возвращался домой в <адрес>.
В период с 05.05.2015 года по настоящее время он работает на предприятии механизации к спецавтотранспорта <данные изъяты>», расположенном в г.Москва. В указанной организации он также работает вахтовым методом, что подтверждается трудовым договором и графиками рабочего времени, утвержденными на предприятии, по 14-16 дней в месяц. Отработав свою смену, каждый месяц он возвращается домой, к месту своего постоянного жительства в <адрес>.
В г.Москва он находился временно, только в период своей рабочей вахты, поэтому г.Москва является для него местом пребывания, а местом моего постоянного жительства оставалась и остается <адрес>.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, истец просит суд установить факт его постоянною проживания в период с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года по адресу: <адрес>.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 17.01.2021 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) судебные расходы в сумме 22 600 рублей.
Истец Кукса А.Н. о времени и месте рассмотрения данного дела извещен своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседании не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствие с участием представителя адвоката Баюшевой Г.А., указав, что иск поддерживает и просит суд его удовлетворить.
В соответствии с положением ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося истца.
В судебном заседании представитель истца- адвокат Баюшева Г.А. поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Росошанскому району (межрайонное) Юрченко Н.В. иск не признала и просила отказать в его удовлетворении. Суду пояснила, что при обращении истца за назначением пенсии представленными документами подтверждалось, что он зарегистрирован и проживает в <адрес> в периоды с 01.11.1986 года по 04.12.1987 года и с 29.05.2012 года. <адрес> относится к зонам проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074.
Вместе с тем, согласно трудовой книжки и сведений из индивидуального лицевого счета Кукса А.Н. с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.2014 года по 30.04.2015 года и с 05.05.2015 года на дату обращения за пенсией работал в г.Москве в различных организациях, и соответственно, не мог проживать на территории <адрес>.
Истцом был документально подтвержден период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 1 год 4 месяца 4 дня, в связи с этим Управление приняло законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии на основании совокупности имевшихся в распоряжении документов.
Оснований для установления факта проживания в зоне с льготным социально экономическим статусом в периоды с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года и с 01.01.2014 года по 40.04.2015 года не порождает для истца возникновение права на пенсию, поскольку даже с учетом этих периодов продолжительность времени проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом будет составлять менее 8 лет, что не дает истцу права на назначение пенсии с 17.01.2021 года.
Выслушав представителей сторон, истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из положений Закона №1244-1 право на льготное пенсионное обеспечение по старости предоставляется гражданам в целях возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, и обусловлено фактом и продолжительностью постоянного проживания ( работы) граждан на указанной территории.
Проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом №1244-1,подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Согласно ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения» местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Кукса А.Н. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части первой статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (абзацы первый и второй части 1 статьи 55 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела,14 января 2021 года Кукса А.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста (3 года) в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе городе Воронежской области (межрайонное) от 18.01.2021 г. N 1210000000197/ 15387/21 Кукса А.Н. в назначении пенсии по старости отказано ввиду не подтверждения факта постоянного проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Период его проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, учтенный пенсионным органом, составляет 1 год 4 месяца 4 дня, что не дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года. При этом при исчислении времени проживания истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсионным органом не учтены периоды, в течение которых Кукса А.Н. осуществлял трудовую деятельность за пределами указанной зоны проживания.
Ответчик зачел периоды проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.11.1986 г. по 04.12.1987г., с 29.05.2012г. по 31.07.2012г.,с 09.12.2013г. по 31.12.2013г.,с 01.05.2015г. по 04.05.2015г.,с 20.09.2016г. по 20.09.2016г..
Однако периоды с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года ответчик не зачел истцу в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, так как в данные периоды он осуществлял работу в г.Москва вахтовым методом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживаем.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», место жительства это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение
специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кукса А.Н. на основании договора дарения от 24 октября 2014 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании справки администрации Марьевского сельского поселения Ольховатского муниципального района Воронежской области от 24 декабря 2020 года N 832 с 01.11.1987 года по 04.12.1987 года, с 29.05.2012 года и по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.Аналогичная информация содержится в паспорте гражданина РФ ( л.д.25).
Кроме того, Кукса А.Н. является получателем ежемесячных выплат как лицо, проживающее на загрязнённой территории.
Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, перечня населенных пунктов, находящихся на границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582, хутор <адрес> Воронежской включено в перечень пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, к зоне №4 проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно трудовой книжки и сведений из индивидуального лицевого счета Кукса А.Н. в периоды с 01.08.2012 года по 28.02.2013 года работал в ООО ЧОО «Альфа СБ - 7», с 11.03.2013 года по 08.12.2013 года в ООО ЧОО «Зет», с 01.01.2014 года по 15.04.2015 года в ООО ЧОП «Альфа-Фотон», расположенным в г.Москва. Общая продолжительность периодов работы в указанных организациях составляет 2 года 8 месяцев 8 дней.
В период с 05.05.2015 года по настоящее время Кукса А.Н. работает на предприятии механизации и спецавтотранспорта ГУП «Экотехпром», расположенном в г.Москва. По состоянию на 14.01.2021 года, т.е. на момент обращения истца за назначением пенсии период работы в данной организации составил 5 лет 8 месяцев 8 дней. В указанной организации он работает вахтовым методом, что подтверждается трудовым договором и графиками рабочего времени, утвержденными на предприятии, по 14-16 дней в месяц. (л.д.33,34,35,36,37,38,39).
Однако, несмотря на вахтовый метод работы, который согласно графика рабочего времени, очевиден, ответчик не зачел истцу период его работы в ГУП «Экотехпром» с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года и с 21.09.2016г по 31.12.2019г. (5 лет 8 месяцев 8 дней), без учета выходных дней, в льготный период проживания в зоне в льготным социально-экономическим статусом. Период с 01.01.20202 года по 14.01.2021 года ответчик совсем оставил без рассмотрения. Суд расценивает такую позиция пенсионного органа необоснованной.
В силу ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, согласно ст.265 ГПК РФ, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Установление в судебном порядке факта проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом истцу необходимо для реализации прав на пенсионное обеспечение, так как других документальных подтверждений данного факта он представить не может.
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в <адрес> подтвердили в судебном заседании свидетели П и Т, которые указали, что с 2012 года Кукса А.Н. вместе со своей семьёй постоянно проживает в <адрес>, ведет свое хозяйство и периодически выезжает на работу вахтовым методом охранником в г.Москву,15 дней он работает в Москве,15 дней у него выходных, которые он находится дома.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, вместе с тем, свидетели не указали периоды работы истца вахтовым методом в г. Москве.
Судом установлено, что в спорные периоды работы в г. Москве Кукса А.Н. был установлен график работы 15 рабочих дней,15 выходных дней, то есть истец находился в по месту работы временно, только в период своей рабочей вахты, поэтому г.Москва является для него местом пребывания, а местом моего постоянного жительства оставалась и остается <адрес>.
Доводы истца о проживании на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с учетом наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, отнесенным к зоне с льготным социально-экономическим статусом, получения медицинской помощи по месту жительства, получение ежемесячных денежных выплат как лицом, проживающим на загрязненной территории, подтвержденные письменными доказательствами и свидетельскими показаниями, не опровергнуты ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом доказан факт его проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом в спорные периоды, поскольку выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием, в связи с чем суд полагает, что проживание истца Кукса А.Н. в г. Москве в период осуществления трудовой деятельности вахтовым методом не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, на территории которого он работает, не свидетельствует о перемене им места жительства.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным установить факт постоянного проживания Кукса А.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.1 ст.8 того же Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону).
Этот возраст может быть снижен при наличии какой - либо льготы, предусматривающей назначение досрочной пенсии.
Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Таким образом, льготное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста установлено законодателем в качестве государственных гарантий и компенсаций гражданам в связи с их постоянным проживанием (работой) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
С учетом зачтенных пенсионным органом периодов и периодов, зачтенных судом, общая продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 9 лет 8 месяцев 18 дней:
-с 01.11.1986г. по 04.12.1987г.,
-с 29.05.2012г. по 31.07.2012г. и с 01.08.2012г. по 08.12.2013 г.,
-с 09.12.2013г. по 31.12.2013г. и с 01.01.2014г. по 30.04.2015г.,
-с 01.05.2015г. по 04.05.2015г. и с 05.05.2015г. по 19.09.2016г.,
-с 20.09.2016г. по 20.09.2016г. и с 21.09.2016г. по 31.12.2019г.,
-с 01.01.2020г. по 14.01.2021г.
Страховой стаж истца по состоянию на 17.01.2021 года составляет 29 лет 3 месяца 21 день.
Ответчик принимает во внимание, что период проживания истца с 14.01.2021 года по 05.05.2021 года в <адрес> подтверждается паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства, справкой Марьевского сельского поселения и документами, подтверждающими время междувахтового отдыха в период работы в г. Москве, однако в своем решении от 18.01.2021 г. N 1210000000197/ 15387/21 об отказе Куксе А.Н. в назначении пенсии по старости, о зачете данного периода не указал, что является необоснованным, подлежащим устранению.
Общий период работы и проживание Кукса А.Н. в районе, подвергшемуся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС, составил более 8 лет, то есть больший, чем период, необходимый для уменьшения его возраста для назначения пенсии.
Учитывая факт проживания и продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991г N 1244-1 на момент обращения в пенсионный орган.
Принимая во внимание, что в указанный спорный период времени постоянное
место жительства истца Кукса А.Н. установлено на территории с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на снижение пенсионного возраста, что следуют из материалов дела и подтверждаются собранными по делу доказательствами, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Кукса А.Н..
Доводы ответчика о том, что Кукса А.Н. работает вахтовым методом в г.Москве в организации, расположенной на территории, не относящейся к территориям радиоактивного загрязнения, поэтому спорные периоды не подлежат зачету, суд полагает необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не могут являться безусловным основанием к отказу в зачете данных периодов, и не противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Доводы ответчика о том, что период работы истца не подлежит зачету как проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд признает несостоятельными, противоречащими положениям пункта 8 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Понесенные Кукса А.Н. судебные расходы являлись необходимыми. Вместе с тем, судебные расходы в сумме 22 600 рублей не отвечают критерию разумности и справедливости, в связи с чем, они подлежат возмещению в меньшем размере.
Суд определяет к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, за составление искового заявления-3 500 рублей, при этом суд учитывает, что после предварительного судебного заседания исковые требования уточнялись, что свидетельствует о некачественной подготовке первоначально заявленных исковых требований.
С учётом достигнутого по делу результата, характера и категории спора, объема выполненной представителем истца работы, его процессуальной активности размер расходов, которые при сравнимых обстоятельствах взимаются за аналогичные услуги, суд приходит к выводу о том, что заявленные к взысканию расходы по оплате услуг представителя адвоката Баюшевой Г.А. в сумме 14 000 рублей носят чрезмерный характер, в связи с чем, они подлежат снижению в общей сумме до 5 000 рублей. Общая сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с пенсионного органа составляет 9 100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить факт постоянного проживания Кукса Александра Николаевича, <Дата обезличена> года рождения, в период с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года по адресу: <адрес>.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть периоды проживания Кукса Александра Николаевича, 17.01.1963 года рождения, в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 17.01.2021 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Кукса Александра Николаевича судебные расходы в сумме 9 100 (девять тысяч сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Россошанский районный суд Воронежской области со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.
Судья: С.М.Крюкова.
Дело №2-356/2021
УИД:36RS0034-01-2021-000803
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года г. Россошь
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Крюковой С.М.,
с участием представителя истца адвоката Баюшевой Г.А., действующей на основании ордера,
с участием представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Россошанском районе (межрайонное)-Юрченко Н.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Лаптиевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кукса Александра Николаевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Россошанском районе об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа ГУ –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе в зачете периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, понуждении зачесть периоды проживания и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кукса А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе по тем основания, что 14 января 2021 года в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ему страхово об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа ГУ –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе в зачете периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, понуждении зачесть периоды проживания и назначить досрочную страховую пенсию по старости, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением ГУ УПФ РФ в Россошанском районе Воронежской области ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого периода постоянного проживания в зоне в льготным социально-экономическим статусом. По мнению ответчика, период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил 1 год 4 месяца 24 дня. Периоды проживания с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года не были ответчиком зачтены.
Кукса А.Н. не согласен с принятым решением, поскольку в период с 01.11.1986 года по 04.12.1987 года, а также в период с 29.05.2012 года по настоящее время яон постоянно проживал на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС по адресу: <адрес>, которая относится к зоне №4 с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается справками выданными Администрацией Марьевского сельского поселения Ольховатского района Воронежской области от 12.11.2019 года и 24.12.2020 года. Период проживания с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года вообще оставлен ответчиком без рассмотрения.
Его постоянным местом жительства является <адрес>, собственником которого он является и проживает со своей семьей и где в соответствии с требованиями закона он встал на регистрационный учет.
В периоды с 01.08.2012 года по 28.02.2013 года он работал в <данные изъяты>», с 11.03.2013 года по 08.12.2013 года в <данные изъяты>», с 01.01.2014 года по 15.04.2015 года в <данные изъяты>, расположенным в г.Москва. В указанные периоды работа им осуществлялась вахтовым методом (2 недели работал, 2 недели отдыхал). Каждый месяц после смены он возвращался домой в <адрес>.
В период с 05.05.2015 года по настоящее время он работает на предприятии механизации к спецавтотранспорта <данные изъяты>», расположенном в г.Москва. В указанной организации он также работает вахтовым методом, что подтверждается трудовым договором и графиками рабочего времени, утвержденными на предприятии, по 14-16 дней в месяц. Отработав свою смену, каждый месяц он возвращается домой, к месту своего постоянного жительства в <адрес>.
В г.Москва он находился временно, только в период своей рабочей вахты, поэтому г.Москва является для него местом пребывания, а местом моего постоянного жительства оставалась и остается <адрес>.
С учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований, истец просит суд установить факт его постоянною проживания в период с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года по адресу: <адрес>.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 17.01.2021 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) судебные расходы в сумме 22 600 рублей.
Истец Кукса А.Н. о времени и месте рассмотрения данного дела извещен своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседании не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть данное дело в его отсутствие с участием представителя адвоката Баюшевой Г.А., указав, что иск поддерживает и просит суд его удовлетворить.
В соответствии с положением ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося истца.
В судебном заседании представитель истца- адвокат Баюшева Г.А. поддержала уточненное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Росошанскому району (межрайонное) Юрченко Н.В. иск не признала и просила отказать в его удовлетворении. Суду пояснила, что при обращении истца за назначением пенсии представленными документами подтверждалось, что он зарегистрирован и проживает в <адрес> в периоды с 01.11.1986 года по 04.12.1987 года и с 29.05.2012 года. <адрес> относится к зонам проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074.
Вместе с тем, согласно трудовой книжки и сведений из индивидуального лицевого счета Кукса А.Н. с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.2014 года по 30.04.2015 года и с 05.05.2015 года на дату обращения за пенсией работал в г.Москве в различных организациях, и соответственно, не мог проживать на территории <адрес>.
Истцом был документально подтвержден период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом продолжительностью 1 год 4 месяца 4 дня, в связи с этим Управление приняло законное и обоснованное решение об отказе в назначении пенсии на основании совокупности имевшихся в распоряжении документов.
Оснований для установления факта проживания в зоне с льготным социально экономическим статусом в периоды с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года и с 01.01.2014 года по 40.04.2015 года не порождает для истца возникновение права на пенсию, поскольку даже с учетом этих периодов продолжительность времени проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом будет составлять менее 8 лет, что не дает истцу права на назначение пенсии с 17.01.2021 года.
Выслушав представителей сторон, истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из положений Закона №1244-1 право на льготное пенсионное обеспечение по старости предоставляется гражданам в целях возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, и обусловлено фактом и продолжительностью постоянного проживания ( работы) граждан на указанной территории.
Проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом №1244-1,подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Согласно ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения» местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Кукса А.Н. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части первой статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (абзацы первый и второй части 1 статьи 55 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела,14 января 2021 года Кукса А.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста (3 года) в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе городе Воронежской области (межрайонное) от 18.01.2021 г. N 1210000000197/ 15387/21 Кукса А.Н. в назначении пенсии по старости отказано ввиду не подтверждения факта постоянного проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Период его проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, учтенный пенсионным органом, составляет 1 год 4 месяца 4 дня, что не дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года. При этом при исчислении времени проживания истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсионным органом не учтены периоды, в течение которых Кукса А.Н. осуществлял трудовую деятельность за пределами указанной зоны проживания.
Ответчик зачел периоды проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.11.1986 г. по 04.12.1987г., с 29.05.2012г. по 31.07.2012г.,с 09.12.2013г. по 31.12.2013г.,с 01.05.2015г. по 04.05.2015г.,с 20.09.2016г. по 20.09.2016г..
Однако периоды с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года ответчик не зачел истцу в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, так как в данные периоды он осуществлял работу в г.Москва вахтовым методом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где
гражданин постоянно или преимущественно проживаем.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», место жительства это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение
специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кукса А.Н. на основании договора дарения от 24 октября 2014 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании справки администрации Марьевского сельского поселения Ольховатского муниципального района Воронежской области от 24 декабря 2020 года N 832 с 01.11.1987 года по 04.12.1987 года, с 29.05.2012 года и по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.Аналогичная информация содержится в паспорте гражданина РФ ( л.д.25).
Кроме того, Кукса А.Н. является получателем ежемесячных выплат как лицо, проживающее на загрязнённой территории.
Согласно распоряжению Совета Министров и Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 557-р, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р, перечня населенных пунктов, находящихся на границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582, хутор <адрес> Воронежской включено в перечень пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, к зоне №4 проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно трудовой книжки и сведений из индивидуального лицевого счета Кукса А.Н. в периоды с 01.08.2012 года по 28.02.2013 года работал в ООО ЧОО «Альфа СБ - 7», с 11.03.2013 года по 08.12.2013 года в ООО ЧОО «Зет», с 01.01.2014 года по 15.04.2015 года в ООО ЧОП «Альфа-Фотон», расположенным в г.Москва. Общая продолжительность периодов работы в указанных организациях составляет 2 года 8 месяцев 8 дней.
В период с 05.05.2015 года по настоящее время Кукса А.Н. работает на предприятии механизации и спецавтотранспорта ГУП «Экотехпром», расположенном в г.Москва. По состоянию на 14.01.2021 года, т.е. на момент обращения истца за назначением пенсии период работы в данной организации составил 5 лет 8 месяцев 8 дней. В указанной организации он работает вахтовым методом, что подтверждается трудовым договором и графиками рабочего времени, утвержденными на предприятии, по 14-16 дней в месяц. (л.д.33,34,35,36,37,38,39).
Однако, несмотря на вахтовый метод работы, который согласно графика рабочего времени, очевиден, ответчик не зачел истцу период его работы в ГУП «Экотехпром» с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года и с 21.09.2016г по 31.12.2019г. (5 лет 8 месяцев 8 дней), без учета выходных дней, в льготный период проживания в зоне в льготным социально-экономическим статусом. Период с 01.01.20202 года по 14.01.2021 года ответчик совсем оставил без рассмотрения. Суд расценивает такую позиция пенсионного органа необоснованной.
В силу ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, согласно ст.265 ГПК РФ, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Установление в судебном порядке факта проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом истцу необходимо для реализации прав на пенсионное обеспечение, так как других документальных подтверждений данного факта он представить не может.
Факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в <адрес> подтвердили в судебном заседании свидетели П и Т, которые указали, что с 2012 года Кукса А.Н. вместе со своей семьёй постоянно проживает в <адрес>, ведет свое хозяйство и периодически выезжает на работу вахтовым методом охранником в г.Москву,15 дней он работает в Москве,15 дней у него выходных, которые он находится дома.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, вместе с тем, свидетели не указали периоды работы истца вахтовым методом в г. Москве.
Судом установлено, что в спорные периоды работы в г. Москве Кукса А.Н. был установлен график работы 15 рабочих дней,15 выходных дней, то есть истец находился в по месту работы временно, только в период своей рабочей вахты, поэтому г.Москва является для него местом пребывания, а местом моего постоянного жительства оставалась и остается <адрес>.
Доводы истца о проживании на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с учетом наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, отнесенным к зоне с льготным социально-экономическим статусом, получения медицинской помощи по месту жительства, получение ежемесячных денежных выплат как лицом, проживающим на загрязненной территории, подтвержденные письменными доказательствами и свидетельскими показаниями, не опровергнуты ответчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом доказан факт его проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом в спорные периоды, поскольку выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием, в связи с чем суд полагает, что проживание истца Кукса А.Н. в г. Москве в период осуществления трудовой деятельности вахтовым методом не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, на территории которого он работает, не свидетельствует о перемене им места жительства.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает возможным установить факт постоянного проживания Кукса А.Н. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч.1 ст.8 того же Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону).
Этот возраст может быть снижен при наличии какой - либо льготы, предусматривающей назначение досрочной пенсии.
Пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначаются в соответствии с положениями ст.10 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.30-37 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Таким образом, льготное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста установлено законодателем в качестве государственных гарантий и компенсаций гражданам в связи с их постоянным проживанием (работой) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
С учетом зачтенных пенсионным органом периодов и периодов, зачтенных судом, общая продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 9 лет 8 месяцев 18 дней:
-с 01.11.1986г. по 04.12.1987г.,
-с 29.05.2012г. по 31.07.2012г. и с 01.08.2012г. по 08.12.2013 г.,
-с 09.12.2013г. по 31.12.2013г. и с 01.01.2014г. по 30.04.2015г.,
-с 01.05.2015г. по 04.05.2015г. и с 05.05.2015г. по 19.09.2016г.,
-с 20.09.2016г. по 20.09.2016г. и с 21.09.2016г. по 31.12.2019г.,
-с 01.01.2020г. по 14.01.2021г.
Страховой стаж истца по состоянию на 17.01.2021 года составляет 29 лет 3 месяца 21 день.
Ответчик принимает во внимание, что период проживания истца с 14.01.2021 года по 05.05.2021 года в <адрес> подтверждается паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства, справкой Марьевского сельского поселения и документами, подтверждающими время междувахтового отдыха в период работы в г. Москве, однако в своем решении от 18.01.2021 г. N 1210000000197/ 15387/21 об отказе Куксе А.Н. в назначении пенсии по старости, о зачете данного периода не указал, что является необоснованным, подлежащим устранению.
Общий период работы и проживание Кукса А.Н. в районе, подвергшемуся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС, составил более 8 лет, то есть больший, чем период, необходимый для уменьшения его возраста для назначения пенсии.
Учитывая факт проживания и продолжительность проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, он имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991г N 1244-1 на момент обращения в пенсионный орган.
Принимая во внимание, что в указанный спорный период времени постоянное
место жительства истца Кукса А.Н. установлено на территории с льготным социально-экономическим статусом, дающим право на снижение пенсионного возраста, что следуют из материалов дела и подтверждаются собранными по делу доказательствами, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования Кукса А.Н..
Доводы ответчика о том, что Кукса А.Н. работает вахтовым методом в г.Москве в организации, расположенной на территории, не относящейся к территориям радиоактивного загрязнения, поэтому спорные периоды не подлежат зачету, суд полагает необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не могут являться безусловным основанием к отказу в зачете данных периодов, и не противоречит положениям пункта 8 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Доводы ответчика о том, что период работы истца не подлежит зачету как проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд признает несостоятельными, противоречащими положениям пункта 8 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Понесенные Кукса А.Н. судебные расходы являлись необходимыми. Вместе с тем, судебные расходы в сумме 22 600 рублей не отвечают критерию разумности и справедливости, в связи с чем, они подлежат возмещению в меньшем размере.
Суд определяет к взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, за составление искового заявления-3 500 рублей, при этом суд учитывает, что после предварительного судебного заседания исковые требования уточнялись, что свидетельствует о некачественной подготовке первоначально заявленных исковых требований.
С учётом достигнутого по делу результата, характера и категории спора, объема выполненной представителем истца работы, его процессуальной активности размер расходов, которые при сравнимых обстоятельствах взимаются за аналогичные услуги, суд приходит к выводу о том, что заявленные к взысканию расходы по оплате услуг представителя адвоката Баюшевой Г.А. в сумме 14 000 рублей носят чрезмерный характер, в связи с чем, они подлежат снижению в общей сумме до 5 000 рублей. Общая сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с пенсионного органа составляет 9 100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить факт постоянного проживания Кукса Александра Николаевича, <Дата обезличена> года рождения, в период с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года по адресу: <адрес>.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть периоды проживания Кукса Александра Николаевича, 17.01.1963 года рождения, в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.08.2012 года по 08.12.2013 года, с 01.01.2014 года по 30.04.2015 года, с 05.05.2015 года по 19.09.2016 года, с 21.09.2016 года по 31.12.2019 года, с 01.01.2020 года по 14.01.2021 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.34 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 17.01.2021 года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Кукса Александра Николаевича судебные расходы в сумме 9 100 (девять тысяч сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда через Россошанский районный суд Воронежской области со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2021 года.
Судья: С.М.Крюкова.