Решение по делу № 33а-1267/2021 от 29.03.2021

Дело № 2а-24/2021 (33а-1267/2021)                                            судья Стукалов А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2021 г.                                                                                                город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного судав составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

рассматривала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района на решение Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 г. по административному исковому Мартенс М.В. к администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района о признании незаконными действий по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списке нуждающихся в жилом помещении по категории многодетная семья.

Заслушав доклад судьи Голомидовой И.В., судебная коллегия

установила:

    Мартенс М.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что 18.07.2006 он был зарегистрирован и с указанного времени проживал в "...". Согласие на вселение и проживание в данном жилом помещении было предоставлено его дядей "...", являющимся собственником квартиры. С 23.01.2014 по указанному адресу также были вселены и зарегистрированы его дети: "...", "...", "..."

    20.08.2014 по его заявлению администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района семья Мартенс М.В. в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. Однако 11.04.2019 его семью сняли с данной очереди в виду достижения "..." 18-летнего возраста.

    Просил признать незаконными действия администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района по снятию семьи Мартенс М.В. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать восстановить в списке нуждающихся в жилом помещении по категории многодетная семья.

Решением Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 г. требования удовлетворены.

Суд признал незаконным действия администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области по снятию семьи Мартенс Михаила Викторовича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд также обязал администрацию муниципального образования Северо-Западное Суворовского района Тульской области восстановить семью Мартенс М.В. составом: Мартенс М.В., "..." года рождения, Мартенс Э.М., "..." года рождения, Мартенс М.М., "..." года рождения, Мартенс Г.М., "..." года рождения, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории многодетная семья с установлением и указанием номера очередности, исходя из первоначальной постановки на учет – с 20.08.2014.

    В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Северо-Западное Суворовского района просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, нарушении норм материального права.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителей заинтересованных лиц.

    Изучив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Мартенс М.В., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района по доверенности Черней Е.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения.

    Как следует из материалов дела и установлено судом, Мартенс М.В. с 18.07.2006 зарегистрирован по адресу: "...", в качестве племянника "...", являющегося собственником в праве совместной собственности с "...", "...", "...".

    С 23.01.2014 по указанному выше адресу были зарегистрированы дети Мартенс М.В.: Мартенс Г.М. (сын), Мартенс М.М. (дочь), Мартенс Э.М. (дочь). 20.08.2020 в названном жилом помещении зарегистрирована также Мартенс М.В., "..." года рождения, являющаяся дочерью Мартенс Э.М. и внучкой Мартенс М.В.

Постановлением администрации муниципального образования Суворовский район № 134 от 16.02.2018 жилой дом "..." признан аварийным и подлежащим сносу.

Семья Мартенс М.В. с 21.09.2009 поставлена на учет как многодетная, постоянно проживающая на территории Тульской области, что подтверждается удостоверением многодетной семьи серии "..." от "..." Срок действия удостоверения продлен до 01.09.2020.

Постановлением администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района № 305 от 20.08.2014 на основании ст.ст. 51, 52 ЖК РФ семья Мартенс М.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе 4 человек: Мартенс М.В., "..." года рождения; Мартенс Э.М., "..." года рождения, дочь; Мартенс М.М., "..." года рождения, дочь; Мартенс Г.М., "..." года рождения, сын.

Согласно объяснениям сторон по делу, семья Мартенс М.В. была учтена и по льготе «многодетная семья».

Из письма министерства строительства Тульской области № ОГ/8792 от 10.06.2020 следует, что семья Мартенс М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, номер очереди – 73. Предоставление жилых помещений муниципального жилого фонда осуществляется согласно очередности.

Постановлением администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района № 90 от 11.04.2019 семья Мартенс М.В. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием статуса многодетной семьи.

Согласно частям 1 и 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска только при условии установления его нарушения без уважительной причины, а также невозможности его восстановления в силу прямого указания в законе.

Как следует из искового заявления, Мартенс М.В. 15.05.2020 узнал о том, что оспариваемым постановлением от 11.04.2019 его сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В суд с заявлением Мартенс М.В. обратился 12.11.2020, то есть с пропуском срока на обращение в суд.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Мартенс М.В. в мае 2020 года обращался в прокуратуру Тульской области, откуда его заявление было направлено для проверки содержащихся в нем доводов в прокуратуру Суворовского района, которой обращение заявителя было рассмотрено и в июле 2020 год Мартенс М.В. был направлен ответ. Сведений о дате получения указанного письма из прокуратуры материалы дела не содержат. Как пояснил в суде апелляционной инстанции административный истец, письмо из прокуратуры было им получено посредством почтовой связи в августе 2020 года.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного Кодекса).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что срок на подачу административного искового заявления Мартенс М.В., учитывая интересы несовершеннолетних детей, подлежит восстановлению.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.

В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации № 431 от 05 мая 1992 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей» на Правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга возложена обязанность по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.

На момент принятия семьи Мартенс на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовало Положение о порядке и сроках предоставления единовременной денежной выплаты малоимущим многодетным семьям Тульской области, в которых один из членов семьи состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на приобретение жилья, утвержденное Постановлением правительства Тульской области от 31.10.2012 г. № 622.

Согласно п. 1 названного Положения в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления от 11.04.2019, оно определяло порядок и сроки предоставления малоимущим многодетным семьям Тульской области, в которых один из членов семьи состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - многодетная семья), единовременной денежной выплаты на приобретение жилья (далее - денежная выплата).

Нуждающимся в жилом помещении один из членов многодетной семьи признавался органом местного самоуправления по месту его постоянного жительства на территории Тульской области в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3).

Малоимущей многодетная семья признавалась в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, ниже величины прожиточного минимума семьи, определяемой по основным социально-демографическим группам населения, установленной в Тульской области (п. 4).

Названное положение принято в соответствии с Законом Тульской области от 4 декабря 2008 г. № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области».

Постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598 утверждена государственная программа Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области», а также Положение о предоставлении разовых социальных выплат гражданам.

Вышеупомянутое Положение устанавливает цель, порядок и условия предоставления средств из бюджета Тульской области Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования на реализацию мероприятия «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области» подпрограммы «Доступное жилье» государственной программы Тульской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Тульской области».

Целью предоставления средств из бюджета Тульской области региональному оператору является предоставление разовых социальных выплат (далее - социальная выплата) отдельным категориям граждан на погашение части стоимости приобретения жилья, в том числе в строящемся многоквартирном доме, строительство которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», или строительство индивидуального жилого дома при получении ипотечного кредита (займа) в рамках реализации мероприятия.

В соответствии с п. 4 Положения социальная выплата предоставляется в том числе, многодетным семьям (имеющим трех и более детей), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и имеющим доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита (займа).

Под гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, понимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления Тульской области по месту их постоянного проживания нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Факт признания нуждающимися устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления Тульской области (пункт 7 Положения).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Проверяя полномочия должностного лица на принятие оспариваемого решения от 11.04.2019, судебная коллегия установила, что последнее принято в соответствии с ч. 2 с. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации соответствующим органом местного самоуправления, осуществившим постановку на учет на предоставление жилого помещения, то есть постановлением главы администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района от 11.04.2019 .

Согласно объяснениям представителя административного ответчика и следует из письма администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района от 15 мая 2020 г. с учета нуждающихся в жилом помещении как многодетная семья Мартенс снята в связи с достижением Мартенс Э.М. возраста 18 лет.

Между тем согласно ст. 1 Закона Тульской области от 04.12.2008 № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» многодетной признается семья, имеющая трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а совершеннолетних детей - воспитанников, учащихся, студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы в образовательных организациях, - до окончания обучения, и проходящих срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет.

Членами многодетной семьи признаются родители или лица, их заменяющие: отчимы, мачехи, усыновители (далее - родители), их дети (в том числе усыновленные), пасынки и падчерицы. В составе многодетной семьи не учитываются совершеннолетние дети, вступившие в брак и (или) имеющие ребенка (детей).

Пунктами 5 и 6 Положения о предоставлении разовых социальных выплат гражданам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 № 598, ребенком (детьми) в семье признается:

1) лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), с учетом исключений, предусмотренных настоящим Положением;

2) лицо, достигшее совершеннолетия, обучающееся в образовательных организациях всех форм обучения любых организационно-правовых форм, - до окончания обучения и/или проходящее срочную военную службу по призыву, но не более чем до достижения возраста двадцати трех лет (при согласии данного лица).

Не признаются членами семьи:

1) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении в государственных или муниципальных образовательных организациях;

2) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав (ограничены в правах);

3) дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;

4) дети, объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипированными);

5) дети, являющиеся или признанные в установленном порядке дееспособными в полном объеме в случае, когда действующим законодательством допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со времени вступления в брак).

Из материалов дела следует, что Мартенс Э.М., "..." года рождения, на момент принятия решения о снятии семьи Мартенс с учета нуждающихся - 11 апреля 2019 года, достигла восемнадцатилетнего возраста.

Однако согласно справке "..." Мартенс Э.М. является студенткой "...", форма обучения дневная (очная), обучается с 01.09.2017, окончание срока обучения – 30.06.2021, находилась в академическом отпуске с 02.09.2020 по 14.02.2021.

В связи с изложенным, принятие администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района решения о снятии семьи Мартенс с учета в связи с достижением одним из детей 18-летнего возраста и утраты по этому основанию статуса многодетной, требованиям закона не соответствует.

Таким образом, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Мартенс М.С. требований с учетом их уточнения.

Довод административного ответчика о том, что у Мартенс Э.М. родился "..." ребенок, в связи с чем она не может являться членом многодетной семьи, а семья административного истца многодетной, является несостоятельным, поскольку на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления таких обстоятельств не имелось.

Иные доводы жалобы о законности нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении семьи Мартенс М.С., в том числе как многодетной, наличия в собственности у административного истца и его детей жилых помещений, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

В соответствии с абз. 2 п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

По настоящему делу администрация муниципального образования Северо-Западное Суворовского района, обосновывая снятие административного истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, сослалась только на утрату семьей Мартенс статуса многодетной в связи с достижением одним из детей 18-летнего возраста. Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе иные обстоятельства не были предметом рассмотрения административного ответчика при принятии постановления от 11.04.2019, фактически изменяют основание оспариваемого решения.

Содержащиеся в решении судьи районного суда суждения об отсутствии оснований для снятия с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, не изменении жилищных условий семьи административного истца не являются основанием для отмены решения от 18.01.2021 и не ставят под сомнение вывод суда об удовлетворении заявленных требований.

Учитывая вышеизложенное, основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Суворовского районного суда Тульской области от 18 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Северо-Западное Суворовского района - без удовлетворения.

    В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

33а-1267/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мартенс Михаил Викторович
Ответчики
Администрация МО Северо-Западное
Другие
Министерство строительства Тульской области
Администрация МО Суворовский район
Суд
Тульский областной суд
Судья
Голомидова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
30.03.2021Передача дела судье
27.04.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2021Передано в экспедицию
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее