Судья Самойлова Ю.С. Дело №33-1352
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Хомяковой М.Е., Наместниковой Л.,А.,
при секретаре Крахиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головченко Азы Ивановны к администрации г. Орла о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 16.03.2017, которым исковые требования Головченко А.И. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав пояснения представителя администрации г. Орла – Полосухиной Л.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей Головченко А.И - Головченко Ю.В., Дмитриевой Е.С., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Головченко А.И. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку при рождении была оставлена матерью в доме ребенка, где проживала до <дата>.
В период с <дата> по <дата> находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в Мценском детском доме для детей дошкольного возраста, а затем до <дата> в Троснянской вспомогательной школе-интернате, в период с <дата> по <дата> проходила обучение в Тельченской специальной (коррекционной) школе-интернате.
Указывает, что в период с <дата> по март 1993 года находилась в БСУ СО ОО «Добринский психоневрологический интернат», а с <дата> по <дата> в ОГУ «Тельченский психоневрологический интернат».
После окончания образовательного учреждения истец <дата> вышла замуж за ФИО8 и проживала с мужем у его тети, затем проживала в доме бабушки мужа вплоть до <дата>.
<дата> ФИО8 умер и истица начала арендовать различные жилые помещения.
В настоящее время собственного жилого помещения не имеет, зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>.
В связи с изложенным, просила признать ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать орган местного самоуправления в лице администрации <адрес> поставить ее на учет граждан нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договору специализированного найма на состав семьи один человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация <адрес> ставит вопрос об изменении решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено право органов власти субъектов РФ самостоятельно определять порядок предоставления жилого помещения данной категории граждан.
Указывает, что установление судом обязанности по предоставлению Головченко А.И. жилого помещения без ссылки на список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, не соответствует нормам действующего законодательства, влечет нарушение прав лиц, включенных в список ранее.
Обращает внимание, что истец впервые обратилась для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении в администрацию <адрес> <дата> в возрасте 41 года, в то время как принятие на учет лиц данной категории носит заявительный характер и данное право необходимо реализовать до достижения возраста 23 лет.
Приводит довод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения ответчиком по делу прав истца, а также ненадлежащего выполнения указанными органами обязанностей по защите прав истца, в тот период, когда она была несовершеннолетней.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще уведомленных о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По правилам ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 2.1 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ст.2.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.
По правилам приведенных норм права предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Из материалов дела следует, что Головченко А.И., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из записи акта о рождении № от <дата> следует, что Головченко А.И. оставлена матерью в детской больнице (л.д. 21).
Согласно справке КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста» истец находилась на воспитании указанного учреждения до <дата> (л.д. 18).
С <дата> по <дата> Головченко А.И. обучалась в Троснянской вспомогательной школе-интернате, в период с <дата> по <дата> проходила обучение в Тельченской специальной (коррекционной) школе-интернате (л.д. 19, 20).
После окончания школы истец была направлена в БСУ СО ОО «Добринский психоневрологический интернат», а с <дата> по <дата> в ОГУ «Тельченский психоневрологический интернат», где находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 21).
<дата> истец вышла замуж за ФИО8 и проживала с мужем по адресу: <адрес>, где у них <дата> родился сын ФИО6
<дата> ФИО8 умер, наследственное дело после его смерти не заводилось, недвижимое имущество на праве собственности у ФИО8 отсутствовало.
Установлено, что Головченко А.И. и ее сын ФИО6 в собственности жилых помещений не имеет.
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №, Головченко А.И. является инвалидом с детства, <дата> ей установлена бессрочно вторая группа инвалидности, не исключающая лечебно-трудовую деятельность под контролем, ввиду наличия психического заболевания «олигофрения с выраженной степенью дебильности» (л.д. 5).
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и установив, что Головченко А.И. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, суд удовлетворил заявленные истцом требования, обязав администрацию <адрес> поставит ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма муниципального специализированного жилого помещения.
Кроме того, суд исходил из наличия у истца статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, обеспечение жилищных прав которого предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения, однако данных о том, что при направлении истца в детский дом и нахождении в других образовательных учреждениях за ним закреплялось жилое помещение, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их верными, основанными на нормах права и установленных конкретных обстоятельств дела и состояния здоровья истца.
Согласно Положению о психоневрологическом интернате Минсоцобеспечения РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 № 145 (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2007 № ГКПИ06-1458, Определением Верховного Суда РФ от 12.04.2007 № КАС07-103) в психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психотической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта. Администрация интерната выполняет обязанности опекунов и попечителей в отношении лиц, проживающих в психоневрологическом интернате и нуждающихся в опеке и попечительстве.
По мнению судебной коллегии, приведенные выше обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что несвоевременность обращения Головченко А.И. за реализацией своего права обусловлено уважительной причиной - наличием психического заболевания, в силу чего нарушенное право истца подлежит восстановлению.
Отсутствие лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться как безусловное основание для отказа в удовлетворении требования таких лиц о постановке на учет нуждающихся в жилье.
Кроме того, правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
В силу ст. 147 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент пребывания истца в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с 1.09.2008 на основании Федерального закона от 24.04.2008 № 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.
Из положений ч. 3 ст. 36 ГК РФ следует, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
С учетом изложенного и вопреки доводам жалобы о пропуске истцом срока для постановки на учет нуждающихся, Головченко А.И. не может быть лишена гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить ее на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, не исследованные судом, они направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для изменения решения и изложения его в предложенной стороной ответчика формулировке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░