78RS0002-01-2023-000413-20
ДЕЛО № 2-127/2024 31 января 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в лице председательствующего судьи Т.П. Тяжкиной,
с участием истца Кулешова А.С.,
представителя истца – Самойловой Е.В..
представителя ответчика – Коноваловой Е.В.,
при помощнике Белоногой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Выборгского районного суда Санкт-Петербурга гражданское дело по иску Кулешова А. С. к ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, поданное в защиту пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Кулешов А.С. обратился с иском к ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором с учетом принятых уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил признать решение от 09.11.2022 года незаконным, обязать Отделение произвести индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01 января 2015 года по 31 декабря 2022 года.
Кулешов А.С., его представитель Самойлова Е.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Коновалова Е.В. считала иск не основанным на законе и подлежащим отклонению по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель привлеченного к участи в деле в качестве третьего лица ООО «Хонко» не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что Кулешов А.С. с 23.06.2014 года является получателем страховой пенсии в соответствии со ст. 7 Федерального закона №173-ФЗ.
05.09.2022 года истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии (индексации), оставленным без удовлетворения Пенсионным органом.
При этом основанием для отказа в индексации послужило то обстоятельство, что истец, по мнению ответчика, продолжал состоять в трудовых отношениях с ООО «Белснаб», ООО «Хонко», т.е. являлся работающим пенсионером.
Также судом установлено, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Белснаб» и ООО «Хонко» имеются сведения об истце как об учредителе и лице, имеющем право действовать от имени названных юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе сведения о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 года № 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно Федеральному закону от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер наделен правом представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Такое правовое регулирование в рамках правового механизма исчисления размера страховой пенсии направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
С учетом изложенного, факт отнесения истца к категории работающего либо не работающего пенсионера, в смысле понимаемом ст. 26.1 Федерального закона от 28 марта 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», юридического значения не имеет, поскольку для выплаты страховой пенсии с учетом индексации имеет юридическое значение факт того, является ли лицо застрахованным в порядке обязательного пенсионного страхования за счет любой деятельности независимо от того, является ли она трудовой или нет.
В связи с участием истца в деятельности юридического лица, с занимаемой им должностью генерального директора, таким юридическим лицом в Пенсионные органы предоставлялись сведения за спорные периоды, в которых истец указан в качестве застрахованного лица.
Доказательств того, что в соответствии с ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец воспользовался правом представления в Государственное учреждение сведений о факте прекращения деятельности в Обществах, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, которое учитывается при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) наряду со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в деле не имеется.
В этой связи в удовлетворении иска Кулешова А.С. надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кулешова А. С. к ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, поданных в защиту пенсионных прав, - ОТКАЗАТЬ в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через канцелярию Выборгского районного суда СПб в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Т.П. Тяжкина
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2024 года