Материал №
Дело №
УИД - 05RS0№-55
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИФИО1
13 июня 2024 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего: судьи Газаралиеве Ф.Э., при секретаре ФИО4, с участием представителя истцов ФИО7, представителя ответчика ФИО5,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 и ФИО3 к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту и расходов, понесенных по уплате государственной пошлины и услуг представителя,
руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (82 03 №) и ФИО3 (82 11 №) к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД (ИНН: 0562067892) о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту и расходов, понесенных по уплате государственной пошлины и услуг представителя – удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ФИО2 и ФИО3 с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан субсидию на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере 259 655 (двести пятьдесят девять тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей, в счет возмещения оплаты услуг представителя в размере 20 000 рублей, всего: 279 655 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 и ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Составление мотивированного решения отложить на срок не более пяти дней.
Председательствующий Ф.Э. Газаралиев
Материал №
Дело №
УИД - 05RS0№-55
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего: судьи Газаралиеве Ф.Э., при секретаре ФИО4, с участием представителя истцов ФИО7, представителя ответчика ФИО5,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 и ФИО3 к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту и расходов, понесенных по уплате государственной пошлины и услуг представителя,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истцов по доверенности ФИО7 в интересах ФИО2 и ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству строительства и ЖКХ Республики Дагестан и Министерству финансов РФ о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере 259 655 рублей, в счет возмещения оплаты услуг представителя в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, а также в счет возмещения судебных издержек, а именно государственной пошлины, уплаченной истицами в размере 5 797 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 и его супругой ФИО3 заключен договор ипотечного кредитования с ПАО «Сбербанк России» № от 13.07.2015г. на предоставление займа на сумму 1 500 000 рублей, под 14 % годовых, сроком на 120 месяцев, на приобретение готового жилья.
С использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира общей площадью 49,3 кв.м., находящаяся по адресу: проспект И.Шамиля 2 «А», <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи объекта недвижимости и передаточным актом от 13.07.2015г.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» утверждена программа «Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуется Минстроем РД.
В соответствии с Приложением к подпрограмме "Оказание мер государственной, поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица) приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья; строительства индивидуального жилого дома и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления.
Заявление для включения в реестр лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии, ФИО3 подано в Минстрой Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ, после чего они включены в реестр лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту, предоставленного с целью приобретения жилого помещения.
Однако, не смотря на неоднократные обращения, истцов субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту из Минстроя Республики Дагестан не предоставлялись.
Просрочек по уплате указанного выше ипотечного кредита и процентов за его пользование в соответствии с условиями договора за весь период истцами не допускались.
В ответе на претензию ФИО2 Минстроем Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ за №.1-2807/24 сообщено, что он с 2015 года значится в реестре получателей бюджетных субсидий под № и ее предоставление будет производиться в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан и погашения задолженности перед ранее подавшими заявление субсидополучателями.
Истцы с 2015 года как были включены в реестр получателей бюджетных субсидий и по настоящее время не получили ни копейки указанных субсидий.
Согласно ответа Минстроя Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ размер бюджетной субсидии составляет 259 655 рублей.
Доводы Минстроя Республики Дагестан о предоставлении субсидии по мере поступления бюджетных средств являются необоснованными и не соответствующими закону, так как это противоречит государственной программе Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» и ущемляет право истцов на получение предусмотренной законом государственной поддержи в виде получения бюджетной субсидии.
Для сбора материала, подготовки претензионного письма, искового заявления, а также дорожного расхода для обеспечения участия в суде истицами было заключено соглашение с юристом ФИО7, за услуги которого было уплачено 30 000 рублей. В соответствии с абзацем 5 ст. 94 ГПК РФ данная сумма относится к расходам на оплату услуг представителя и подлежит взысканию с ответчика.
Кроме этого к судебным издержкам относится и государственная пошлина, уплаченная истицами в размере 5 797 рублей.
Просят суд:
взыскать в пользу ФИО2 и ФИО3 с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан субсидию на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере 259 655 (двести пятьдесят девять тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей; взыскать в пользу ФИО2 и ФИО3 с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в счет возмещения оплаты услуг представителя в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей; взыскать в пользу ФИО2 и ФИО3 с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в счет возмещения судебных издержек, а именно государственной пошлины, уплаченной истицами в размере 5 797 рублей.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении государственной программы РД "Развитие жилищного строительства в <адрес>" утверждена подпрограмма "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан", которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения (далее - бюджетная субсидия) на территории республики реализуются Минстроем РД.
В соответствии с приложением № к подпрограмме "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" разработано Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам", согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (уступки права требования от юридического лица), приобретения жилого помещения на первичном и вторичном рынках жилья, строительства индивидуального жилого дома, и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, и используется только на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно пункту 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №, бюджетная субсидия предоставляется гражданину в течение пяти лет пользования кредитом, начиная с даты подачи заявления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 и ФИО3 заключили кредитный договор с ПАО Сбербанк № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение готового жилья, сумма кредитного договора 1 500 000 рублей, сроком на 120 месяцев, под 14 % годовых.
С использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира общей площадью 49,3 кв.м., находящаяся по адресу: проспект И.Шамиля 2 «А», <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи объекта недвижимости и передаточным актом от 13.07.2015г.
Согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, он включен в Реестр получателей бюджетных субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, что подтверждается ответом Минстрой РД за №.1-28-7/24 от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
В ответе на претензию ФИО2 Минстроем Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ за №.1-2807/24 сообщено, что он с 2015 года значится в реестре получателей бюджетных субсидий под № и ее предоставление будет производиться в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан и погашения задолженности перед ранее подавшими заявление субсидополучателями.
Судом установлено, что истцы с 2015 года как были включены в реестр получателей бюджетных субсидий и по настоящее время не получили ни копейки указанных субсидий.
Согласно ответа Минстроя Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ размер бюджетной субсидии составляет 259 655 рублей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы выплачивают кредит согласно договору, и на протяжении более пяти лет, с момента включения их в список получателей бюджетной субсидий, однако ответчик свои обязательства по выплате субсидии надлежащим образом не исполняет.
В возражении на исковое заявление представитель ответчика согласился с правом истца на получение субсидии.
Согласно кредитному договору № ПАО «Сбербанк России» предоставил ФИО2 и ФИО3 кредит в размере 1 048 294, 98 руб., дата окончания договора ДД.ММ.ГГГГ. Согласно договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита от ДД.ММ.ГГГГ с использованием указанных средств ипотечного кредита ФИО2 и ФИО3 приобретена двухкомнатная квартира, общей площадью 49,3 кв.м, 1-этаж, с кадастровым номером №А:016:01:Ж, находящуюся по адресу: РД, <адрес>, пр. И. Шамиля, <адрес>.
Согласно справке ПАО "Сбербанк" о задолженностях заемщика по состоянию за ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 погасил сумму кредитной задолженности перед банком.
Из представленных с возражениями Министерства финансов РД сведений следует, что социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) из республиканского бюджета было профинансировано:
- в 2018 году - 0 тыс. рублей;
- в 2019 году - 118 008, 89 тыс. рублей;
- в 2020 году - 10 000, 00 тыс. рублей;
В силу ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
По делу не установлено обстоятельств прекращения обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Суд не может согласиться с выводами ответчика, о нарушении прав иных лиц в случае выплаты истцам ФИО2 и ФИО3 задолженности по бюджетной субсидии ранее, чем лицам, обратившимся до них с заявлением о выплате бюджетной субсидии.
При отсутствии в регламенте исполнения данного обязательства очередности такого исполнения, основанием для отказа в удовлетворении требований не является.
Реестр очередников с указанием задолженности перед ними и сроков выплаты, принятых мер по работе с этим реестром ответчиком также с возражениями не представлены, что свидетельствует о неисполнении обязательства со ссылкой на отсутствие финансирования, которое не соответствует действительности.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 196 ГК РФ).
С учетом заявленных истцами требований и подлежащих применению норм материального права по данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению являются обстоятельства, связанные с исчислением срока исковой давности, определением момента его начала и истечения.
В данном случае суд считает моментом начала срока исковой давности ответ Минстроя РД ДД.ММ.ГГГГ за №.1-2807/24 об отсутствии своевременного финансирования для оплаты истцу бюджетных субсидий.
Доводы представителя ответчика о том, что субсидии выплачиваются гражданам в порядке очередности их постановки на учет для получения данной субсидии не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска ввиду следующего.
Истец в целях решения его жилищной проблемы и обеспечения его жильем уполномоченным государственным органом Республики Дагестан - Министерством строительства, Республики Дагестан - был в установленном законом порядке включен в число лиц, имеющих право на социальную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части процентной ставки по ипотечному кредиту, привлекаемому на приобретение жилья. Признав право истца на получение названной социальной выплаты, субъект Российской Федерации – <адрес> в лице Министерства строительства Республики Дагестан, тем самым взял на себя определенное публично-правовое обязательство, в связи с чем произвольный отказ (то есть без принятия мер по недопущению негативных последствий для получателей мер социальной поддержки) от него не допустим.
Поскольку ФИО2 и ФИО3,Г. в силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, приобрели право на получение мер социальной поддержки, то они были вправе рассчитывать на получение социальной выплаты в период пятилетнего срока действия кредитного соглашения, заключенного между ними и Сбербанком России. Отсутствие же у субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) бюджетных средств на эти цели не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права на меры социальной поддержки и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности предпринять соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий такой ситуации для лиц, имевших право на меры социальной поддержки и получавших их.
Кроме того, исходя из положений статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право истца на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами Республики Дагестан, не может быть поставлено в зависимость от распределения бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий в <адрес> по обеспечению социальных выплат в виде возмещения части процентной ставки по кредитам.
В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на строительство индивидуального жилья в сельской местности), и эти отношения урегулированы, в том числе нормами специального нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Республики Дагестан) - Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым гражданами на приобретение жилого помещения, которым предусмотрена возможность получения нуждающимися в жилых помещениях гражданами, зарегистрированными по месту жительства на территории Республики Дагестан (к таким гражданам в данном случае ответчиком были отнесены ФИО2 и ФИО3), государственной поддержки в форме социальной выплаты на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для предоставления ФИО2 и ФИО3 социальной выплаты в виде возмещения части процентной ставки по ипотечному кредиту, являются ошибочными и противоречат правовому регулированию спорных отношений по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
Сама по себе ссылка ответчика на нарушение прав иных лиц при отсутствии в регламенте исполнения данного обязательства очередности такого исполнения, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными выше нормами, принимая во внимание, что мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов его ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуется Минстроем Республики Дагестан, указав на то, с 2015 года ответчик не произвел истцу выплату субсидии, суд приходит выводу о наличии оснований для взыскания субсидии в пользу ФИО2 и ФИО3 в размере 259 655 рублей.
Истцами также было заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание характер и степень сложности спора по указанному делу, наличие сформированной и единообразной судебной практики по делам, аналогичным рассмотренному федеральным судом, продолжительность рассмотрения дела, объем, выполненных представителем работ, суд считает возможным определить расходы, которые должны быть взысканы с ответчика в пользу истцов, по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска, истцами были понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 5 797 рублей.
Минстрой РД адрес как орган исполнительной власти в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, как в качестве истца, так и в качестве ответчика, поэтому требование о взыскании государственной пошлины подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (82 03 №) и ФИО3 (82 11 №) к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД (ИНН: 0562067892) о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту и расходов, понесенных по уплате государственной пошлины и услуг представителя – удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ФИО2 и ФИО3 с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан субсидию на оплату части процентов по ипотечному жилищному кредиту в размере 259 655 (двести пятьдесят девять тысяч шестьсот пятьдесят пять) рублей, в счет возмещения оплаты услуг представителя в размере 20 000 рублей, всего: 279 655 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 и ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ф.Э. Газаралиев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ