Решение по делу № 33а-4755/2019 от 22.07.2019

Буйнакский городской суд РД

судья Амирханов А. Р.

Верховный суд Республики Дагестан

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-4755/2019

г. Махачкала 29 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гончарова И. А.,

судей Омарова Д. М. и Джарулаева А.-Н. К.,

при секретаре Яхъяеве Т. Т.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФГКУ «Южрегионжилье» на решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 31 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению Гусейнова Г. Ю. к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании действий должностного лица, связанных с неправильным расчетом жилищной субсидии и снятием с учета нуждающихся в жилом помещении члена семьи, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гончарова И. И., объяснения представителя административного истца Гусейнова Г. К. – Алескерова З. А., судебная коллегия

установила:

Гусейнов Г.К. обратился в суд с административным иском к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Югрегионжилье») об оспаривании действий должностного лица, связанных с необоснованным внесением изменений в учетные данные жилищного дела и неправильным расчетом жилищной субсидии.

В обоснование требований указано, что он, Гусейнов Гусейн Юсупович в период с 4 апреля 2000 года по 7 июня 2018 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354. В период прохождения военной службы решением заместителя начальника ФГКУ «Южное регионального управление жилищного обеспечения» от 7 мая 2015 года № 330 он был признан нуждающимся в жилом помещении с 20 октября 2014 года с составом семьи 7 человек. 3 октября 2018 года он получил решение заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от 14 сентября 2018 года № 141 о внесении изменений в учетные данные военнослужащего. Из данного решения следует, что его мать Гусейнова У.Б. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, мкр.. «Дружба», д. 33, кв. 40, собственником которого является ее дочь Гусейнова А.Ю.

По мнению должностного липа, его мать является членом семьи собственника жилого помещения и имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. Доля, которая находится у матери на праве пользования составляет 10,18 кв. м. и подлежит вычету при предоставлении ему жилищной субсидии.

5 октября 2018 года он получил решение заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от 20 сентября 2018 года № 746 о предоставлении жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. Из данного решения следует, что жилищная субсидия предоставлена ему с учетом принадлежащей ему и членам его семьи общей площади жилых помещений на праве собственности в размере 10,18 кв. м.

Считает, что вышеуказанные решения противоречат законодательству Российской Федерации, устоявшейся судебной практике, основаны на предположениях и вынесены необоснованно по следующим основаниям. Будучи зарегистрированной с 23 декабря 2010 года в квартире, принадлежащей ее дочери, по адресу: Республика Дагестан, г. Буйнакск, мкр. «Дружба», д. 33, кв. 40, его мать фактически в ней никогда не проживала и не вселялась в качестве члена семьи собственника жилого помещения.

Решением Буйнакского городского суда РД от 31 мая 2019 года постановлено: «Административное исковое заявление Гусейнова Гусейна Юсуповича удовлетворить.

Признать незаконными действия заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с внесением изменений в его учетные данные жилищного дела и вычетом общей площади жилых помещений в размере 10,18 кв м., незаконными.

Обязать заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое

решение от 14 сентября 2(4 8 года М° 141 о внесении изменений в учетные данные жилищного дела Гусейнов. Г.Ю., изменить свое решение от 20 сентября 2018 год;; № 746 в части, касающейся вычета общей площади жилых помещений в размере 10,18 кв. м., путем исключения этого вычета из своего решения, рассмотреть вопрос о перерасчете и предоставлении Гусейнову Г.Ю. и членам его семьи недовыплаченной части субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений)».

На данное решение представителем административного ответчика ФГБУ «Южрегионжилье» подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и вынести новое решение об отказе в административном иске.

Административный истец Гусейнов Г. Ю., представители административного ответчика в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или из-менения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Каких-либо оснований для отмены или изменения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствие со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными

публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение

оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия

(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого

действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми

актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного

оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим

спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> проходил военную службу по контракту в войсковой части 63354.

В период прохождения военной службы решением заместителя начальника ФГКУ «Южное регионального управление жилищного обеспечения» от <дата> он был признан нуждающимся в жилом помещении с <дата> с составом семьи 7 человек, в том числе и его мать ФИО9, и формой обеспечения жилым помещением в виде жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от <дата> внесены изменения в учетные данные ФИО1, из которого следует, что его мать ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Дружба», <адрес>, собственником которого является ее дочь ФИО10 По мнению должностного лица, его мать является членом семьи собственника жилого помещения и имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. Доля, которая находится у матери на праве пользования, составляет 10,18 кв. м. и подлежит вычету при предоставлении ФИО1 жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от <дата> ФИО1 предоставлена жилищная субсидия для приобретения жилого помещения с учетом принадлежащей ему и членам его семьи общей площади жилых помещений на праве собственности в размере 10,18 кв. м.

Приказом командира войсковой части 63354 от <дата> ФИО3 Г.Ю. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания па военной службе.

Приказом командира войсковой части 63354 от <дата> исключен из списков личного состава войсковой части с <дата>.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Порядок социального обеспечения военнослужащих определен Федеральным законом от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В соответствии с абз. 12 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (п. 18 ст.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.

Более того, учитывая законодательный запрет на увольнение с военной службы, установленный ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в отношении перечисленных в этой норме категорий военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями, решение о постановке на учет и следующее обеспечение жилыми помещениями таких лиц должно быть принято до издания приказов об их увольнении в запас (отставку).

Из приведенных норм права следует, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрены военная служба, носит заявительный характер, и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.

В соответствии с абз.13 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пп.1, 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, мкр. «Дружба», <адрес>, собственником которого является ее дочь ФИО2

Из исследованного в судебном заседании свидетельства о рождении серии У-ВМ от <дата> следует, что ФИО9, и ФИО2 являются мать с дочерью.

Судом первой инстанции установлено, что мать административного истца ФИО9, хотя и зарегистрирована в квартире своей дочери, которая принадлежит последней на праве собственности, но фактически в ее помещение не вселялась и в нем не проживала и не проживает, с дочерью общее хозяйство не ведет.

Из справки, выданной участковым уполномоченным ОМВД но <адрес> ФИО11 от <дата> № б/н следует, что ФИО9 с 2019 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, ул. мкр. «Дружба», г 33. <адрес>, но никогда не проживала по указанном адресу.

Из заявления ФИО2, подпись в которой удостоверена нотариусом Гимбатовой II.Б. <дата> и зарегистрирована в реестре , следует, что ФИО2 настоящим заявлением подтверждает факт согласия матери ФИО9 на регистрацию своего месту жительства в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>, ул. мкр. «Дружба», <адрес> без права проживания и пользования этой квартирой.

Из паспорта ФИО12 серии 82 99 , выданного Буйнакским Г"ОВД Республики Дагестан <дата> следует, что она с 23 декабри 2010 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, ул. мкр. «Дружба», <адрес>.

Из договоров найма жилого помещения, заключенных между ФИО8 и Алескеровой III.Б., следует, что с 2009 года по настоящее время ФИО9, как член семьи ФИО1. проживает вместе с ним по адресу: Республика Дагестан. <адрес>.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные нормы закона и доказательства по делу, действия заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье», связанные с неправильным расчетом жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма супруга административного истца, судом первой инстанции обоснованно признаны не законными.

Обстоятельств, свидетельствующих о совершении административным истцом намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, судом первой инстанции не установлено.

В апелляционной жалобе указывается на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы жилищного законодательства, признав ФИО9 членом семьи своего сына, который является истцом по настоящему делу.

Этот довод судебная коллегия отвергает, как необоснованный, он был тщательно проверен судом первой инстанции и сделан вывод о необходимости удовлетворения административного иска. Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были аналогичны тем, которые выдвигались в ходе судебного заседания суда первой инстанции, были проверены и обоснованно отвергнуты.

Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,

определила:

решение Буйнакского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4755/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее