Судья Чернецова С.М.
Дело № 2-1342/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11- 11884/2020
19 ноября 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Фортыгиной И.И.
судей Терешиной Е.В., Грисяк Т.В.
при секретаре Ершове Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Сафиной Веры Федоровны на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 16 июля 2020 года по иску Сафиной Веры Федоровны к ООО УК «Ленком» о возложении обязанности прекратить использование третьими лицами системы вентиляции.
Заслушав доклад судьи Терешиной Е.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя Сафиной В.Ф. – Матвеевой А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафина В.Ф. обратилась с иском к ООО УК «Ленком» о возложении обязанности прекратить использование третьими лицами системы вентиляции, входящей в состав общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В основание требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном многоквартирном доме расположены организации общепита - служба доставки готовых блюд «<данные изъяты>» и пекарня «<данные изъяты>», которые пользуются общедомовым имуществом – системой вентиляции, в которую попадают продукты горения и распада. Из вентиляции продукты распада и запахи попадают в квартиру истца, чем нарушают требования по содержанию общего имущества многоквартирного дома, требования к использованию и сохранности жилищного фонда.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что надлежащее содержание системы вентиляции, заключающееся в её проверке не реже 3 раз в год, является обязанностью ответчика, в связи с чем, обязанность представить доказательства о надлежащем соблюдении установленной периодичности выполнения работ по техническому обслуживанию вентиляционных каналов, а также обеспечение допустимых условий микроклимата и воздушной среды помещений лежит на ответчике, который таких доказательств не представил. Полагает, что в соответствии с нормами жилищного кодекса, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ответчик вправе выносить предписания собственникам и пользователям помещений, требовать устранения нарушений в установленные сроки.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Сафина В.Ф., представитель ответчика ООО УК «Ленком», третьи лица Кривцов А.А., Махалов В.В., представитель НА «Энергия» не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили. Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что истец является собственником квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
Собственником нежилого пристроенного здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м. является НП «Энергия» (л.д.64-67).
ДД.ММ.ГГГГ между НП «Энергия» (заказчик) и ИП ФИО7 (исполнитель) заключен договор, в соответствии с условиями которого, исполнитель по заданию заказчика от своего имени осуществляет управление и эксплуатацию нежилого помещения, кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, принадлежащего заказчику на праве собственности, а заказчик обязуется выплачивать вознаграждение в порядке и на условиях, предусмотренных договором (л.д.127).
ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО7 и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды вышеуказанного нежилого помещения (л.д.123). ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан акт приема-передачи.
Собственниками нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение № площадью <данные изъяты> кв.м., подвал, кадастровый номер 74:36:0324012:920; помещение № площадью 209,32 кв.м., этаж №, кадастровый № являются ФИО8, ФИО9 по ? доли в праве собственности на помещения (л.д.68-76).
Управление многоквартирным домом № по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Управляющая компания Ленинского района-1» с 28 сентября 2016 года (л.д.36).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что бездействие ответчика в части предоставления организациям общепита помещений, входящих в состав общедомового имущества собственников многоквартирного дома, нарушает нормы действующего законодательства, поскольку данные организации, используя вентиляцию, являющуюся общедомовым имуществом, загрязняют воздух в вентиляционной шахте, который затем попадает в квартиру истца в виде неприятных запахов, чем создают неблагоприятные условия для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств незаконного либо неправильного (не по прямому назначению) использования системы вентиляции в многоквартирном жилом доме <адрес>, которые привели бы к нарушению прав Сафиной В.Ф. в материалы дела не представлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что требования Сафиной В.Ф. о возложении обязанности на ответчика прекратить использование третьим лицам системы вентиляции, входящей в состав общедомового имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, не подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу ч.3 ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч.1, ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 289 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст.290 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п.3 ст.288 Гражданского кодекса РФ, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу п.1 ст.615 Гражданского кодекса РФ, использование арендованного имущества должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с п.2 ст.616 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в определении от 19 мая 2009 года №489-О-О, по смыслу оспариваемых законоположений, к общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений.
Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, то есть общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, действующее законодательство не предусматривает прав управляющей компании, которая оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, на запрет собственнику либо арендатору, во владении которого находится нежилое помещение в многоквартирном доме, в пользовании общим имуществом этого дома.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в данном споре истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Деятельность юридических лиц, расположенных в нежилых помещениях дома <адрес> в установленном законом порядке не запрещена.
Кроме того, в соответствии с положениями п.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 граждане, юридические лица обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных и иных прав и свобод других граждан; бережно относится к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Из актов периодической проверки и очистки дымовых и вентиляционных каналов ООО «Ремжилсервис» от 18 февраля 2019 года, 28 июня 2019 года следует, что в помещениях № дома <адрес>, усматривается, что вентиляционные каналы пригодны к эксплуатации. Согласно акту периодической проверки и очистки дымовых и вентиляционных каналов ООО «Ремжилсервис» по стояку <адрес> засоров, посторонних элементов, разрушений не выявлено, канал свободный легко просматривается.
На предмет наличия посторонних специфических запахов ООО УК «Ленком» произведены осмотры квартир №, №, №, расположенных по стояку Сафиной В.Ф., о чем 02 июля 2019 года составлены акты №, №, №, из которых следует, что специфические запахи не обнаружены, жалоб на работу вентиляции не имеется.
Актом проверки ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» от 03 июля 2019 года №, проведенной в присутствии Сафиной В.Ф. установлено, что на момент проверки посторонние запахи в квартире отсутствуют (л.д.60-61).
Кроме того, из пояснений истца и материалов дела следует, что одной из причин нарушений работы вентиляции в квартире, явились действия самого истца, которая заклеивала систему вентиляции обоями и продолжает заклеивать её скотчем.
В нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ Сафиной В.Ф. не представлено доказательств использование третьими лицами системы вентиляции многоквартирного жилого дома с нарушением санитарно-гигиеническим норм и правил, а также нарушение ее прав действиями третьих лиц при использовании вентиляции, бездействиями управляющей компании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащее содержание системы вентиляции, заключающееся в ее проверке не реже 3 раз в год, является обязанностью ответчика, который доказательств этому не представил, судебной коллегией отклоняются, поскольку, данные доводы не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в связи с чем, в силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, не могут являться и предметом рассмотрения и проверки суда апелляционной инстанции.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафиной Веры Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи