Судья Н.Н. Ордина |
Дело № 33а-5437/2021 2а-3144/2021 43RS0003-01-2021-004764-76 |
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть объявлена 23 декабря 2021 г.
Мотивированное определение изготовлено 28 декабря 2021 г.
г. Киров |
23 декабря 2021 г. |
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи |
Л.В. Русских, |
|
судей |
Е.А. Степановой, К.В. Моисеева, |
|
с участием прокурора |
Н.Е. Шибановой, |
|
при секретаре |
А.А. Абаскаловой, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации МО «Город Киров» на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 08 октября 2021 г.,
принятого по административному делу № 2а-3144/2021 по административному исковому заявлению ИП Малковой А.Р. к администрации МО «Город Киров» о признании недействующим нормативного правового акта,
заслушав доклад судьи Е.А. Степановой, судебная коллегия
установила:
ИП Малкова А.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Киров» о признании недействующим нормативного правового акта. В обоснование требований указала, что постановлением администрации города Кирова от 01 ноября 2019 г. утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.», в которую не включен нестационарный торговый объект, принадлежащий ИП Малковой А.Р., расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке <адрес>. Указанный земельный участок предоставлен административному истцу в аренду распоряжением администрации города от 12 октября 2005 г. №5305, для размещения торгового павильона «Цветы». Несмотря на то, что нестационарный торговый объект был размещен на законных основаниях, он не был включен в новую Схему размещения НТО на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г., что стало причиной его демонтажа. Просила признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня утверждения постановление администрации г. Кирова от 01 ноября 2019 г. № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.» в части невключения в схему размещения НТО нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> признать нарушением прав на ведение предпринимательской деятельности, свобод и законных интересов ИП Малковой А.Р. в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г, нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу <адрес> обязать ответчика устранить данное нарушение путем включения объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденную администрацией города Кирова 01 ноября 2019 г., с момента ее утверждения.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 08 октября 2021 г. административный иск удовлетворен частично: признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановление администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес> В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация МО «Город Киров» подала апелляционную жалобу, в которой указывает, что при принятии оспариваемого акта административный ответчик действовал в пределах компетенции, предоставленной решением Кировской городской Думы от 29 июня 2005 г. № 42/19. Апеллянт полагает, что положения ФЗ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», касающиеся особенностей размещения нестационарных торговых объектов, при составлении и утверждении Схемы НТО им не нарушены. Просит оспариваемое решение отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В возражениях прокуратуры г. Кирова прокурор Шиляев Е.А. указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Полагает, что административным ответчиком не была предоставлена возможность альтернативного выбора места НТО, доказательств того, что объект мешает проведению работ по благоустройству, также не предоставлено. Указывает на длительный период между исключением объекта из схемы и заключением муниципального контракта на выполнение работ.
В судебном заседании представитель администрации МО «Город Киров» Козловских М.Е. доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ИП Малковой А.Р. Симонова В.Б. в судебном заседании настаивала на законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, которое просила оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся участников, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив и проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей решение обоснованным и законным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, заслушав иных участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Первомайским районным судом г. Кирова нормативный правовой акт проверен на предмет соблюдения его формы, процедуры принятия, введения в действие и вступления в силу. Нормы действующего законодательства в указанной части административным ответчиком соблюдены.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу п. 2.1 приказа министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20 сентября 2019 г. № 117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее также Порядок) схема разрабатывается органами местного самоуправления с учетом необходимости развития конкуренции и обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с п. 23 ч. 6 ст. 29 Устава МО «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской думы от 29 июня 2005 г. №42/19 (далее также Устав), администрация города обладает компетенцией по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Киров».
Систему муниципальных правовых актов в муниципальном образовании образуют, в т.ч. постановления администрации города (п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава).
01 ноября 2019 г. администрацией г. Кирова принято постановление № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.».
Указанное постановление опубликовано в газете «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров» 08 ноября 2019 г. № 106 (1283), а также размещено на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «город Киров» www.pravo.mo-kirov.ru. Форма принятого решения – постановление - соответствует ч. 4 ст. 30 решения Кировской городской думы от 29 июня 2005 г. № 42/19 «Об уставе муниципального образования «Город Киров». Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также правила введения в действие и вступления в законную силу соблюдены.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, распоряжением администрации города Кирова от 12 октября 2005 г. №5305 утвержден проект границ и ИП Малковой А.Р. предоставлен в аренду земельный участок № У0184-038/014 для размещения торгового павильона «Цветы».
Распоряжениями заместителя главы администрации города Кирова, начальника территориального управления по октябрьскому району от 14 мая 2014 г. №108 и от 07 декабря 2016 г. №219 ИП Малковой А.Р. на период действия Схемы предоставлено преимущественное право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес>
12 декабря 2016 г. между администрацией города Кирова и ИП Малковой А.Р. заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Киров», адрес места размещения – <адрес>. Срок договора – с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г.
Данный НТО включен в схему размещения НТО на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г., утвержденную постановлением администрации г. Кирова от 31 октября 2016 г. № 3672-П.
Между тем, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г., утвержденную постановлением администрации г. Кирова от 01 ноября 2019 г. № 2733-П (далее также схема, новая схема), вышеуказанный НТО не включен.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции на основании относимых и допустимых доказательств, сомневаться в их достоверности у судебной коллегии основания отсутствуют.
Полагая невключение спорного объекта в новую схему незаконным, нарушающим нормы материального права и права административного истца на осуществление хозяйственной деятельности, ИП Малкова А.Р. обратилась в суд.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015г. №225-О, положение части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен императивный запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к созданию дискриминационных условий, под которыми согласно подп. 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Следовательно, реализация органами местного самоуправления предоставленных полномочий, в т.ч. при утверждении новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, не может быть произвольной и направленной на ограничение конкуренции хозяйствующих субъектов путем принятия нормативных правовых актов, содержащих коррупционные факторы, т.е. положений, устанавливающие возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ч.2 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Из части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 7, 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и свобод могут иметь исключительно вторичный характер, производный от базового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации, федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Они не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации ни формально, ни по существу, а также не должны приводить к снижению содержащихся в федеральных законах гарантий осуществления прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно на федеральном законодателе лежит обязанность закрепления основных условий их реализации. В противном случае нормативные правовые акты органов местного самоуправления будут нарушать конституционные условия ограничения прав и свобод.
Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд исходил из того, что невключение спорного объекта в постановление администрации г. Кирова от 01 ноября 2019 г. № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Киров» на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г.» являлось произвольным, необоснованно примененным исключением, нарушающим ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.2 ст.1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также права административного истца как на осуществление предпринимательской деятельности, так и на возможность долгосрочного планирования им своего бизнеса. Также суд пришел к выводу, что заявляя о препятствовании спорного объекта благоустройству, и исключив его из схемы, по мнению суда, администрация г. Кирова нарушила требования пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», чем поставила ИП Малкову А.Р. в неравное положение, создала дискриминационные условия.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их соответствующими смыслу и целям регулирования спорных правоотношений.
Также судебная коллегия полагает, что правовые основания для возложения на администрацию г. Кирова обязанности по включению спорных объектов в схему размещения НТО отсутствуют. В указанной части выводы Первомайского районного суда г. Кирова также верны.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств, что не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не являются основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Кирова от 29 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Город Киров» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Русских |
|
Судьи |
Е.А. Степанова К.В. Моисеев |