Решение по делу № 2-955/2023 (2-7956/2022;) от 16.12.2022

УИД 03RS0005-01-2022-012110-94

дело № 2-7956/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2023 года                          город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Латыпова А.Р.,

при секретаре Юмадиловой С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к муниципальному унитарному предприятию «Уфапарк» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушения природоохранного законодательства,

установил:

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ об устранении нарушения природоохранного законодательства.

В обоснование иска истец указал, что в адрес Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан поступило обращение гражданки Д. о нарушении природоохранного законодательства при использовании акватории озеро Кашкадан в Октябрьском районе г.Уфа РБ. Инспектором Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкологии РБ) обеспечено рассмотрение обращения с выездом на место, в ходе которого обследовано озеро Кашкадан (вводный объект) по <адрес> ГО г.Уфа РБ (координаты 54.77.5444, 56.058907). В результате выезда установлен факт использования акватории названного озера, а именно: установлены сооружения (пирсы), размещена стоянка плавательных средства (катеров), а также организован пляж в рекреационных целях. Вышеуказанное зафиксировано в акте, протоколе выездного обследования, проведенного в соответствии с заданием на проведение контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 14 октября 2022 года №01-35/151. По состоянию на 15 декабря 2022 года действующие договоры водоиспользования с предоставлением водного объекта (о.Кашкадан) в Минэкологии РБ отсутствуют, а также заявления с обосновывающими материалами для заключения указанного договора не поступали. Ранее между МУП парк культуры и отдыха «Кашкадан» ГО г.Уфа РБ и Минэкологией РБ заключен договор водопользования от 29 сентября 2009 года №02-00.00.00.000-О-ДРБВ-С-2009-00252/00 в целях использования акватории водного объекта (о.Кашкадан) в рекреационных целях, для размещения сооружений и стоянки плавательных средств. Срок действия договора истек 29 сентября 2019 года. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ МУП «Кашкадан» г.Уфы прекратил деятельность 27 декабря 2013 года, его правопреемником является МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ. Использование акватории о.Кашкадан без договора водопользования является нарушением требований Водного кодекса, а именно акватория водного объекта используется без разрешительных документов. 26 октября 2022 года ответчику направлена претензия №01-13/1506 с требованием в целях использования акватории водного объекта (о.Кашкадан) в рекреационных целях, для размещения сооружений в 30-дневный срок с момента получения претензии. Претензия получена 28 октября 2022 года, требования не исполнены.

Просит суд обязать МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению заключения договора водопользования с целью использования акватории на о.Кашкадан для размещения пирсов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года №230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Представитель истца Королев А.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Ответчику было отказано в заключении договора, поскольку на разные объекты (пляж и пирс) различный порядок заключения договора, договор на пользование пирсом заключается путем проведения аукциона.

Представитель ответчика Шаяхметов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, показал, что принимаются меры для заключения договора водопользования.

Иные, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.

Главой 3 Водного кодекса РФ определен порядок оформления и случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договора водопользования.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу ст.11 Водного кодекса РФ:

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; 12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: 1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; 2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; 3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; 4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; 5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); 6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; 7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов; 8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; 9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; 10) рыболовства, охоты; 11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 12) санитарного, карантинного и другого контроля; 13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; 14) научных, учебных целей; 15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; 16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; 17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса; 18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; 19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 16 Водного кодекса РФ:

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 230, предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч.3 ст.12 Водного кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Как установлено в судебном заседании, между МУП парк культуры и отдыха «Кашкадан» ГО г.Уфа РБ и Минэкологией РБ заключен договор водопользования от 29 сентября 2009 года №02-00.00.00.000-О-ДРБВ-С-2009-00252/00 в целях использования акватории водного объекта (о.Кашкадан) в рекреационных целях, для размещения сооружений и стоянки плавательных средств. Срок действия договора истек 29 сентября 2019 года.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ МУП «Кашкадан» г.Уфы прекратил деятельность 27 декабря 2013 года, его правопреемником является МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ.

17 августа 2020 года Минэкологии РБ выдано решение № о предоставлении МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ водного объекта озера «Кашкадан» в пользование с целью проведения работ, связанных с изменением дна и брегов поверхностного водного объекта по 31 декабря 2020 года; в дальнейшем срок действия решения продлен до 16 мая 2021 года.

Из письма Минэкологии РБ от 5 апреля 2021 года №05/4627 следует, что в связи со вступлением в силу 8 февраля 2021 года изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2021 года №109 в постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» и на основании письма МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ №48/1 от 19 марта 2021 года срок действия решения о предоставлении озера Кашкадан в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ продлен ОВР по РБ Камского БВУ в государственном водном реестре на 12 месяцев, то есть до 16 мая 2022 года.

29 декабря 2021 года Минэкологии РБ в адрес МУП «Уфапарк» ГО г.Уфа РБ направлено письмо №05/20437, в которых сообщено о продлении срока действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на 12 месяцев, а также указано о необходимости выполнять условия водопользования, установленные разрешительным документов, в течение срока, на который документ продлен.

В ходе проверки, проведенной Уфимским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан обследовано озеро Кашкадан (вводный объект) по <адрес> ГО <адрес> РБ (координаты 54.77.5444, 56.058907). В результате выезда установлен факт использования акватории названного озера, а именно: установлены сооружения (пирсы), размещена стоянка плавательных средства (катеров), а также организован пляж в рекреационных целях.

Вышеуказанное зафиксировано в акте, протоколе выездного обследования, проведенного в соответствии с заданием на проведение контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 14 октября 2022 года №01-35/151.

При этом, по состоянию на 15 декабря 2022 года действующие договоры водопользования с предоставлением водного объекта (о.Кашкадан) в Минэкологии РБ отсутствуют, а также заявления с обосновывающими материалами для заключения указанного договора не поступали.

26 октября 2022 года ответчику направлена претензия №01-13/1506 с требованием в целях использования акватории водного объекта (о.Кашкадан) в рекреационных целях, для размещения сооружений в 30-дневный срок с момента получения претензии. Претензия получена 28 октября 2022 года, требования не исполнены.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, поскольку законом прямо предусмотрено, что использование водного объекта производится на основании договора водопользования, при этом ответчик не освобожден от обязанности заключения такого договора, суд приходит к выводу о том, что требования Минэкологии РБ о возложении обязанности по принятию мер к заключению договора водопользования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к муниципальному унитарному предприятию «Уфапарк» городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Уфапарк» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу принять меры по обеспечению заключения договора водопользования с целью использования акватории на о.Кашкадан для размещения пирсов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года №230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».    

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16.02.2023.

Председательствующий судьяк подпись А.Р. Латыпов

2-955/2023 (2-7956/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство природопользования и экологии РБ
Ответчики
МУП "Уфапарк" ГО г.Уфа РБ
Другие
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Латыпов Арсен Раисович
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее