Дело № 2-58/2023 г.
УИД:05RS0043-01-2022-001924-70
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Тарумовка 23 января 2023 года
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Багандова Ш.М., с участием помощника прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманова Р.Р., при секретаре судебного заседания Новохатской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Чернышева Е.Ю. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к М.З.И. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг розничной торговли до регистрации в установленном порядке в налоговом органе,
установил:
Прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Чернышев Е.Ю. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к М.З.И. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг розничной торговли до регистрации в установленном порядке в налоговом органе, в обосновании иска указав, что Прокуратурой Тарумовского района рассмотрено обращение врио начальника отдела МВД России по Тарумовскому району от ДД.ММ.ГГГГ № о фактах осуществления на территории Тарумовского района гражданами предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается деятельность, осуществляемая самостоятельно на свой риск, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В силу статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на налоговый учет в налоговых органах соответственно но месту организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица и по иным основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Установлено что М.З.И., ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по оказанию услуг населению по реализации продуктов питания населению из магазина б/н, расположенного по адресу: <адрес>, без постановки на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя.
Факт осуществления М.З.И. предпринимательской деятельности, направленной на получение систематической прибыли, без регистрации в налоговом органе подтверждается вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 126 Тарумовского района от ДД.ММ.ГГГГ, а также письмом МРИ ФНС России №15 по РД от ДД.ММ.ГГГГ №.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы.
Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех в качестве безусловного требования. Игнорирование ответчиком законодательства в части обязанности каждого пройти государственную регистрацию, прежде чем начать осуществлять предпринимательскую деятельность, напрямую связано с отказом платить налоги, чем нарушаются интересы Российской Федерации по упорядочению правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманов Р.Р. доводы изложенные в исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить исковое заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Чернышева Е.Ю. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к М.З.И. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг розничной торговли до регистрации в установленном порядке в налоговом органе, просил запретить осуществляемую М.З.И., ДД.ММ.ГГГГ деятельность по оказанию услуг населению по реализации продуктов питания населению из магазина б/н, расположенного по адресу: <адрес>, до регистрации в установленном законом порядке в налоговом органе.
Ответчик М.З.И. своевременно и надлежаще извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась по неизвестно суду причине. Доводов относительно исковых требований не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
Участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Тарумовскому району своевременно и надлежаще извещенный судом в качестве свидетеля о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился по неизвестно суду причине. Доводов относительно исковых требований не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав помощника прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Усманова Р.Р., оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, их достаточность в совокупности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под предпринимательской деятельностью отечественный законодатель понимает в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Одним из важнейших признаков предпринимательской деятельности в данном определении выступает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, носящая в отличие от иных существенных признаков (рисковый характер деятельности, систематическое получение прибыли и т.д.) формальный характер.
Таким образом, под незаконной предпринимательской деятельностью будет пониматься деятельность, осуществляемая в отсутствие или с нарушением правил государственной регистрации. Именно формальный признак, т.е. факт государственной регистрации, будет играть ключевую роль при определении статуса законности предпринимательской деятельности, что находит свое отражение в уголовном и административном праве.
Следовательно, для того, чтобы заняться законной предпринимательской деятельностью, необходимо в установленном порядке зарегистрировать юридическое лицо или приобрести статус индивидуального предпринимателя, а также, в случае необходимости, получить лицензию на осуществление лицензируемых видов деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Судом установлено, что постановлением Мирового судьи судебного участка № 126 Тарумовского района Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ М.З.И., ДД.ММ.ГГГГ привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 (пятьсот) рублей.
По вступления постановления Мирового судьи судебного участка № 126 Тарумовского района Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу врио.начальника ОМВД России по Тарумовскому району Исрапилов Н.З. обратился в прокуратуру Тарумовского района Республики Дагестан с заявлением о принятии мер реагирования.
Прокуратурой Тарумовского района рассмотрено обращение врио.начальника отдела МВД России по Тарумовскому району от ДД.ММ.ГГГГ № о фактах осуществления на территории Тарумовского района гражданами предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет.
В рамках рассматриваемого обращения, прокуратурой Тарумовского района Республики Дагестан направлен запрос № от ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную инспекцию ФНС России № 15 по РД о предоставлении сведений в отношении М.З.И. о постановки на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Так, согласно сведениям, представленным Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №/ М.З.И., ДД.ММ.ГГГГ, не является предпринимателем, а также не является руководителем и учредителем юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства - с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации (статьи 49 и 51 ГК РФ).
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить установленные налоги и сборы.
В соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и прошедшие государственную регистрацию, вправе осуществлять те виды экономической деятельности, которые указаны в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, на основании заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что М.З.И. занимается предпринимательской деятельность без приобретения статуса индивидуального предпринимателя.
Необходимо указать на то, что регистрация является не правом, а обязанностью лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, как на это указывают и п. 1 ст. 23 ГК РФ, который гласит, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и п. 1 ст. 51 ГК РФ, указывающий на то, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Что касается необходимости получить лицензию, то перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При указанных обстоятельствах, исковое заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Чернышева Е.Ю. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к М.З.И. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг розничной торговли до регистрации в установленном порядке в налоговом органе следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Срок исковой давности, установленный ст. ст. 196, 200 ГК РФ для защиты нарушенных прав по данному гражданскому иску не истек.
Принимая во внимание, что на день рассмотрения дела в суде, выявленные нарушения не устранены, заявленные требования прокурора следует признать подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь
ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Чернышева Е.Ю. (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Российской Федерации к М.З.И. о запрете осуществления деятельности по предоставлению услуг розничной торговли до регистрации в установленном порядке в налоговом органе - удовлетворить.
Запретить осуществляемую М.З.И., ДД.ММ.ГГГГ деятельность по оказанию услуг населению по реализации продуктов питания населению из магазина б/н, расположенного по адресу: <адрес>, до регистрации в установленном законом порядке в налоговом органе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья
Тарумовского районного суда РД Ш.М.Багандов