Дело № 2а-1458/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 07 ноября 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Ушаковой И.А.,
с участием административного истца Беляева В.И., его представителя Конюховой Н.В., действующей на основании ордера №*** от дд.мм.гггг,
представителя заинтересованного лица Охотникова Н.Д. - Лекомцева П.С., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на <данные изъяты> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Валерия Ивановича ксудебному приставу-исполнителю Алнашского РОСП УФССП по УР Васильеву Сергею Валерьевичу, старшему судебному приставу Алнашского РОСП УФССП по УР Мартынову Михаилу Георгиевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, постановления об отказе в удовлетворении жалобы, устранении нарушений прав, путем снижения удержания с доходов,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Беляев В.И. обратился в суд с административным иском, которым просил признать незаконными постановлениясудебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава от дд.мм.гггг об отказе в удовлетворении жалобы по исполнительному производству №***, а также просил обязать судебного пристава-исполнителя Васильева С.В. устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем снижения процентов по удержанию с пенсии до 35 %.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является стороной (должником) исполнительного производства №***, возбужденного на основании исполнительного листа №*** от дд.мм.гггг, выданного <***> районным судом, судебным приставом-исполнителем Васильевым С.В. вынесено постановление об удержании 50 % пенсии должника. дд.мм.гггг Беляевым В.И. подано заявление о снижении процента удержаний в связи с тем, что размер пенсии после удержания остается ниже прожиточного минимума для поддержания нормального уровня жизни пенсионеров, однако постановлением судебного пристава-исполнителя в удовлетворении заявления было отказано. Указанное постановление административным истцом было обжаловано старшему судебному приставу Алнашского РОСП, которым дд.мм.гггг принято постановление об отказе в удовлетворении жалобы и признании правомерным постановления судебного пристава-исполнителя. Указанное постановление получено административным истцом дд.мм.гггг, что подтверждается почтовым штампом. Административный истец считает постановления судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава Алнашского РОСП незаконными, поскольку установленный размер удержаний денежных средств 50 % из пенсии противоречит ст. 446 ГПК РФ, нарушает конституционные и гражданские права должника, имеющего право на уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Кроме того, Беляев В.И. по имеет <данные изъяты>, в связи с чем по состоянию здоровья нуждается в лекарственных препаратах, на что им расходуется ежемесячно около <данные изъяты> рублей, расходы по оплате коммунальных услуг составляют ежемесячно около <данные изъяты> рублей. Таким образом, за вычетом удержаний с его пенсии остается доход в сумме <данные изъяты> рублей, не учитывая расходы на питание, одежду, товары первой необходимости, поэтому он вынужден проживать за счет пенсии супруги.
В ходе судебного разбирательства административный истец Беляев В.И. в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил исковые требования и просил признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя Алнашского РОСП Васильева С.В. от дд.мм.гггг об отказе в удовлетворении заявления, постановление старшего судебного пристава Алнашского РОСП Мартынова М.Г. от дд.мм.гггг об отказе в удовлетворении жалобы по исполнительному производству №***, обязать судебного пристава-исполнителя Алнашского РОСП Васильева С.В. вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по вышеуказанному исполнительному листу с пенсии Беляева В.И., до размера, при котором за ним сохраняется право на получение пенсии не ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Удмуртской Республике.
В судебном заседании Беляев В.И. и его представитель Конюхова Н.В.уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и пояснили, что имеющийся в распоряжении должника остаток денежных средств <данные изъяты> рублей не позволяет приобретать жизненно важные медикаменты и продукты питания.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Васильев С.В., старший судебный пристав Мартынов М.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Ранее в предварительном судебном заседании административные ответчики с иском не согласились, представили письменный отзыв, из которого следует, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует ч. 2 ст. 99, ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Поскольку Беляев В.И. является получателем пенсии по старости и не имеет иного дохода и имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание, принимая во внимание значительность суммы долга и неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа, установлен процент удержаний из пенсии должника в размере 50 % (л.д.35-36).
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, а также привлеченное к участию в деле заинтересованного лица – взыскатель Охотников Н.Д. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в суд не явились, в соответствии сост. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного административного ответчика, заинтересованного лица Охотникова Н.Д.
Представитель заинтересованного лица Лекомцев П.С. возражал против удовлетворения административного иска и ссылался на наличие доходов супруги должника.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные суду материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя Алнашского РОСП УФССП по УР Васильева С.В. было направлено административному истцу, постановление старшего судебного пристава Алнашского РОСП УФССП по УР Мартынова М.Г. вручено должнику дд.мм.гггг, что подтверждено уведомлением о вручении (л.д.58).
Соответственно, административное исковое заявление об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава поданоадминистративным истцом в суд в срок, установленныйч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и в ходе подготовки дела на административных ответчиков была возложена обязанность доказывания законности совершенных действий и принятых постановлений.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом суд учитывает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как указано в статье ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника - гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статей 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиямив десятидневный срок со дня поступления заявления, ходатайства, по результатам рассмотрения выносится постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как следует из материалов дела, дд.мм.гггг судебным приставом-исполнителемАлнашского РОСП УФССП России по Удмуртской Республике возбужденоисполнительное производство№*** на основании исполнительного листа№***, выданного дд.мм.гггг <***> районным судом УР по делу №***, в отношении должника Беляева Валерия Ивановича, предмет исполнения: иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ в размере <данные изъяты> руб. в пользу взыскателя Охотникова Н.Д. (л.д.29-30).
В ходе исполнительного производства дд.мм.гггг должник Беляев В.И. обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об уменьшении размера удержания 50 % пенсии, поскольку остаток пенсии после удержаний составляет <данные изъяты> рублей, что создает для него материальные сложности, существенно ниже прожиточного минимума пенсионера.
дд.мм.гггг судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) должника Беляева В.И. со ссылкой на необоснованность доводов заявителя (л.д. 32), нарушив при этом установленные ст. 64.1 Закона сроки рассмотрения заявлений, ходатайств в исполнительном производстве.
дд.мм.гггг Беляев В.И. указанное постановление обжаловал в порядке подчиненности начальнику отдела – старшему судебному приставу Алнашского РОСП УФССП по УР, который дд.мм.гггг принял постановления об отказе в удовлетворении жалобы, мотивируя тем, что постановление судебного пристава-исполнителя соответствует ст.ст. 99, 101 Закона об исполнительном производстве, а действия судебного пристава-исполнителя по установлению 50 % удержаний из пенсии должника для погашения задолженности правомерны (л.д. 6-7).
В силу ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно части 2 статьи 99указанного Федерального закона при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 данной статьи, не применяется при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этом случае размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 процентов (часть 3).
Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Поскольку положения частей 2 и 3 статьи 99 Федерального закона N 229-ФЗ и части 3 статьи 29 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
По смыслу статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).
Таким образом,размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа судебным приставом-исполнителем исчисляется с учетом всех обстоятельств конкретного дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
При определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа: исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
Указанные положения нашли отражение и в п. 35Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, согласно которой при определении размера удержаний из пенсии, являющейся для должника-гражданина единственным источником дохода, следует исходить в том числе из принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи.
Как разъяснено п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" в случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа.
Согласно п. 57 названного Постановления правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
В ходе исполнительного производства №*** от дд.мм.гггг совершены исполнительные действия по розыску имущества и имущественных правах должника и установлено отсутствие у Беляева В.И. зарегистрированных маломерных судов, транспортных средств и объектов и прав на недвижимое имущество (л.д. 55-57, 69).
Согласно справке №*** от дд.мм.гггг, выданной УПФР в <***> (межрайонное), Беляев В.И. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. 9).
Таким образом, единственным источником доходадолжника Беляева В.И. является пенсия.
Судебным приставом-исполнителем Алнашского РОСП УФССП по УР Васильевым С.В. вынесено постановление от дд.мм.гггг об обращении взыскания на пенсию и иные доходы должника Беляева В.И. в пределах <данные изъяты> руб., постановлено удержания производить ежемесячно в размере 50 % пенсии и иных доходов должника (л.д. 33). При этом, как следует из оспариваемого постановления старшего судебного пристава-исполнителя от дд.мм.гггг, согласно материалам исполнительного производства судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на назначенную Беляеву В.И. пенсию по старости, территориальному органу Пенсионного фонда РФ предписано производить удержания из его пенсии ежемесячно в размере 50 %.
Из справки, выданной УПФР в <***> (межрайонное) от дд.мм.гггг, следует, что Беляев В.И. с дд.мм.гггг является получателем страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, на основании ст.ст. 8, 16, 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости составляет <данные изъяты> руб., из которой, начиная с дд.мм.гггг производятся удержания в размере 50 % на основании исполнительного листа. Размер поступающей Беляеву В.И. пенсии составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (л.д. 10).
Между тем, согласно постановлениямПравительства Удмуртской Республики величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике за I квартал 2019 г. для пенсионеров составляет 7865 рублей, за II квартал 2019 года - 8148 рублей.При этом административным истцом представлены документы о нуждаемости в постоянноммедикаментозном лечении в связи с наличием <данные изъяты> заболеваний и несении расходов на приобретение лекарственных препаратов и на коммунальные услуги (л.д. 13-18).
Однако судебный пристав-исполнитель, рассматривая заявление должника Беляева В.И. о снижении размера удержаний из его пенсии, не дал оценку имущественному положению должника, не учел всех обстоятельств конкретного дела, не принял во внимание обеспечение минимума имущества и доходов, необходимых для существования должника и членов его семьи, в нарушение предписаний ч. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащей открытый перечень исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, не проверил и не оценил обстоятельства, на которые ссылался в ходатайстве административный истец, а старший судебный пристав-исполнитель признал такие действия судебного пристава-исполнителя правомерными, указывая, что определение размера удержания из пенсии должника за вычетом прожиточного минимума приведет к необоснованному затягиванию или невозможности исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, закрепленные в ст. 4 названного Закона, и когда возникла ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни, на что указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административным истцом представлены доказательства нарушения его прав оспариваемыми постановлениями административных ответчиков, тогда как достаточных, относимых и допустимых доказательств о том, что постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления должника Беляева В.И. об уменьшении размера удержаний из пенсии в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Беляева В.И., считает необходимым отменить указанные постановления и обязать вынести постановление об уменьшении размера удержаний с пенсии должника.
Руководствуясь ст.ст.175, 178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявлениеБеляева Валерия Ивановича удовлетворить.
Признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя Алнашского РОСП УФССП по Удмуртской Республике Васильева Сергея Валерьевича от дд.мм.гггг об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) должника Беляева Валерия Ивановича и постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Алнашского РОСП УФССП по Удмуртской Республике Мартынова Михаила Георгиевича от дд.мм.гггг об отказе в удовлетворении жалобы должника Беляева Валерия Ивановича по исполнительному производству №***, возбужденному дд.мм.гггг на основании исполнительного листа №*** от дд.мм.гггг, выданного <***> районным судом УР.
Обязать судебного пристава-исполнителя Алнашского РОСП УФССП по Удмуртской Республике Васильева Сергея Валерьевича вынести постановление об уменьшении размера удержаний, производимых по указанному выше исполнительному листу с пенсии Беляева Валерия Ивановича, до размера, при котором за ним сохраняется право на получение пенсии не ниже прожиточного минимума для пенсионеров в Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 11.11.2019.
Председательствующий судья А. С. Гвоздикова