Решение по делу № 2а-383/2020 от 08.10.2020

Дело № 2а-383/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года                                   п. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Будаевой В.М., с участием помощника прокурора Муйского района Республики Бурятия Цыбульского И.А., при секретаре Вандановой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия к Совету депутатов МО ГП «Северомуйское» о признании незаконным и установлении факта непроведения правомочным составом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд,

                       УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муйского района Республики Бурятия, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов МО ГП «Северомуйское», в котором просит установить факт не проведения правомочным составом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» правомочных заседаний в течении трех месяцев подряд, мотивируя требования тем, что Прокуратурой Муйского района проведена проверка деятельности Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», в ходе которой установлено, что указанный представительный орган местного самоуправления в настоящее время состоит из 8 депутатов четвертого созыва, который уполномочен осуществлять свои функции в период с 2016 по 2021 г.г. В период более трех месяцев с 14.01.2020 по 18.04.2020 г.г., с 02.06.2020 по 03.09.2020 гг., правомочные заседания совета депутатов не проводились, решения в рамках полномочий представительного органа не принимались. Таким образом, Советом депутатов МО ГП «Северомуйское» нарушено требование законодательства о проведении правомочных заседаний совета депутатов не реже одного раза в три месяца. Бездействие совета депутатов нарушает права граждан-жителей поселка Северомуйск ввиду невозможности участия в вопросах местного значения через представительный орган местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и просил, кроме прочего, признать незаконным не проведение правомочным составом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд в период с 14.01.2020 по 18.04.2020 гг., с 02.06.2020 по 03.09.2020 гг.

В судебном заседании помощник прокурора Муйского района Республики Бурятия Цыбульский И.А. поддержал исковые требования в полном объеме, привел доводы аналогичные иску.

    Представитель административного ответчика – Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Главы Республики Бурятия ФИО17 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованные лица депутаты Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» ФИО16 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица депутаты Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» ФИО15 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

От не явившихся участников судебного разбирательства, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, заявлений об отложении судебного заседания не поступало. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

    Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

          Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования является закрепленная в п. 1.1 ст. 35 Федеральный закон N 131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

В силу ст. 70 и 72 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель, в п. 2.1 ст. 73 указанного Закона, установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.

Таким образом, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими предусмотренных в установленном порядке обязанностей.

В силу п. 1.1 ст. 35 Федеральный закон N 131-ФЗ Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Таким образом, уставом муниципального образования должна быть определена правомочность заседания представительного органа муниципального образования, то есть кворум для проведения заседаний. При этом установлено Законом, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Вместе с тем, минимально допустимым кворумом для проведения заседаний является простое (неквалифицированное) большинство от числа избранных депутатов. Муниципальные образования вправе определить лишь более высокий кворум, например простое большинство от установленной численности депутатов или квалифицированное (две трети, три четверти и т.д.) от числа избранных депутатов, от установленной численности депутатов.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Устава структуру органов местного самоуправления поселения составляют: совет депутатов городского поселения, глава городского поселения, администрация городского поселения, контрольно-счётный орган.

Согласно п. 1, 2 ст. 22 Устава Совет депутатов городского поселения является представительным органом муниципального образования, подотчетен и подконтролен населению. Совет депутатов городского поселения состоит из 10 депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В силу п. 4 ст. 22 Устава Совет депутатов городского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Решение принимаются, если за них проголосовало более 50% от числа присутствовавших на заседании.

Согласно п. 1 ст. 30 Регламента Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», утвержденного решением Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» от 01.02.2017 года установлена обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, 6 ноября 2016 года избран Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» четвертого созыва, всего избрано 10 депутатов по 2 многомандатным избирательным округам. В настоящее время Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» состоит из 8 депутатов. Представительный орган местного самоуправления уполномочен осуществлять свои функции в период с 2016 по 2021 гг.

Следовательно, для признания заседания Совета депутатов правомочным, необходимо присутствие не менее 5 депутатов.

Из представленных в суд протоколов заседаний Совета депутатов следует, 14 января 2020 года состоялось заседание Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», присутствовали 7 депутатов.

Заседание Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», назначенное на 27 марта 2020 года не состоялось, в связи с отсутствием кворума, присутствовали 4 депутата.

Следующее заседание Совета депутатов проведено 18 апреля 2020 г., присутствовали 7 депутатов, а также 2 июня 2020 года присутствовали 6 депутатов. Более заседаний правомочным составом не проводилось, доказательств тому не представлено.

Таким образом, в период с 14 января 2020 г. по 18 апреля 2020 г., с 02.06.2020 г. по 03.09.2020 г., т.е. в течение более трех месяцев подряд, Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» не проводил правомочные заседания сессии Совета.

Следовательно, Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» в течение более трех месяцев подряд не исполнял возложенные на него федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 22 Устава МО ГП «Северомуйское» полномочия, в том числе, по вопросам местного значения, относящимся к исключительной компетенции Совета депутатов, которые не могут быть переданы на рассмотрение иных органов местного самоуправления.

Таким образом, требования истца о признании незаконным бездействия Совета депутатов заявлены, обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным не проведения правомочным составом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд с 14 января 2020 года по 18 апреля 2020 года, со 2 июня 2020 года по 3 сентября 2020 года.

Установить факт не проведения правомочным составом Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд с 14 января 2020 года по 18 апреля 2020 года, со 2 июня 2020 года по 3 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                Будаева В.М.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2020 года.

Судья                                         Будаева В.М.

2а-383/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Муйского района Республики Бурятия
Ответчики
Совет депутатов МО ГП "Северомуйское"
Другие
Глава Республики Бурятия
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Павлова Дарья Александровна
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Логинова Татьяна Борисовна
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Черникова Татьяна Васильевна
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Мухин Александр Валерьевич
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Аглеева Наталья Сергеевна
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Кисилева Валентина Федоровна
Депутат Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Осинин Евгений Валерьевич
Суд
Муйский районный суд Республики Бурятия
Судья
Будаева В.М.
Дело на странице суда
muisky.bur.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация административного искового заявления
08.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Подготовка дела (собеседование)
28.10.2020Рассмотрение дела начато с начала
16.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее