Решение по делу № 2-213/2023 (2-2461/2022;) от 08.12.2022

УИД 61RS0036-01-2022-004919-47

Дело №2-213/2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2023г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Сытник И.Ю.,

с участием помощника Каменского городского прокурора Супрун А.Д.,

представителя третьего лица - КУИ г. Каменск-Шахтинского Миловидовой С.Ю., действующей на основании доверенности,

при секретаре Шехурдиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КУИ г. Каменск-Шахтинского, Администрации г. Каменск-Шахтинского об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны, указав в заявлении, что Каменской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21,22 ФЗ «О прокуратуре РФ», с участием заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменск-Шахтинскому управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ростовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны в деятельности отраслевого органа Администрации города КУИ г. Каменск-Шахтинского РО. В ходе проверки установлено, что встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, помещение , кадастровый находится в собственности Администрации г. Каменск-Шахтинского и в КУИ на праве управления. На основании Федеральных законов №28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне», от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 11.07.2004г. № 868, Постановлений Правительства РФ от 29.11.199г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» разработаны Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002г. № 583. Разделом IV Приказа № 583 п.п.4.1-4.5 определена периодичность оценок технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств. Однако, как показала проверка, мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств, КУИ г. Каменск-Шахтинского не проводятся. Кроме того, проверкой установлено, что срок годности фильтров-поглотителей истёк. Изложенное свидетельствует о неготовности ЗГ ГО к приему укрываемых, что является нарушением абз. 3 п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п.п. 1.3, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, абз. 2 подп. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Таким образом, КУИ г. Каменск-Шахтинского не обеспечено должное содержание защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит суд обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров- поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова, д. 128, помещение №1, кадастровый , с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями пунктов 4.1-4.5 раздела IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. ; Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского приобрести фильтры-поглотители для очистки воздуха в защитном сооружении гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> целью приведения фильтро-вентиляционной системы в соответствие требованиям п.3.2.1, 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583.

В судебном заседании помощник Каменского городского прокурора Супун А.Д. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях, мотивируя доводами, изложенными в иске, срок исполнения решения просила установить на усмотрение суда.

Администрация г. Каменск-Шахтинского надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, просила дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по основаниям ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представителем ответчика поданы письменные возражения на иск, из которых следует, что Администрация города не является субъектом спорного правоотношения и не может в силу Положения и структур Администрации города Каменск-Шахтинского и её отраслевых (функциональных) органов, утвержденного решением Каменск-Шахтинском городской думы №61 от 29.07.2015г., нести обязанность, которую прокурор просит возложить на неё. У спорного объекта определен правообладатель МО «Город Каменск-Шахтинский» и вид права -собственность -муниципальная казна. Пунктом 3.4.2 Положения за КУИ закреплено право осуществления в интересах и от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества. Просит суд в части удовлетворения требований Каменского городского прокурора предъявленных к Администрации г. Каменска-Шахтинского отказать.

Определением суда от 07.02.2023г. из числа ответчиков исключен Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского и этим же числом привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Миловидова С.Ю., представляющая КУИ г. Каменска-Шахтинского, в судебном заседании, оставила разрешение искового заявления на усмотрение суда, при этом пояснила, что спорный объект гражданской обороны передан в оперативное управление Администрации г. Каменска-Шахтинского, которая от имени собственника Муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» осуществляет владение, пользование муниципальным имуществом.

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменску-Шахтинскому ГУ МЧС России по Ростовской области, третье лицо по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица по основаниям ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Общественные отношения в сфере гражданской обороны регулируются нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 указанного Федерального закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктами 1 и 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту Правила N 583).

В соответствии с п. 1.2 Правил N 583 данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Пунктом 1.8 Правил установлено, что в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению. Поэтому в соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Главы г. Каменск-Шахтинского №2138 от 20.09.2004г. в оперативное управление Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области передано встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>1, кадастровый (л.д. 13).

Согласно ч.1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 131 ГК ПФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно выписки из ЕГРН право оперативного управления на встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>1 зарегистрировано за Администрацией г. Каменск-Шахтинского (л.д. 11-12).

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пунктом 2 Постановления Главы г. Каменска-Шахтинского №2138 от 20.09.2004г. на помощника Главы Администрации города по ВМР возложена обязанность обеспечить сохранность муниципального имущества, производить ремонт за счет средств, предусмотренных в смете на его содержание.

Положениями п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Положения об Администрации г. Каменска-Шахтинского, утвержденного решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015г. № 61, на Администрацию города возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2.1 Положения об Администрации г. Каменска-Шахтинского, Администрация города осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено, что в данном случае бремя содержания объекта ЗС ГО законом возложено на Администрацию г. Каменска-Шахтинского, к моменту рассмотрения спора, не освобожденную от обязанности по содержанию данного имущества, в связи, с чем именно Администрация г. Каменска-Шахтинского является надлежащим ответчиком по данному делу.

В ходе разбирательства по делу установлено, что ЗС ГО, не соответствует обязательным требованиям Правил N 583 и Положения N 687. Данные сведения отражены в акте проверки от 21.11.2022г., которым установлено что мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств не проводятся, срок годности фильтров-поглотителей истек. Факт нарушения Правил № 583 отражен также в письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменск-Шахтинскому ГУ МЧС России по Ростовской области (л.д. 15, 16).

Разделом IV Приказа № 583 пунктами 4.1-4.5 определена периодичность оценок технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей.

При оценке состояния ФП последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния (п.4.4.1 Приказа № 583)

В соответствии с п. 3.2.1 Правил № 583 эксплуатация защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В п. 3.2.11. Правил эксплуатации защитного сооружения указано, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Материалами дела установлено и не опровергнуто ответчиком, что защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых. Данный факт создает возможную угрозу причинения вреда жизни гражданам и обществу в целом в случае военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что исковые требования Каменского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч. 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь положениями указанной статьи, исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, существа требуемых для выполнения действий) суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 07 июня 2023 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров- поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова, д. 128, помещение №1, кадастровый , в соответствии с требованиями пунктов 4.1-4.5 раздела IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583, в срок до 07 июня 2023 года.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области приобрести фильтры-поглотители для очистки воздуха в защитном сооружении гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>1, с целью приведения фильтро-вентиляционной системы в соответствие требованиям п.3.2.1, 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583, в срок до 07 июня 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 февраля 2023г.

Судья:

УИД 61RS0036-01-2022-004919-47

Дело №2-213/2023г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2023г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Сытник И.Ю.,

с участием помощника Каменского городского прокурора Супрун А.Д.,

представителя третьего лица - КУИ г. Каменск-Шахтинского Миловидовой С.Ю., действующей на основании доверенности,

при секретаре Шехурдиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КУИ г. Каменск-Шахтинского, Администрации г. Каменск-Шахтинского об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны, указав в заявлении, что Каменской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21,22 ФЗ «О прокуратуре РФ», с участием заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменск-Шахтинскому управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ростовской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны в деятельности отраслевого органа Администрации города КУИ г. Каменск-Шахтинского РО. В ходе проверки установлено, что встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, помещение , кадастровый находится в собственности Администрации г. Каменск-Шахтинского и в КУИ на праве управления. На основании Федеральных законов №28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне», от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 11.07.2004г. № 868, Постановлений Правительства РФ от 29.11.199г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» разработаны Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные Приказом МЧС России от 15.12.2002г. № 583. Разделом IV Приказа № 583 п.п.4.1-4.5 определена периодичность оценок технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств. Однако, как показала проверка, мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств, КУИ г. Каменск-Шахтинского не проводятся. Кроме того, проверкой установлено, что срок годности фильтров-поглотителей истёк. Изложенное свидетельствует о неготовности ЗГ ГО к приему укрываемых, что является нарушением абз. 3 п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, п.п. 1.3, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, абз. 2 подп. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Таким образом, КУИ г. Каменск-Шахтинского не обеспечено должное содержание защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит суд обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров- поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова, д. 128, помещение №1, кадастровый , с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями пунктов 4.1-4.5 раздела IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. ; Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского приобрести фильтры-поглотители для очистки воздуха в защитном сооружении гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> целью приведения фильтро-вентиляционной системы в соответствие требованиям п.3.2.1, 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583.

В судебном заседании помощник Каменского городского прокурора Супун А.Д. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требованиях, мотивируя доводами, изложенными в иске, срок исполнения решения просила установить на усмотрение суда.

Администрация г. Каменск-Шахтинского надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, просила дело рассмотреть в отсутствии представителя ответчика. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по основаниям ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представителем ответчика поданы письменные возражения на иск, из которых следует, что Администрация города не является субъектом спорного правоотношения и не может в силу Положения и структур Администрации города Каменск-Шахтинского и её отраслевых (функциональных) органов, утвержденного решением Каменск-Шахтинском городской думы №61 от 29.07.2015г., нести обязанность, которую прокурор просит возложить на неё. У спорного объекта определен правообладатель МО «Город Каменск-Шахтинский» и вид права -собственность -муниципальная казна. Пунктом 3.4.2 Положения за КУИ закреплено право осуществления в интересах и от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества. Просит суд в части удовлетворения требований Каменского городского прокурора предъявленных к Администрации г. Каменска-Шахтинского отказать.

Определением суда от 07.02.2023г. из числа ответчиков исключен Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского и этим же числом привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Миловидова С.Ю., представляющая КУИ г. Каменска-Шахтинского, в судебном заседании, оставила разрешение искового заявления на усмотрение суда, при этом пояснила, что спорный объект гражданской обороны передан в оперативное управление Администрации г. Каменска-Шахтинского, которая от имени собственника Муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» осуществляет владение, пользование муниципальным имуществом.

Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменску-Шахтинскому ГУ МЧС России по Ростовской области, третье лицо по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица по основаниям ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Общественные отношения в сфере гражданской обороны регулируются нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 указанного Федерального закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктами 1 и 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту Правила N 583).

В соответствии с п. 1.2 Правил N 583 данные Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно п. п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Пунктом 1.8 Правил установлено, что в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, законодательством предусмотрена необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению. Поэтому в соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Главы г. Каменск-Шахтинского №2138 от 20.09.2004г. в оперативное управление Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области передано встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>1, кадастровый (л.д. 13).

Согласно ч.1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии со ст. 131 ГК ПФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно выписки из ЕГРН право оперативного управления на встроенное нежилое помещение городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>1 зарегистрировано за Администрацией г. Каменск-Шахтинского (л.д. 11-12).

Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Пунктом 2 Постановления Главы г. Каменска-Шахтинского №2138 от 20.09.2004г. на помощника Главы Администрации города по ВМР возложена обязанность обеспечить сохранность муниципального имущества, производить ремонт за счет средств, предусмотренных в смете на его содержание.

Положениями п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно Положения об Администрации г. Каменска-Шахтинского, утвержденного решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015г. № 61, на Администрацию города возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2.1 Положения об Администрации г. Каменска-Шахтинского, Администрация города осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено, что в данном случае бремя содержания объекта ЗС ГО законом возложено на Администрацию г. Каменска-Шахтинского, к моменту рассмотрения спора, не освобожденную от обязанности по содержанию данного имущества, в связи, с чем именно Администрация г. Каменска-Шахтинского является надлежащим ответчиком по данному делу.

В ходе разбирательства по делу установлено, что ЗС ГО, не соответствует обязательным требованиям Правил N 583 и Положения N 687. Данные сведения отражены в акте проверки от 21.11.2022г., которым установлено что мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств не проводятся, срок годности фильтров-поглотителей истек. Факт нарушения Правил № 583 отражен также в письме Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Каменск-Шахтинскому ГУ МЧС России по Ростовской области (л.д. 15, 16).

Разделом IV Приказа № 583 пунктами 4.1-4.5 определена периодичность оценок технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей.

При оценке состояния ФП последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния (п.4.4.1 Приказа № 583)

В соответствии с п. 3.2.1 Правил № 583 эксплуатация защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В п. 3.2.11. Правил эксплуатации защитного сооружения указано, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Материалами дела установлено и не опровергнуто ответчиком, что защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых. Данный факт создает возможную угрозу причинения вреда жизни гражданам и обществу в целом в случае военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что исковые требования Каменского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч. 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь положениями указанной статьи, исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, существа требуемых для выполнения действий) суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 07 июня 2023 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Каменского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести мероприятия по приведению в состояние готовности защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области провести мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров- поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ворошилова, д. 128, помещение №1, кадастровый , в соответствии с требованиями пунктов 4.1-4.5 раздела IV Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583, в срок до 07 июня 2023 года.

Обязать Администрацию г. Каменск-Шахтинского Ростовской области приобрести фильтры-поглотители для очистки воздуха в защитном сооружении гражданской обороны встроенного нежилого помещения городского запасного пункта управления, общей площадью 540,40 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>1, с целью приведения фильтро-вентиляционной системы в соответствие требованиям п.3.2.1, 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022г. № 583, в срок до 07 июня 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 февраля 2023г.

Судья:

2-213/2023 (2-2461/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Каменский городской прокурор
Ответчики
Администрация г. Каменск-Шахтинского РО
КУИ Администрации г.Каменск-Шахтинского
Другие
ГУ МЧС России по РО
КУИ г.Каменска-Шахтинского Ростовской области
Суд
Каменский районный суд Ростовской области
Судья
Сытник Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
kamensky.ros.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее