Сулейман-Стальский районный суд РД судья М.Н. Тагирова
№ дела 12-4/21
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2021 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 на решение судьи Сулейман-Стальского районного суда РД от <дата> об отмене постановления начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 от <дата> и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
<дата> полицейским ОМСП ОМВД России по <адрес> ФИО5 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ.
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 от <дата>, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Сулейман-Стальского районного суда РД от <дата> по жалобе ФИО1 постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 от <дата> отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств дела, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД должностным лицом, вынесшим постановление - начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 ставится вопрос об отмене названного решения судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности.
В суде апелляционной инстанции защитник ФИО1 по ордеру – адвокат ФИО4 возражал относительно доводов жалобы, указывая о законности судебного акта.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3, который извещен о месте и времени судебного заседания и от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела согласно ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, считаю решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из требований ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие всестороннему, полному и объективному исследованию в их совокупности.
Вместе с тем при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования действующего административного законодательства не выполнены.
Так, в силу пунктов 2, 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) к основным направлениям деятельности полиции в числе иных относится предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение правопорядка в общественных местах.
Согласно пункту 11 части 1 статьи Закона о полиции, на полицию возлагаются обязанности пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Положениями статьи 12 Закона о полиции на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункты 5 - 6, 11 части 1).
Приказом МВД России от <дата> № утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (зарегистрировано в Минюсте России <дата> №).
Пункт 29 данного Административного регламента предусматривает, что должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, помимо сотрудников Госавтоинспекции, являются: - сотрудники других подразделений полиции, которые могут осуществлять в соответствии с установленными полномочиями административные действия по исполнению государственной функции при исполнении совместно с сотрудниками Госавтоинспекции служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Составление протокола об административном правонарушении в области дорожного движения может осуществляться должностными лицами подразделений охраны общественного порядка территориальных органов МВД России.
Приказом МВД России от <дата> № утвержден Перечень должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно п. 1.4.8 данного Перечня, должностные лица строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции (ППСП) регламентирована приказом МВД России от <дата> № "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности", которым утверждён Устав патрульно-постовой службы полиции. Устав определяет порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах (ст. 1 Устава).
Строевые подразделения ППСП входят в состав подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка (ст. 2 Устава).
В соответствии со вторым разделом Устава (Правовое положение должностных лиц строевых подразделений ППСП) к должностным лицам строевых подразделений ППСП относятся сотрудники подразделения ППСП.
Статья 22 Устава предусматривает, что сотрудники подразделений ППСП выполняют обязанности и пользуются правами сотрудника полиции, предусмотренными Законом о полиции.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Статья 7 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает классификацию должностей в органах внутренних дел, которые подразделяются на должности рядового или начальствующего состава, в том числе должности младшего начальствующего состава и должности рядового состава.
Статья 8 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает специальные звания, установленные по должностям в органах внутренних дел и присваиваемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Так, учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения обязывает сотрудника органов внутренних дел отреагировать путем возбуждения соответствующего дела об административном правонарушении.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых положений следует, что сотрудник подразделений ППСП - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава, является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ, он составлен полицейским ОМСП ОМВД России по <адрес> ФИО5, то есть должностным лицом, проходящим занимающим федеральную государственную службу в органах внутренних дел и имеющему специальное звание (старший сержант полиции). Следовательно, полицейский ОМСП ОМВД России по <адрес> ФИО5 является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем временем совершения вмененного ФИО1 административного правонарушения является <дата>.
На момент рассмотрения настоящей жалобы в Верховном Суде РД двухмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек.
Исходя из положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей.
На основании изложенного производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 удовлетворить частично.
Решение судьи Сулейман - Стальского районного суда РД от <дата> об отмене постановления начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 от <дата> и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-ФИО6