Дело № 2 - 284/2015
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района
13 мая 2015 года гражданское дело по иску Краснова А.А. к Администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Краснов А.А. обратился в суд с иском к Администрации МР «Сысольский» о возложении обязанности поставить его на учет на получение социальной выплаты на строительство или получение жилья для улучшения жилищных условий.
В обоснование исковых требований Краснов А.А. указал, что обратился к ответчику с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, но 25.03.2015 в постановке на учет истцу было отказано по тем основаниям, что он занимает жилое помещение более <данные изъяты> кв.м. и дом пригоден для проживания. С указанным решением истец не согласен, так как является сиротой и нуждается в улучшении жилищных условий с 1986 года.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что в его собственности имеется жилой дом, который он построил за счет собственных сил и средств, но в доме требуется проведение ремонта. Так как истец является <данные изъяты>, <данные изъяты>, а также в связи с тем, что как сирота он не был обеспечен жильем, полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде социальных выплат на ремонт жилья.
Представитель ответчика Беляев А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
На основании свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей от (дата) № истцу на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2014.
Согласно техническому паспорту жилая площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м.
Из домовой книги следует, что истец зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу один.
В результате обследования <адрес>, межведомственной комиссией 26.09.2014 установлено, что жилой дом требует проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в нормативное состояние. Вместе с тем, из заключения межведомственной комиссии № 2 от 26.09.2014 следует, что указанный дом пригоден для постоянного проживания.
На обращение истца, постановлением Администрации муниципального района «Сысольский» от 25.03.2015 № 3/282 Краснову А.А. было отказано в постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории граждане, проживающие и работающие на селе, по основаниям, предусмотренным п.п. 2 п. 13 ст. 2 закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на получение социальной выплаты.
Согласно ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" установлены категории граждан Российской Федерации, имеющие право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В силу подпунктов «е», «к» п. 1 ст. 1 названного закона, указанное право предоставлено также инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, семьям, имеющих детей-инвалидов, а также гражданам проживающим в сельской местности.
Истец является <данные изъяты> и соответственно под категорию граждан, предусмотренных п.п. «е» п. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ не подпадает. Вместе с тем, он проживает в сельской местности и относится к категории граждан, установленных п.п. «к» п. 1 ст. 1 указанного закона.
Вместе с тем, ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ предусмотрено, что на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из положений пунктов 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета МО "Сысольский район" от 28.11.2005 N 22/174 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Сысольский район" (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 11 квадратных метров на одного человека.
Поскольку в собственности истца находится жилое помещение в размере более учетной нормы, и оно является пригодным для постоянного проживания, оснований для признания Краснова А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.
Кроме того, по смыслу Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ социальная выплата предоставляется для строительства или приобретения жилья с целью улучшения жилищных условий. Предоставление мер социальной поддержки на проведение ремонта занимаемого жилого помещения указанный закон не предусматривает.
Таким образом, постановление Администрации муниципального района «Сысольский» от 25.03.2015 №3/282 «Об отказе в постановке на учет на получение субсидии (социальной выплаты) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» является законным и обоснованным.
Доводы истца о присвоении ему статуса малоимущего также не могут служить основанием для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу указанной нормы, гражданам гарантируется предоставление жилых помещений по договорам социального найма при наличии одновременно двух условий: признание гражданина малоимущим и признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Сам по себе факт признания гражданина малоимущим не может служить основанием для включения его в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, направленных на улучшение жилищных условий.
Доводы истца о том, что он является сиротой и не был обеспечен жилым помещением, также не может быть принят судом во внимание.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу п.п. 8 п. 1 ст. 92 и ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ указанной категории лиц предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст. 8).
Краснов А.А. родился (дата) года. Решением Троицко-Печорского районного народного суда Коми АССР от (дата) Краснов А.А. был отобран у его матери К. До (дата) года Краснов А.А. находился в <данные изъяты>, а с (дата) года по (дата) год проходил обучение в СПТУ № в с. Визинга Сысольского района. По окончанию службы в рядах Советской Армии в (дата) году и до настоящего времени проживает на территории Сысольского района.
Между тем, согласно сведениям Межрайонного сектора опеки и попечительства Троицко-Печорского района, Краснов А.А., (дата) года рождения по данным журналов первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не значится, сведений о закрепленном жилье за Красновым А.А. не имеется.
Согласно сведениям администрации МО ГО «Ухта», Краснов А.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям муниципального специализированного фонда не состоял и не состоит.
По данным Администрации муниципального района «Сысольский» Краснов А.А. также на учете по категории детей-сирот не состоит.
При таких обстоятельствах, оснований для признания за Красновым А.А. права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется.
Кроме того, вышеуказанными нормами Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено обеспечение детей-сирот жилыми помещениями путем их фактического предоставления, а не путем предоставления социальных выплат.
Из заявленных требований следует, что истец претендует на получение денежных средств, а не жилого помещения, в связи с чем, оснований для применения положений указанных нормативных актов не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краснова А.А. к Администрации муниципального района «Сысольский» о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 18.05.2015 года