Дело № 2-322/2021г. №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2021 года г. Севск
Севский районный суд Брянской области
в составе председательствующего судьи Рухмакова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покровской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горшковой С.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда по Брянской области о признании права на назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения, назначения досрочной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Горшкова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения, назначения досрочной пенсии по старости, указав, что она 03.08.2021г. обратилась с заявлением в УПФР Севском районе Брянской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости, в связи с тем, что она относится к категориям граждан указанных в п.п.7 и п.п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», и имеет право на снижение пенсионного возраста от общеустановленного согласно ст.ст.33, 34 данного Закона.
Однако Решением № от ДАТА. Пенсионный фонд в назначения пенсии ей отказал, объяснив тем, что произвести суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не представляется возможным, поскольку это не предусмотрено указанным Законом.
С решением Пенсионного фонда она не согласна.
В период с 26.04.1986г. по 14.11.1987г. (1 год 6 месяцев 3 дня) она проживала в <адрес>, которое с 26.04.1986г. по настоящее время относится к зоне проживания с правом на отселение.
Период проживания с 25.04.1988г. по 31.01.1998г. (9 лет 9 месяцев 7 дней) в <адрес>, относившегося к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Первоначальная величина снижения её пенсионного возраста составляет - 2 года по категории п.7 ст.13 и дополнительно на 2 года по категории п.8 ст.13 Закона №1244-1.
Следовательно, проживая на территории зоны отселения, а позднее на территории с льготным социально-экономическим статусом она приобрела право на снижение пенсионного возраста на 4 года, то есть в возрасте 51 год.
Просит обязать УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Горшковой С.В. пенсию по старости с учетом суммирования величин уменьшения пенсионного возраста на 4 года в возрасте 51 год за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с постоянным проживанием в зоне с правом на отселение с 26.04.1986г. по 14.11.1987г. и постоянного проживания в зоне с льготным социально- экономическим статусом с 25.04.1988г. по 31.01.1998г. Назначить ей досрочную пенсию по старости с даты возникновения права на неё, с 19.08.2021г.
Определением Севского районного суда Брянской области от 22 октября 2021 года по данному делу проведено процессуальное правопреемство и заменен ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.
Истец Горшкова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенном в исковом заявлении, просит суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда по Брянской области Богомолова Л.В. (по доверенности) исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в установлении пенсии.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, огласив их, пришел к следующему.
В силу ч.2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. № 8 от 27.06.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами (ст. 28.1 Закона N 1244-1).
В соответствии с п.п. 6, 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.2 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
В силу п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 указанного закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно п. 3 Разъяснений «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 19.04.2000 № 33 при назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31-37 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582.
Согласно п. 4 Разъяснений «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 19.04.2000 № 33 в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. № 237-р, <адрес> с 26.04.1986г. по 31.01.1998г. был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Решением УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от ДАТА №, по заявлению Горшковой С.В. от 03.08.2021г. отказано в установлении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого периода постоянного проживания или работы на территории зон радиоактивного загрязнения на дату обращения 03.08.2021г. ссылкой та то, что согласно предоставленным документам Горшкова С.В. проживала в радиационных зонах следующие периоды: с 26.04.1986 по 14.11.1987 (1 год 6 месяцев 3 дня) в <адрес>, с 26.04.1986 по настоящее время относится к зоне проживания с правом на отселение; с 25.04.1988 по 31.01.1998 ( 9 лет 9 месяцев 7 дней) в <адрес>, с 26.04.1986 по 31.01.1998 относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку Горшкова С.В. одновременно относится к двум категориям, указанным в ст.13 Закона №1244-1 (гражданам, выехавшим добровольно из зоны с правом на отселение (п.7 ст.13) и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8 ст.13), она имеет право на снижение пенсионного возраста по категории, предусмотренной п.7 ст.13 Закона №1244-1 и назначение пенсии по старости в возрасте 53 года как лицо, выехавшее добровольно из зоны с правом на отселение, либо по категории, предусмотренной п.8 ст.13 указанного Закона и назначение пенсии в возрасте 53 года как лицо, постоянно проживающее (работающее) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Произвести суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не представляется возможным, поскольку это не предусмотрено указанным Законом.
Горшкова С.В. будет иметь право на пенсию по старости по достижении возраста 53 года в соответствии со ст.34 Закона №1244-1 с уменьшением пенсионного возраста на 2 года. Право на назначение пенсии по старости на дату обращения в возрасте 51 год Горшкова С.В. не имеет (л.д.5-6).
По паспорту №, выданному <адрес>, Горшкова С.В., ДАТА года рождения, уроженка <адрес> (л.д.3-4).
Согласно справке № от ДАТА., выданной администрацией Брасовского района, Горшкова С.В. ДАТА г.р., зарегистрирована по месту жительства в период с 25.04.1988г. по 06.05.1994г. <адрес> с 06.05.1994г. по настоящее время <адрес> с 26.04.1986г. по 31.01.1998г. был расположен на территории с плотностью загрязнения по цезию 137- от 1 до 5 Км/кв.км и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991г. № 237-Р был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д.8).
В материалах дела имеется удостоверение №, выданное Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области Горшковой С.В. 17.02.2021г. выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение из <адрес> с 26.04.1986г. по 14.11.1987г., подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.7).
В соответствии с ч.1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд вправе использовать те доказательства по делу, которые предусмотрены ГПК: а именно в силу ст. 55 ГПК РФ такими доказательствами являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов.
Оценив в совокупности объяснения участвующих в деле лиц, собранные по делу доказательства, суд признает их достаточными и достоверными для вывода о том, что Горшкова С.В. в период с 26 апреля 1986 года по 14 ноября 1987 года постоянно проживала в зоне с правом на отселение, в период с 25.04.1988 года по 31.01.1998 года постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что ответчиком не оспаривается
Согласно абз. 3 ст. 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В примечании к ст. ст. 32-35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо отместа проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Постановлениях от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П, неоднократно указывал на то, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
В Определении № 403-О от 11 июля 2006 года Конституционного Суда Российской Федерации указано, что при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.
Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Приведенные нормы законодательства содержат две величины снижения пенсионного возраста – первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из того, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в адекватном размере, суд приходит к выводу о возможности суммирования первоначальной величины уменьшения возраста в связи с проживанием в зоне с правом на отселение в период с 26.04.1986г. по 14.11.1987г., за проживание в период с 25.04.1988г. по 31.01.1998г. в зоне с льготным социально – экономическим статусом, что в соответствии со ст.ст. 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 и п.п. 6, 7 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ дает Горшковой С.В. право на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года и в связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Срок назначения страховой пенсии определяется судом в соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, со дня возникновения права, то есть с 19.08.2021 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Горшковой С.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Брянской области назначить Горшковой С.В. досрочную пенсию по старости с учетом суммирования величин уменьшения пенсионного возраста на 4 года в возрасте 51 год за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с постоянным проживанием в зоне с правом на отселение с 26.04.1986 г. по 14.11.1987 г. и постоянного проживания в зоне с льготным социально- экономическом статусом с 25.04.1988г. по 31.01.1998г., с даты возникновения права с 19.08.2021г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна
судья Севского
районного суда В.И. Рухмаков
Помощник судьи Покровская Е.В.