Решение по делу № 2а-92/2020 от 27.12.2019

Дело №2а-92/2020                                                                                                                    

(25RS0032-01-2019-001376-03)

                                                                                                                                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2020г.                                                                                         с.Хороль

Хорольский районный суд Приморского края в составе:

судьи                                                                                                Хвостовой Н.А.

при секретаре                                                                                     Гарковец В.В.

с участием:

административного истца                                                                Перегуда Н.П.

представителя административного ответчика:

администрации Ярославского городского поселения                       Яшина В.В.

заинтересованного лица                                                                    Безручко В.Л.

               

       Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Перегуда Николая Петровича к администрации Ярославского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края и возложении обязанности устранить нарушения в пятидневный срок с момента вынесения решения суда,

УСТАНОВИЛ:

       В Хорольский районный суд Приморского края обратился Перегуда Н.П. с административным иском к администрации Ярославского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края и возложении обязанности устранить нарушения в пятидневный срок с момента вынесения решения суда, указав, что в сентябре 2019г. он обратился в Управление по правам человека по Приморскому краю с заявлением о создании комиссии и составлении акта (предписания) по факту сброса сточных вод из бани домовладения по адресу: <адрес>, но его обращение было переадресовано в администрацию Ярославского городского поселения. 16.11.2019г. за исх. №2652 от 14.11.2019г. в его адрес за подписью главы Ярославского городского поселения-главы администрации Ярославского городского поселения В.В. Кондратенко поступил ответ, о том, что обстоятельства, касающиеся установки на территории частного домовладения на территории Ярославского городского поселения локальной системы канализации, не относятся к обязательным условиям. Он 19.11.2019г. обратился к ответчику с заявлением с замечаниями на указанный ответ. 11.12.2019г. на это заявление поступил ответ от администрации Ярославского городского поселения со ссылкой на нормы законодательства и на отказ от составления предписания в связи с отсутствием полномочий. С данными ответами администрации он не согласен и считает незаконным отказ в создании комиссии по составлению акта (предписания) по факту сброса сточных вод из бани домовладения по указанному адресу. В обоснование своих требований административный истец ссылается на положения статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления, земельное, гражданское, градостроительное законодательство, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Правила благоустройства и санитарного содержания территории Ярославского городского поселения, принятые решением муниципального комитета. Ссылаясь на изложенные обстоятельства и нормы указанного законодательства, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края по созданию комиссии, выявлению факта и составления акта (предписания) по сбросу сточных вод из бани домовладения по адресу: <адрес>, на его обращение, обязав административного ответчика устранить указанные нарушения в пяти дневный срок с момента вынесения решения суда.

       В судебном заседании Перегуда Н.П. административный иск поддержал по указанным доводам, настаивал на удовлетворении заявленных им требований, полагая, со ссылкой на перечисленное им законодательство, что администрация Ярославского городского поселения обязана создать комиссию по установлению факта сброса сточных вод из бани его соседом Безручко, что будет являться доказательством для предъявления им впоследствии иска в суд к своим соседям, т.к. в результате такого сброса вода из скважины, которой он пользуется не пригодна к употреблению. Кроме того, полагает, что администрация обязана была создать комиссию, выдать предписание, решить вопрос о привлечении соседей к административной ответственности, и обратиться в суд в целях устранения нарушений законодательства, т.к. действиями соседей нарушается земельное законодательство и его право на благоприятную окружающую среду.

       Представитель административного ответчика - администрации Ярославского городского поселения Яшин В.В. возражал против административного иска, ссылаясь на то, что администрация не обязана создавать комиссию, о которой заявлено Перегуда Н.П., каких-либо нарушений в действиях семьи Безручко администрацией не усматривается, оснований для привлечения их к административной ответственности не имеется. Требования Перегуда Н.П. не основаны на законе.

       Заинтересованное лицо Безручко В.Л. против административного иска возражал, ссылаясь на отсутствие нарушений какого-либо законодательства со своей стороны. Баня, о которой идет речь, возведена им на принадлежащем его семье земельном участке, не является объектом капитального строительства, септик для сброса сточных вод от бани им не установлен, но у него имеется траншея, куда эти воды стекают, и эта траншея располагается также на его земельном участке. Полагает, что никакие права и интересы соседа действиями его семьи не нарушаются.

       Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

       Судом установлено, что семье Перегуда Н.П. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, площадью 2518 кв.м., расположенные по адресу пгт.<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.10.2005г. и Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.03.2019г.

       Судом установлено, что семье Безручко В.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2222 кв.м., расположенный по адресу пгт.<адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.04.2012г.

       В судебном заседании никем из участников процесса не оспаривался тот факт, что на земельном участке, принадлежащем семье Безручко, построена баня.

       Из исследованных доказательств установлено, что Перегуда Н.П. 18.09.2019г. обратился с заявлением к Уполномоченному по правам человека в Приморском крае на бездействие и равнодушие чиновников разных ведомств к его житейской проблеме, указывая, что его соседи Безручко льют канализационные стоки на рельеф местности своего земельного участка, тем самым отравляя его и подземные воды, питающие его скважину воды хозяйственно-питьевого назначения, создавая угрозу причинения вреда жизни, здоровью, вреда окружающей среде и создавая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

       Указанное заявление 07.10.2019г. для рассмотрения было направлено в администрацию Ярославского городского поселения, а соответствующий запрос направлен в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю.

       14.11.2019г. администрация Ярославского городского поселения по заявлению Перегуда Н.П. от 18.09.2019г. направила ответ, в котором сообщила о том, что факт нарушения семьей Безручко п.18.4 Правил благоустройства территории Ярославского городского поселения, принятых на местном уровне, не выявлен. Этими Правилами не предусмотрена обязанность для граждан, являющихся собственниками (владельцами) индивидуальных жилых домов, проведения обязательных работ по установке на территории домовладения локальной системы канализации, что исключает обязанность администрации по выдаче соответствующего предписания.

       Не согласившись с данным ответом администрации, Перегуда Н.П. 19.11.2019г. в адрес административного ответчика направил заявление, в котором ссылаясь на нормы закона, просил из числа специалистов администрации Ярославского городского поселения создать комиссию, осуществить земельный контроль с составлением акта о наличии или отсутствии локальной системы канализации (септика) у бани, расположенной на земельном участке его соседей Безручко.

       11.12.2019г. администрация Ярославского городского поселения направила в адрес Перегуда Н.П. ответ со ссылкой на нормы действующего законодательства о том, что законом не предусмотрено проведение муниципального земельного контроля с целью составления акта о наличии или отсутствии системы канализации (септика) у бани, находящейся в личном пользовании. Отсутствие такого устройства не является нарушением требований земельного законодательства.

       Судом установлено, что обращения Перегуда Н.П. по вопросу, связанному с отсутствием системы канализации у соседа, возложении обязанности на орган местного самоуправления создать комиссию в целях составления акта, выдачи предписания, являлись предметом рассмотрения прокуратуры Хорольского района, администрации Хорольского муниципального района, административной комиссии Хорольского муниципального района, органами Роспотребнадзора. Часть этих обращений была переадресована для рассмотрения в администрацию Ярославского городского поселения в соответствии с ее компетенцией.

       В ответе от 08.11.2019г. на обращение органы Роспотребнадзора сообщили, что по результатам государственного лабораторного контроля качество воды скважины, расположенной на земельном участке Перегуда Н.П. не соответствует требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям, мутности, содержанию железа общего и нитратов. Вода из скважины непригодна для питьевых нужд. При этом, установить причину возможного загрязнения воды скважины не представляется возможным в связи с тем, что данная скважина административным истцом была оборудована самостоятельно, отсутствуют паспортные данные о глубине скважины, залегании подземных вод, а также результаты качества воды до введения данной скважины в эксплуатацию.

       Отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.

       Из Устава Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края установлено, что:

       (ч.2 ст.1) Ярославское городское поселения входит в состав Хорольского муниципального района Приморского края в качестве самостоятельного муниципального образования;

       (ч.1 ст.3) к его вопросам местного значения относятся:

       (п.4) - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

       (п.19) - утверждение правил благоустройства территории Ярославского городского поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории Ярославского городского поселения в соответствии с указанными правилами;

       (п.5.1 ч.1 ст.4) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

       статьей 29.1 установлено, что функции, порядок деятельности администрации Ярославского городского поселения по осуществлению муниципального контроля устанавливаются постановлением администрации Ярославского городского поселения;

       статьей 46.1 предусмотрено, что Правила благоустройства территории Ярославского городского поселения утверждаются муниципальным комитетом Ярославского городского поселения, а также определено какие вопросы подлежат регулированию данными правилами.

       Судом установлено, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего административного иска на территории Ярославского городского поселения действуют Правила благоустройства и санитарного содержания территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, утвержденные решением муниципального комитета Ярославского городского поселения №92 от 29.09.2017г. (в ред. решения от 31.10.2018г.).

       Названными Правилами:

       (п.10.4) установлен запрет владельцам частных жилых домов на осуществление слива нечистот, а также осуществление откачки воды (независимо от ее качества) из траншей, котлованов, колодцев, погребов на озелененные территории, тротуары, проезжую часть;

       (п.10.8) предусмотрено «оборудовать в соответствии с санитарными нормами в пределах землеотвода при отсутствии централизованного канализования местную канализацию, туалет, содержать их в чистоте и порядке, регулярно производить их очистку и дезинфекцию»;

       (п.18.4) установлен запрет на территориях общего пользования осуществления сброса помоев и всякого рода нечистот из домов частного сектора в ливневые канавы, на проезжую часть дорог, в кюветы, на другие прилегающие к домовладению территории;

       статьей 22 установлено, что за совершение нарушения, предусмотренных Правилами, виновные лица несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Приморского края, муниципальными правовыми актами, а виновные в нарушении правил привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях;

       статьей 23 предусмотрено, что контроль за соблюдением Правил осуществляют должностные лица, наделенные полномочиями по контролю за соблюдением муниципальных правовых актов и составлению протоколов об административных правонарушениях. При этом, в случае выявления фактов нарушений Правил должностные лица вправе: выдать письменное предписание об устранении нарушений; составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; обращаться в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих нормы Правил и о возмещении ущерба.

       Анализ муниципальных правовых актов в части, касающейся Правил благоустройства территории Ярославского городского поселения, позволяет прийти к выводу, что органы местного самоуправления наделены правом осуществления контроля за их соблюдением в целях привлечения нарушителей к административной ответственности в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке.

       Следует отметить, что на территории Приморского края действует Закон Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», главой 7 которого установлены административные правонарушения в области благоустройства.

       Действия соседей по сбросу сточных вод на собственный земельный участок от пользования баней, на что в своих обращениях в различные инстанции ссылается Перегуда Н.П., не свидетельствуют о нарушении семьей Безручко Правил благоустройства территории Ярославского городского поселения и не образуют состава какого-либо административного правонарушения, предусмотренного главой 7 Закона Приморского края от 05.03.2007г. №44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», в связи с чем требования административного истца о возложении обязанности создать комиссию, установить факт нарушения Правил, выдать предписание, тем самым привлечь Безручко к административной ответственности, не основаны на законе.

       Кроме того, нормами процессуального законодательства (в частности, гражданского, административного) не установлена обязанность органов местного самоуправления по требованиям граждан создавать комиссии, устанавливать предполагаемые истцами (административными истцами) факты, выдавать предписания в целях представления их в качестве доказательств при последующих обращениях самих граждан в суд. Доводы Перегуда Н.П. о том, что таким образом им осуществляется сбор доказательств для предъявления иска к соседям, не основаны на законе. При этом, следует отметить, что Перегуда Н.П., в отсутствие акта, предписания, не лишен права на самостоятельное обращение в суд, если полагает, что его права чьими-либо действиями нарушены.

       Доводы административного истца о том, что нарушение земельного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны семьи Безручко подтверждено ответом Роспотребнадзора, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный ответ выводов о виновности Безручко не содержат, а установить причину непригодности воды из скважины для питьевых нужд не представляется возможным ввиду того, что скважина оборудована истцом самостоятельно, и отсутствие данных о качестве воды до введения ее в эксплуатацию не позволяет сделать вывод, что в ухудшении качества воды виновны соседи. Доводы Перегуда Н.П. в этой части носят субъективный характер.

       Кроме того, как правильно указано в ответе Роспотребнадзора от 10.12.2019г., СанПиН 2.1.2.3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун», на нарушение которых соседями ссылается в своих обращениях административный истец, устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун, к числу которых баня, возведенная семьей Безручко, не относится, а следовательно, требования данного СанПиНа на соседей административного истца не распространяются.

       Доводы о нарушении семьей Безручко пункта 10.8 Правил благоустройства территории Ярославского городского поселения также не могут быть приняты во внимание, поскольку названные Правила, установив требование об оборудовании в соответствии с санитарными нормами в пределах землеотвода при отсутствии централизованного канализования местной канализации, не содержат сведений о том, на кого такая обязанность возлагается.

       Кроме того, в силу ст.46.1 Устава Ярославского городского поселения Правила благоустройства, утверждаемые органом местного самоуправления, данные вопросы регулировать не могут.        

       Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения установлены статьей 6 ФЗ от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

       Требования, которые предъявлены административным истцом к администрации Ярославского городского поселения, к полномочиям административного ответчика не отнесены, в связи с чем возложение на орган местного самоуправления обязанностей, о которых заявлено Перегуда Н.П., не основано на законе.

       Уставом поселения осуществление муниципального земельного контроля к вопросам местного значения не отнесено.

       При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется, т.к. права Перегуда Н.П. администрацией Ярославского городского поселения не нарушены.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

       В удовлетворении административного иска Перегуда Николая Петровича к администрации Ярославского городского поселения о признании незаконным бездействия администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края по созданию комиссии, выявлению факта и составления акта (предписания) по сбросу сточных вод из бани домовладения, расположенного по адресу <адрес> и возложении обязанности устранить данные нарушения в пятидневный срок с момента вынесения решения суда, - отказать.

       Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хорольский районный суд.

Судья                                                                                                   Н.А.Хвостова

Решение суда в окончательной форме

принято 28 января 2020г.

2а-92/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Администрация Ярославского городского поселения
Перегуда Н.П.
Суд
Хорольский районный суд Приморского края
Судья
Хвостова Н.А.
Дело на странице суда
horolsky.prm.sudrf.ru
27.12.2019Регистрация административного искового заявления
27.12.2019Передача материалов судье
30.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
17.02.2020Судебное заседание
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее