Судья – Кулешова О.И. Дело № 2-1321/2020
№ 33-8672/2020
апелляционное определение
г. Симферополь 10 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре: | Матвиенко Н.О., Бондарева Р.В., Гоцкалюка В.Д.,Лола Е.П. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бучевской Виктории Сергеевны к администрации г. Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым Астахову Владимиру Александровичу, ООО «Табачок», Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительным актов органа местного самоуправления, договора аренды земельного участка, понуждении совершить определенные действия, снятии земельного участка с кадастрового учета
по апелляционным жалобам администрации г. Ялты Республики Крым, ООО «Табачок»
на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июля 2020 года, которым исковые требования Бучевской Виктории Сергеевны к администрации г. Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым Астахову Владимиру Александровичу, ООО «Табачок» удовлетворены. Признаны недействительными постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 3013-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 212 кв.м., по адресу: <адрес> образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности», от 17 января 2020 года № 77-п «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ООО «Табачок». Признан недействительным договор аренды земельного участка, площадью 212 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, от 17 января 2020 года, заключенный между муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым и ООО «Табачок». На ООО «Табачок» возложена обязанность вернуть муниципальному образованию земельный участок, площадью 212 кв.м. с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес> В удовлетворении исковых требований к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказано. Указано на то, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 212 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. С администрации г. Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым в пользу Бучевской Виктории Сергеевны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., выслушав участника процесса, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Бучевская В.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым Астахову В.А., ООО «Табачок», Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании недействительным актов органа местного самоуправления, договора аренды земельного участка, понуждении совершить определенные действия, снятии земельного участка с кадастрового учета.
Исковые требования мотивировала тем, что на сособственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>
13 декабря 2019 года, администрацией г. Ялты Республики Крым было принято постановление № 3013-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 212 кв.м., по адресу: <адрес>, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности», которым был сформирован земельный участок, площадью 212 кв.м., установлен вид разрешенного использования – магазины, присвоен кадастровый №.
17 января 2020 года администрацией г. Ялты Республики Крым было принято постановление № 77-п «О заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ООО «Табачок».
В этот же день между администрацией г. Ялты Республики Крым и ООО «Табачок» был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Вместе с тем, постановлением Совета министров Республики Крым № 621 от 20 декабря 2016 года «Об отнесении объектов культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия», утвержден Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенный на территории Республики Крым, в п. 777 которого значится лечебница доктора И.И. Иванова (конец XIX века), расположенная по адресу: <адрес>.
Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым № 199 от 21 августа 2019 года утверждены границы указанного объекта (памятника), копия которого (согласно п. 2.3 Приказа) направлена администрации г. Ялты Республики Крым.
27 января 2020 года приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым № 80 утверждены границы зоны охраны, режимов использования и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Лечебница доктора И.И. Иванова», конец XIX века.
Ссылаясь на то, что постановления администрации г. Ялты Республики Крым № 3013-п и № 77-п приняты в нарушение требований ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия», Земельного кодекса РФ, поскольку ими, а также договором аренды произведено изъятие части памятника культурного наследия, незаконно изменено целевое назначение земель историко-культурного назначения на использование под строительство магазина, представлена возможность использовать территорию памятника под строительство нового объекта капитального строительства, просила суд признать их, а также договор аренды земельного участка недействительными, обязать Общество возвратить земельный участок муниципальному образованию.
Поскольку сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРН, препятствуют формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, на который претендуют собственники здания, просила суд также снять с кадастрового учета земельный участок.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах администрация г. Ялты Республики Крым, ООО «Табачок» оспаривают законность и обоснованность решения, ставят вопрос о его отмене, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального законодательства, неправильную оценку фактических обстоятельств дела.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях Бучевская В.С. в лице представителя Клименко В.С. полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – Клименко В.С. относительно доводов жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ст. 12 ГК РФ и ст. 60 Земельного кодекса РФ предусмотрен способ защиты нарушенного права собственности и землепользования путем признания недействительными решений (акта) государственного органа или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение гражданского права, в том числе права земельный участок.
В соответствии с положениями ст. 13 ГК РФ и ст. 61 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, в том числе в области использования земель, могут быть признаны судом недействительными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Бучевская В.С. на основании договора дарения части нежилых помещений от 31 мая 2004 года является собственником 15/1000 доли нежилых помещений, которая составляет помещения: 1-6 площадью 13,3 кв.м., 1-7 площадью 15,3 кв.м., по адресу: <адрес>
Постановлением Совета министров Республики Крым № 621 от 20 декабря 2016 года «Об отнесении объектов культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия», утвержден Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенный на территории Республики Крым, в п. 777 которого значится лечебница доктора И.И. Иванова (конец XIX века), расположенная по адресу: <адрес>
Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым № 199 от 21 августа 2019 года утверждены границы указанного объекта (памятника).
27 января 2020 года приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым № 80 утверждены границы зоны охраны, режимов использования и требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Лечебница доктора И.И. Иванова», конец XIX века.
Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся охрана памятников истории и культуры.
Согласно ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение
В соответствии с ч. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии со ст. 3 которого к объектам культурного наследия относятся к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Территорией объекта культурного наследия на основании п. 1 ст. 3.1 этого же федерального закона является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Согласно ст. 5 названного Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и данным Законом.
Часть 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия определяет охранную зону как территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 3013-п утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 212 кв.м, расположенного в территориальной зоне городского центра (ТЗ-06-471), по адресу: <адрес>, образуемого в результате перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, при условии, в том числе, соблюдения защитной зоны объектов культурного наследия регионального значения «Лечебница доктора И.И. Иванова конца XIX века».
Указанный земельный участок, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – магазины, поставлен на кадастровый учет 27 декабря 2019 года с присвоением кадастрового №
Согласно приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования – магазины (код 4.4) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
ООО «Табачок» является арендатором данного земельного участка на основании постановления администрации г. Ялты Республики Крым № 77-п и договора аренды земельного участка от 17 января 2020 года, сроком до 31 декабря 2039 года.
ООО «Табачок» числится под № 1069 как участник свободной экономической зоны в Едином реестре участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиции в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливается особый правовой режим, определенный в ст. 2 данного Федерального закона, и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономический зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Статьей 13 названного Закона установлено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
В силу п. 11 ст. 17 Закона № 377-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, предоставляются участнику свободной экономической зоны в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, если меньший срок не заявлен участником свободной экономической зоны.
Согласно п. 1.3 договора аренды на земельном участке объекты недвижимого имущества отсутствуют.
В п. 1.4 договора указано, что на земельный участок распространяются ограничения (обременения): зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории МОГО Ялта. Содержится ссылка на постановление Совета министров Республики Крым № 621 от 20 декабря 2016 года.
Согласно п. 4.4.17 договора арендатор обязан не осуществлять строительство на земельном участке в случае, если по условиям договора данный участок не предоставлялся для целей строительства. В случае, если участок предоставлялся для целей строительства, производить строительные и иные работы на участке при получении соответствующих разрешений (согласований) органом государственной власти, органов местного самоуправления и иных служб.
Вместе с тем, в тексте оспариваемого договора аренды земельного участка сторонами не указано, для каких целей предоставляется земельный участок.
В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Учитывая то обстоятельство, что на переданном в аренду обществу земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, в то время как вид его разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при формировании спорного земельного участка администрацией были допущены нарушения требований действующего законодательства относительно использования земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат в себе оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, фактически сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального законодательства, установленных судом первой инстанции обстоятельств и направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, сторонами спора не обжалуется, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является. Оснований для выхода за пределы доводов жалобы и проверки решения суда в полном объеме, коллегия судей не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Ялты Республики Крым, ООО «Табачок» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи