Дело № 2-3189/20
51RS0002-01-2020-003518-62
Мотивированное решение изготовлено 23.11.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Шурухиной Е.В.,
при секретаре Гловюк В.Н.,
с участием истца Тихомировой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Г.С. к АО «Мурманская ТЭЦ, ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» о возложении обязанности совершить определенные действия, защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Тихомирова Г.С. обратилась в суд с иском к ПАО «Мурманская ТЭЦ», ООО «Единый расчетный центр», Оношко А.И. об обязании совершения определенных действий, защите прав потребителя. Просила суд:
- обязать ответчика ПАО «МТЭЦ» установить общедомовой прибор учета теплоснабжения в доме *** и ежегодно осуществлять перерасчет или ежемесячно корректировку платежа по данной услуге,
- обязать ГЖИ МО проконтролировать установление ПАО «МТЭЦ» общедомового прибора учета теплоснабжения,
- признать виновным Оношко А.И. *** за неисполнение судебного решения от *** года и привлечь к уголовной ответственности указанного ответчика за хищение денежных средств по услуге «капитальный ремонт»,
- взыскать с ответчиков ООО «ЕРЦ», ПАО «МТЭЦ» штраф в сумме по 10000 руб. с каждого за некорректные квитанции и незаконное преследование по суду, а также за сокрытие всех обстоятельств дела, что привело к повороту исполнения решения суда,
- вернуть с расчетного счета ООО «ЕРЦ» все судебные расходы (госпошлина, ксерокопии) и штраф в размере 10000 руб. за привлечение по инициативе указанного ответчика к судебному процессу,
- выделить в отдельное производство, направив в адрес Прокуратуры требование о незаконной деятельности ПАО «МТЭЦ».
Определением суда от *** производство по гражданскому делу по иску Тихомировой Г.С. к ПАО «Мурманская ТЭЦ», ООО «Единый расчетный центр», Оношко А.И. об обязании совершения определенных действий, защите прав потребителя прекращено в части требований:
- признать виновным Оношко А.И. *** за неисполнение судебного решения от *** года и привлечь к уголовной ответственности указанного ответчика за хищение денежных средств по услуге «капитальный ремонт»,
- признать виновными в административном порядке и взыскать с ответчиков ООО «ЕРЦ», ПАО «МТЭЦ» штраф в сумме по 10000 руб. с каждого за некорректные квитанции и незаконное преследование по суду, а также за сокрытие всех обстоятельств дела, что привело к повороту исполнения решения суда,
- выделить в отдельное производство, направив в адрес Прокуратуры требование о незаконной деятельности ПАО «МТЭЦ».
В части требования вернуть с расчетного счета ООО «ЕРЦ» все судебные расходы (госпошлина, ксерокопии) и штраф в размере 10000 руб. за привлечение по инициативе указанного ответчика к судебному процессу, оставлены без рассмотрения, с разъяснением истцу права на обращение с соответствующим заявлением о взыскании понесенных судебных расходов в порядке ст.ст. 88,94,98 ГПК РФ в суд, постановивший решение, которым требования заявителя были удовлетворены.
Суд рассматривает исковое заявление по заявленному требованию о возложении обязанности на АО «МТЭЦ» (ранее ПАО) установить общедомовой прибор учета теплоснабжения в доме *** и ежегодно осуществлять перерасчет или ежемесячно корректировку платежа по данной услуге, а также возложении обязанности на ГЖИ МО проконтролировать установление ПАО «МТЭЦ» общедомового прибора учета теплоснабжения.
Протокольным определением суда от *** в порядке ч. 3 ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити».
В судебном заседании истец Тихомирова Г.С. настаивала на заявленных требованиях об обязании ресурсоснабжающей (сетевой) организации АО «МТЭЦ» (ранее ПАО) установить общедомовой (коллективный) прибор учета теплоснабжения в доме *** с обязанием ГЖИ МО проконтролировать установление указанного общедомового прибора учета. Пояснила, что многоквартирный жилой дом ***, в котором проживает истец, территориально расположен рядом с домами №***, на все три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения. При этом решением общего собрания собственников многоквартирного дома ***, оформленным протоколом от *** на ТСЖ «Северное Сияние» (обслуживающей организаций являлось ООО «ЖЭК», а с *** ООО «Мурман-Сити») возлагалась обязанность по установлению общего прибора учета теплоснабжения. Однако прибор учета был установлен единый на три дома. В настоящее время управление домом осуществляет ТСН «Гармония». Считала, что при указанном положении, именно АО «МТЭЦ» под контролем ГЖИ МО обязаны установить на МКД №*** по *** отдельный общедомовой прибор учета предоставляемой коммунальной услуги по теплоснабжению.
Ответчики АО «МТЭЦ», ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще по юридическим адресам и фактическим адресам места нахождения. АО «МТЭЦ» представило письменные возражения на иск, полагая АО «МТЭЦ» ненадлежащим ответчиком по делу, указывая на то, что исполнителем услуг и управление многоквартирным домом *** осуществляется ТСН «Гармония». Ответчиком ТСН «Гармония» также представлены письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых указанный ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие, также указал на то, что дома *** находятся на так называемой «сцепке», непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации имеет только один дом, все три дома входят в состав единого комплекса, на все три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения, который по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, не является общедомовым прибором учета. Однако, учитывая техническая возможность установления на дом №*** отдельного общедомового прибора учета отсутствует.
Третье лицо ГЖИ МО (процессуальный статус определен истцом) в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва по существу требований не представило.
Третье лицо ООО «ЕРЦ» в судебное заседание своего представителя не направило, ранее в качестве ответчика (по требованиям к которому были прекращено производство по делу и в части оставлено без рассмотрения на основании определения суда от ***) возражало по требованиям, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец зарегистрирована, проживает и является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***
Управление многоквартирным жилым домом *** осуществляет ТСН «Гармония» с ***, сетевой организаций, осуществляющей услугу теплоснабжения осуществляет АО «МТЭЦ».
Также установлено, что ранее управление указанным МКД осуществлялось ТСЖ «Северное Сияние», обслуживающими организациями являлись ООО»ЖЭК», и с *** ООО «Мурман-Сити».
Согласно сведениям ТСН «Гармония» дома *** входят в состав единого комплекса, находятся на так называемой «сцепке», и на все указанные три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения. Непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации имеет только один дом.
Данное обстоятельство не отрицалось истцом.
Истец ссылалась на протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от ***, на ТСЖ «Северное Сияние» собственниками была возложена обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, однако установлен был единый прибор учета на все три дома, что по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, не является общедомовым прибором учета.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила), вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 258).
Подпунктом «г» пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно абз. 8 п. 2 Правил, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Как установлено судом, протоколом собрания собственников многоквартирного дома *** от *** не принималось решения о возложении на ранее действующее ТСЖ «Северное Сияние» обязанности по установке общего (коллективного) прибора учета. Согласно указанному протоколу собранием принято решение по вопросу №*** о порядке оплаты жителями услуг по теплоснабжению с ***.
Вместе с тем, после вступления в силу Федерального закона «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Наличие единого на три дома (***) прибора учета теплоснабжения не может быть признано общедомовым (коллективным) прибором учета по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354.
Ответчик ТСЖ «Гармония» в своем отзыве ссылается на отсутствие технической возможности для установления коллективного прибора учета теплоснабжения отдельно на МКД №*** по ***.
Истец считает, что такая техническая возможность установления на дом №*** отдельного общедомового прибора учета имеется.
Между тем, объективно ни одной из сторон в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо относимых, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих доводов, равно как не заявлено и каких-либо ходатайств на предмет установления данных обстоятельств лицами, имеющими специальные познания.
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» определено как само понятие, так и перечень критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета, порядок их определения.
Согласно п. 2 названных критериев (приложения к Приказу) техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6 Приложения к Приказу).
Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации (п. 7).
По смыслу приведенных положений ответственное за содержание имущества многоквартирного дома, совместно с представителями собственников жилых помещений и сетевой компании теплоснабжения по результатам обследования составляют акт об отсутствии (наличии) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.
Между тем, по обстоятельствам рассматриваемого спора, сторонами суду не представлено в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.
В соответствии с п. 137 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
В силу пункта 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации.
Таким образом, законодательство об энергосбережении не освобождает управляющую компанию, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, от обязанности оснастить находящийся в ее управлении дом общедомовым прибором учета заявленного коммунального ресурса, и, как следствие, оплатить расходы на установку этого прибора за счет средств собственников помещений в этом доме.
Порядок возмещения расходов управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, по оснащению многоквартирного дома приборами учета предусмотрен ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключается в том, что собственники помещений многоквартирного дома оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, проанализировав приведенные положения с учетом установленных обстоятельств, в условиях отсутствия представленных относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома ***, при том, что истец Тихомирова Г.С., заявляя исковые требования, не уполномочена в установленном законом порядке действовать от имени иных собственников указанного многоквартирного жилого дома, на которых будет возложено возмещение расходов по установке товариществом собственников жилья коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, суд приходит к выводу от отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тихомировой Г.С. к АО «Мурманская ТЭЦ, ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» о возложении обязанности совершить определенные действия, защите прав потребителя – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Шурухина