Решение по делу № 2-3189/2020 от 08.09.2020

Дело № 2-3189/20

51RS0002-01-2020-003518-62

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Шурухиной Е.В.,

при секретаре Гловюк В.Н.,

с участием истца Тихомировой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Г.С. к АО «Мурманская ТЭЦ, ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» о возложении обязанности совершить определенные действия, защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Тихомирова Г.С. обратилась в суд с иском к ПАО «Мурманская ТЭЦ», ООО «Единый расчетный центр», Оношко А.И. об обязании совершения определенных действий, защите прав потребителя. Просила суд:

- обязать ответчика ПАО «МТЭЦ» установить общедомовой прибор учета теплоснабжения в доме *** и ежегодно осуществлять перерасчет или ежемесячно корректировку платежа по данной услуге,

- обязать ГЖИ МО проконтролировать установление ПАО «МТЭЦ» общедомового прибора учета теплоснабжения,

- признать виновным Оношко А.И. *** за неисполнение судебного решения от *** года и привлечь к уголовной ответственности указанного ответчика за хищение денежных средств по услуге «капитальный ремонт»,

- взыскать с ответчиков ООО «ЕРЦ», ПАО «МТЭЦ» штраф в сумме по 10000 руб. с каждого за некорректные квитанции и незаконное преследование по суду, а также за сокрытие всех обстоятельств дела, что привело к повороту исполнения решения суда,

- вернуть с расчетного счета ООО «ЕРЦ» все судебные расходы (госпошлина, ксерокопии) и штраф в размере 10000 руб. за привлечение по инициативе указанного ответчика к судебному процессу,

- выделить в отдельное производство, направив в адрес Прокуратуры требование о незаконной деятельности ПАО «МТЭЦ».

Определением суда от *** производство по гражданскому делу по иску Тихомировой Г.С. к ПАО «Мурманская ТЭЦ», ООО «Единый расчетный центр», Оношко А.И. об обязании совершения определенных действий, защите прав потребителя прекращено в части требований:

- признать виновным Оношко А.И. *** за неисполнение судебного решения от *** года и привлечь к уголовной ответственности указанного ответчика за хищение денежных средств по услуге «капитальный ремонт»,

- признать виновными в административном порядке и взыскать с ответчиков ООО «ЕРЦ», ПАО «МТЭЦ» штраф в сумме по 10000 руб. с каждого за некорректные квитанции и незаконное преследование по суду, а также за сокрытие всех обстоятельств дела, что привело к повороту исполнения решения суда,

- выделить в отдельное производство, направив в адрес Прокуратуры требование о незаконной деятельности ПАО «МТЭЦ».

В части требования вернуть с расчетного счета ООО «ЕРЦ» все судебные расходы (госпошлина, ксерокопии) и штраф в размере 10000 руб. за привлечение по инициативе указанного ответчика к судебному процессу, оставлены без рассмотрения, с разъяснением истцу права на обращение с соответствующим заявлением о взыскании понесенных судебных расходов в порядке ст.ст. 88,94,98 ГПК РФ в суд, постановивший решение, которым требования заявителя были удовлетворены.

Суд рассматривает исковое заявление по заявленному требованию о возложении обязанности на АО «МТЭЦ» (ранее ПАО) установить общедомовой прибор учета теплоснабжения в доме *** и ежегодно осуществлять перерасчет или ежемесячно корректировку платежа по данной услуге, а также возложении обязанности на ГЖИ МО проконтролировать установление ПАО «МТЭЦ» общедомового прибора учета теплоснабжения.

Протокольным определением суда от *** в порядке ч. 3 ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити».

В судебном заседании истец Тихомирова Г.С. настаивала на заявленных требованиях об обязании ресурсоснабжающей (сетевой) организации АО «МТЭЦ» (ранее ПАО) установить общедомовой (коллективный) прибор учета теплоснабжения в доме *** с обязанием ГЖИ МО проконтролировать установление указанного общедомового прибора учета. Пояснила, что многоквартирный жилой дом ***, в котором проживает истец, территориально расположен рядом с домами №***, на все три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения. При этом решением общего собрания собственников многоквартирного дома ***, оформленным протоколом от *** на ТСЖ «Северное Сияние» (обслуживающей организаций являлось ООО «ЖЭК», а с *** ООО «Мурман-Сити») возлагалась обязанность по установлению общего прибора учета теплоснабжения. Однако прибор учета был установлен единый на три дома. В настоящее время управление домом осуществляет ТСН «Гармония». Считала, что при указанном положении, именно АО «МТЭЦ» под контролем ГЖИ МО обязаны установить на МКД №*** по *** отдельный общедомовой прибор учета предоставляемой коммунальной услуги по теплоснабжению.

Ответчики АО «МТЭЦ», ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще по юридическим адресам и фактическим адресам места нахождения. АО «МТЭЦ» представило письменные возражения на иск, полагая АО «МТЭЦ» ненадлежащим ответчиком по делу, указывая на то, что исполнителем услуг и управление многоквартирным домом *** осуществляется ТСН «Гармония». Ответчиком ТСН «Гармония» также представлены письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых указанный ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие, также указал на то, что дома *** находятся на так называемой «сцепке», непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации имеет только один дом, все три дома входят в состав единого комплекса, на все три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения, который по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, не является общедомовым прибором учета. Однако, учитывая техническая возможность установления на дом №*** отдельного общедомового прибора учета отсутствует.

Третье лицо ГЖИ МО (процессуальный статус определен истцом) в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва по существу требований не представило.

Третье лицо ООО «ЕРЦ» в судебное заседание своего представителя не направило, ранее в качестве ответчика (по требованиям к которому были прекращено производство по делу и в части оставлено без рассмотрения на основании определения суда от ***) возражало по требованиям, ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, истец зарегистрирована, проживает и является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***

Управление многоквартирным жилым домом *** осуществляет ТСН «Гармония» с ***, сетевой организаций, осуществляющей услугу теплоснабжения осуществляет АО «МТЭЦ».

Также установлено, что ранее управление указанным МКД осуществлялось ТСЖ «Северное Сияние», обслуживающими организациями являлись ООО»ЖЭК», и с *** ООО «Мурман-Сити».

Согласно сведениям ТСН «Гармония» дома *** входят в состав единого комплекса, находятся на так называемой «сцепке», и на все указанные три дома установлен единый прибор учета теплоснабжения. Непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации имеет только один дом.

Данное обстоятельство не отрицалось истцом.

Истец ссылалась на протокол общего собрания собственников многоквартирного дома от ***, на ТСЖ «Северное Сияние» собственниками была возложена обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, однако установлен был единый прибор учета на все три дома, что по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354, не является общедомовым прибором учета.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 в соответствии со ст. 157 ЖК РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила), вступившие в силу с 01 сентября 2012 года (пп. "в" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 258).

Подпунктом «г» пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно абз. 8 п. 2 Правил, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены положения об обеспечении учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Исходя из положений указанной статьи Закона, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, на основании данных такого учета производятся расчеты за энергетические ресурсы. На собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов до 01 июля 2012 года коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками соответствующей обязанности на организации, которые осуществляют снабжение домов электрической энергией возложена обязанность в срок до 01 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Как установлено судом, протоколом собрания собственников многоквартирного дома *** от *** не принималось решения о возложении на ранее действующее ТСЖ «Северное Сияние» обязанности по установке общего (коллективного) прибора учета. Согласно указанному протоколу собранием принято решение по вопросу №*** о порядке оплаты жителями услуг по теплоснабжению с ***.

Вместе с тем, после вступления в силу Федерального закона «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Наличие единого на три дома (***) прибора учета теплоснабжения не может быть признано общедомовым (коллективным) прибором учета по смыслу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354.

Ответчик ТСЖ «Гармония» в своем отзыве ссылается на отсутствие технической возможности для установления коллективного прибора учета теплоснабжения отдельно на МКД №*** по ***.

Истец считает, что такая техническая возможность установления на дом №*** отдельного общедомового прибора учета имеется.

Между тем, объективно ни одной из сторон в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо относимых, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение своих доводов, равно как не заявлено и каких-либо ходатайств на предмет установления данных обстоятельств лицами, имеющими специальные познания.

Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» определено как само понятие, так и перечень критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета, порядок их определения.

Согласно п. 2 названных критериев (приложения к Приказу) техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (п. 6 Приложения к Приказу).

Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации (п. 7).

По смыслу приведенных положений ответственное за содержание имущества многоквартирного дома, совместно с представителями собственников жилых помещений и сетевой компании теплоснабжения по результатам обследования составляют акт об отсутствии (наличии) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.

Между тем, по обстоятельствам рассматриваемого спора, сторонами суду не представлено в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательств возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.

В соответствии с п. 137 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

В силу пункта 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации.

Таким образом, законодательство об энергосбережении не освобождает управляющую компанию, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, от обязанности оснастить находящийся в ее управлении дом общедомовым прибором учета заявленного коммунального ресурса, и, как следствие, оплатить расходы на установку этого прибора за счет средств собственников помещений в этом доме.

Порядок возмещения расходов управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, по оснащению многоквартирного дома приборами учета предусмотрен ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключается в том, что собственники помещений многоквартирного дома оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, проанализировав приведенные положения с учетом установленных обстоятельств, в условиях отсутствия представленных относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома ***, при том, что истец Тихомирова Г.С., заявляя исковые требования, не уполномочена в установленном законом порядке действовать от имени иных собственников указанного многоквартирного жилого дома, на которых будет возложено возмещение расходов по установке товариществом собственников жилья коллективного (общедомового) прибора учета теплоснабжения, суд приходит к выводу от отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тихомировой Г.С. к АО «Мурманская ТЭЦ, ТСН «Гармония», ТСЖ «Северное Сияние», ООО «Мурман-Сити» о возложении обязанности совершить определенные действия, защите прав потребителя – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Шурухина

2-3189/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тихомирова Галина Сергеевна
Ответчики
Мурманская ТЭЦ
Расчетный центр
Другие
ГЖИ
ТСН "Гармония"
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Шурухина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
perv.mrm.sudrf.ru
08.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.09.2020Передача материалов судье
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2020Дело оформлено
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее