11RS0020-01-2019-001855-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2020 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Моисеевой М.А.,
при секретаре Игнатченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н к судебному приставу-исполнителю ОСП по Усть-Вымскому району И ОСП по Усть-Вымскому району, УФССП по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления о расчете задолженности по алиментам,
установил:
Н обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Усть-Вымскому району и с учетом уточнений требований просил признать незаконным и отменить постановление о расчете задолженности по алиментам от 22 августа 2019 года.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков судебный пристав-исполнитель ОСП по Усть-Вымскому району И., УФССП по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица - А
В судебном заседании административный истец на удовлетворении уточненных требований настаивал.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Усть-Вымскому району И, действующая как должностное лицо чье постановление обжалуется и как представитель ОСП по Усть-Вымскому району и УФССП по Республики Коми на основании доверенностей, с требованиями административного истца не согласилась.
Заинтересованное лицо А полагала постановление судебного пристава законным.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев исполнительные производства <Номер>, <Номер>, <Номер>, <Номер>, гражданские дела <Номер> и <Номер>, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, судебным приказом Айкинского судебного участка от 07 октября 2009 года по делу <Номер> с Н в пользу А взысканы алименты в размере 1/4 части заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка Н1 до его совершеннолетия, начиная со 02 октября 2009 года.
12 октября 2009 года на основании указанного судебного приказа судебным приставом-исполнителем ОСП по Усть-Вымскому району возбуждено исполнительное производство <Номер>
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 октября 2009 года обращено взыскание на заработную плату должника в Микуньской дистанции пути Сосногорского отделения СЖД филиала ОАО «РЖД».
В связи с переводом Н на другое структурное подразделение судебный приказ возвращен в службу судебных приставов и 25 мая 2012 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер> и в этот же день исполнительный документ направлен в ПМС-324 для исполнения, а исполнительное производство окончено.
23 мая 2015 года вынесены постановления о возбуждении исполнительного производства <Номер> и направлении исполнительного документа для исполнения в Сольвычегодский центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6), в связи с чем данное исполнительное производство окончено.
Согласно письму ПМС-324 от 28 января 2016 года Н не работает в данной организации с 25 октября 2013 года.
17 января 2017 года судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер> о взыскании с Н алиментов на основании судебного приказа по делу <Номер>.
21 апреля 2017 года обращено взыскание на заработную плату Н в Северной дирекции управления движением СП Центральной дирекции управления движением – филиал ОАО «РЖД», в связи с чем 24 апреля 2017 года исполнительное производство окончено.
При этом, из материалов дела следует, что при направлении в мае 2015 года и в апреле 2017 года исполнительного документа для удержания алиментов из заработной платы Н задолженность по уплате алиментов не определялась.
Согласно статье 113 Семейного кодекса Российской Федерации, размер задолженности по алиментам определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (пункт 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные нормы установлены статьей 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с подпунктами «а», «о» пункта 1 и пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 841, удержание алиментов на несовершеннолетних детей производится, в частности, с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки; с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.).
В соответствии с Письмом ФССП России от 04 марта 2016 года № 00011/16/19313-АП «О расчете задолженности по алиментам исходя из средней заработной платы в Российской Федерации», в случае неуплаты алиментов за весь период образования задолженности моментом взыскания задолженности будет являться дата вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности по алиментам, при этом период задолженности определяется с момента взыскания до даты расчета с нарастающим итогом. Таким образом, за весь период неуплаты должником алиментов задолженность будет рассчитана исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации по состоянию на день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о расчете задолженности.
05 февраля 2019 года в ОСП по Усть-Вымскому району поступило заявление А о расчете задолженности по алиментам Н с даты увольнения с ПМС-324.
Постановлением от 13 ноября 2014 года судебный пристав-исполнитель И определила задолженность по алиментам за период с 25 октября 2013 года по 12 ноября 2014 года, рассчитав ее исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, по состоянию на 13 ноября 2014 года, что подтвердила судебный пристав при рассмотрении дела.
Из данного постановления следует, что оно вынесено в рамках исполнительного производства <Номер>, оконченного 24 апреля 2017 года.
06 декабря 2019 года судебный пристав-исполнитель И вынесла постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление об определении задолженности по алиментам от 13 ноября 2014 года, указав дату его вынесения 22 августа 2019 года, которое также вынесено по исполнительному производству <Номер>.
Вступившим в законную силу заочным решением мирового судьи Жешартского судебного участка, исполнявшего обязанности мирового судьи Айкинского судебного участка, от 10 апреля 2019 года изменен размер алиментов, взыскиваемых с Н в пользу А до 1/6 части всех видов заработка, судебный приказ Айкинского судебного участка от 07 октября 2009 года по делу <Номер> отозван как утративший законную силу.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.
В свою очередь пунктом 16 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
Таким образом, пунктом 16 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ определен ограниченный перечень действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать по оконченному исполнительному производству по взысканию периодических платежей, при этом в данный перечень не входит вынесение постановления о расчете задолженности по алиментам.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются судебные решения.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления судов общей юрисдикции являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к задачам исполнительного производства относится правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено на основании судебного приказа, который признан вступившим в законную силу решением суда утратившим законную силу, следовательно, оно по состоянию на 22 августа 2019 года не могло служить основанием для расчета задолженности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о незаконности постановления судебного пристава от 22 августа 2019 года о расчете задолженности по алиментам.
В тоже время, признавая оспариваемое постановление незаконным, суд отклоняет довод истца о том, что задолженность не может взыскиваться по истечение трех летнего срока, поскольку взыскание задолженности по алиментам в силу пункта 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока в случаях когда взыскание алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты.
Также суд считает необходимым отметить, что стороны не лишены права в ином порядке решить вопрос в отношении задолженности по уплате алиментов.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Н удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Усть-Вымскому району И от 22 августа 2019 года о расчете задолженности по алиментам на основании судебного приказа Айкинского судебного участка от 07 октября 2009 года по делу <Номер>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Моисеева