РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года п. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Поповой Е.В.,
при помощнике судьи Магомедовой Д.М.,
с участием
представителя истца – помощника Тульского природоохранного прокурора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1574/2022 (УИД 71RS0015-01-2022-002118-98) по исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к Ульянову Юрию Николаевичу об обязании выполнить мероприятия в отношении гидротехнического сооружения,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Ульянову Ю.Н.,, в котором, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать ответчика обеспечить выполнение мероприятий в отношении гидротехнического сооружения плотины пруда на <адрес>, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно определить эксплуатирующую организацию; обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений правилами эксплуатации гидротехнического сооружения в отношении гидротехнического сооружения; обязать Ульянова Ю.Н., с учетом требований СНиП 12-032001 обеспечить выполнение мероприятий в отношении гидротехнического сооружения плотины пруда на <адрес>, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: устранить выщелачивания бетона правой стороны шахтного водосброса, произвести антикоррозийное покрытие металлического ограждения шахтного водосброса, устранить локальные разрушения откосов верхнего и нижнего бьефа плотины, устранить кустарниковую растительности в месте водовыпуска.
В обосновании заявленных требований указал, что Тульской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов <данные изъяты> проведена выездная проверка по публикации, размещенной в СМИ «<данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Ульянов Ю.Н. является собственником ГТС на <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Гидротехнические сооружения пруда на <адрес> у населенного пункта <данные изъяты> представлены плотиной грунтовой, низконапорной, однородной из суглинистого грунта, длиной около 450м., шириной около 10 м., (проезжая), максимальная высота - 8,5 м. Паводковый водосброс шахтного типа, выполненный из монолитного железобетона, совмещенным с донным водоспуском. Объем пруда проектный (введен в эксплуатацию – 1970 г.) составляет - 1,522 млн. куб. м. Площадь водохранилища при НПУ-55, 22 га, средняя глубина-2,76 м. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений" в области безопасности гидротехнических сооружений пруда на <адрес> у н.<адрес>, а именно: не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; наличие выщелачивания бетона правой стороны шахтного водосброса; отсутствует антикоррозийное покрытие металлического ограждения шахтного водосброса; наличие кустарниковой растительности в месте водовыпуска; -откосы верхнего бьфа плотины имеют локальные разрушения; -не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; не организована эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; отсутствие эксплуатирующей организации гидротехничсеких сооружений; не представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Принимая во внимание, что гидротехнические сооружения представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, поскольку аварии на них способны повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или и окружающей среде. В связи, с чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Представитель истца - помощник Тульского природоохранного прокурора ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просил их удовлетворить.
Ответчик Ульянов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, уточненные исковые требования признает в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ») регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений разрушений бернегов и дня водохранилиц, рек; сооружений (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а так же другие сооружения, здания, устройства иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ установлено, что общими требованиями обеспечения безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предусмотрена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Судом установлено, что Ульянов Ю.Н. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ является собственником сооружения (ГТС пруда) с кадастровым номером №, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ Тульской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по публикации, размещенной СМИ «В Туле популярный пляж оказался в частной собственности» проведена выездная проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в отношении сооружения (ГТС пруда) с кадастровым №, площадью 3000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на реке <адрес>.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной <данные изъяты> следует, что гидротехнические сооружение пруда на <адрес> у населенного пункта <данные изъяты> представлены плотиной грунтовой, низконапорной, однородной из суглинистого грунта, длиной около 450м., шириной около 10 м., (проезжая), максимальная высота - 8,5 м. Паводковый водосброс шахтного типа, выполненный из монолитного железобетона, совмещенным с донным водоспуском. Объем пруда проектный (введен в эксплуатацию – 1970 г.) составляет - 1,522 млн. куб. м. Площадь водохранилища при НПУ-55, 22 га, средняя глубина-2,76 м.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. №117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» в области безопасности гидротехнических сооружений пруда на <адрес> у населенного пункта <адрес>, <адрес>, а именно: не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; наличие выщелачивания бетона правой стороны шахтного водосброса; отсутствует антикоррозийное покрытие металлического ограждения шахтного водосброса; наличие кустарниковой растительности в месте водовыпуска; откосы верхнего бьфа плотины имеют локальные разрушения; не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий; не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; не организована эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения; отсутствие эксплуатирующей организации гидротехничсеких сооружений; не представлен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; не обеспечено внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
ДД.ММ.ГГГГ Ульянов Ю.Н. застраховал гражданскую ответственность владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, что следует из полиса ООО «Зетта Страхование».
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
Пункт 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», введенных Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 года N 80, предусматривает, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Согласно п. 6.2.9 СНиП 12-03-2001 при производстве земляных работ на территории населенных пунктов или на производственных территориях котлованы, ямы, траншеи и канавы в местах, где происходит движение людей и транспорта, должны быть ограждены в соответствии с требованиями п. 6.2.2.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая, что по результатам прокурорской проверки установлены нарушения требований действующего законодательства, выражающихся в ненадлежащем содержании гидротехнического сооружения, что ставит под угрозу безопасность гидротехнического сооружения при его эксплуатации, создает условия для причинения вреда жизни, граждан и имуществу, а также причинения ущерба окружающей среде, в связи суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тульского природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Ульянова Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан отделом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выполнение мероприятий в отношении сооружения (ГТС пруда) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- определить эксплуатирующую организацию;
- обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;
- обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
- обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.
Обязать Ульянова Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан отделом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», обеспечить выполнение мероприятий в отношении сооружения (ГТС пруда) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на реке <адрес>, а именно:
- устранить выщелачивание бетона правой стороны шахтного водосброса,
- произвести антикоррозийное покрытие металлического ограждения шахтного водосброса,
- устранить локальные разрушения откосов верхнего и нижнего бьефа плотины,
- устранить кустарниковую растительности в месте водовыпуска.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2022 года.
Председательствующий