УИД № 34OS0000-01-2021-000068-23 Дело № 3а-148/2021
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрев 10 июня 2021 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МАКОМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>,
установил:
5 марта 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «МАКОМ» (далее – ООО «МАКОМ») обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом дополнений исковых требований) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> равной его рыночной стоимости в размере 105 218000,00 рублей по состоянию на 8 декабря 2018 г., распространив ее действие до даты внесения новых сведений по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В обоснование требований указало, что пользуется вышеуказанным земельным участком на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что поскольку арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости, а установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что нарушает его права.
Определением о принятии дела к производству и назначении судебного заседания от 11 марта 2021 г. определено процессуальное положение сторон – в качестве административного ответчика привлечен комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, а также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Волгоградской области. Каких-либо возражений относительно изменения процессуального статуса административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от административного истца не поступило.
Представитель административного истца ООО «МАКОМ» - М.Е.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости.
Представитель заинтересованного лица <.......> - С.Е.В. в судебном заседании пояснила, что не возражает против реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, в связи с чем при вынесении решения по делу полагается на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ООО <.......> - К.К.В. в судебном заседании также не возражала против удовлетворения административного искового заявления административного истца ООО «МАКОМ», при вынесении решения по делу полагается на усмотрение суда.
Административный истец ООО «МАКОМ», административные ответчики комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, заинтересованные лица Управление Росреестра по Волгоградской области, администрация Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, ООО <.......>, С.Б.В., Т.Р.В., П.В.В., АО <.......>, Б.В.В., ООО <.......>, С.А.В., Б.А.В., ООО <.......>, Я.П.В., Т.В.И., ООО <.......>, ООО <.......>, Ш.В.А., Т.А.В., С.В.В., П.Т.И., М.И.Ю., Е.Ю.Ю., П.М.П., Т.Е.И., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Кроме того, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Волгоградской области – К.Т.Н. в письменных объяснениях по административному исковому заявлению указала, что Управление не нарушает права административного истца на оспаривание результатов кадастровой оценки и не препятствует реализации права по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем при вынесении решения по данному делу полагалась на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» - заместитель начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области – К.А.К в письменном ходатайстве просил о замене ненадлежащего ответчика надлежащим. Также указал, что относительно реализации заявителем своих законных прав по вопросу установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, возражений не имеет.
Иные административные ответчики и заинтересованные лица возражений относительно заявленных требований не представили.
Учитывая, что участие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ пользуется земельным участком с кадастровым номером № <...> (т. 1 л.д. 8-15).
Согласно протоколам разногласий и согласования разногласий к протоколу разногласий от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <...> арендная плата за пользование земельным участком была определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка (т. 1 л.д. 153-157).
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области по состоянию на 1 января 2015 г.
Согласно данных кадастровой справки, а также сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» спорный земельный участок внесен в ЕГРН 23 декабря 2011 г. Кадастровая стоимость изменялась следующим образом: с 3 декабря 2012 г. составляла 660 803841,18 рублей на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (Приложение № 1 индивидуальная оценка земельных участков), дата определения кадастровой стоимости – 3 декабря 2012 г.; с 27 ноября 2015 г. – 644 357363,30 рублей кадастровая стоимость внесена на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н (индивидуальная оценка по Приложению 1) дата определения – 1 января 2015 г.; с 19 ноября 2015 г. – 401 023307,50 рублей в связи с уменьшением площади с 610939 кв.м на 380225 кв.м, в связи с регистрацией права собственности на образованные из него путем раздела земельные участки, согласно пункта 4 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О государственной регистрации недвижимости», дата определения кадастровой стоимости – 20 февраля 2015 г.; с 27 апреля 2016 г. – 395 674923,80 рублей в связи с уменьшением площади с 380225 кв.м на 375154 кв.м, в связи с регистрацией права собственности на образованные из него путем раздела земельные участки, согласно пункта 4 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015г. «О государственной регистрации недвижимости», дата определения кадастровой стоимости – 27 апреля 2016 г.; с 8 декабря 2018 г. – 393 522281,1 рублей в связи с уменьшением площади с 375 154 кв.м. на 373 113 кв.м., в связи с регистрацией права собственности на образованные из него путем раздела земельные участки, согласно пункту 4 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», дата определения кадастровой стоимости – 8 декабря 2018 г.
С 1 января 2021 г. в сведения ЕГРН, внесена кадастровая стоимость в размере 123 951869,73 рублей на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 79-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли населенных пунктов» на территории Волгоградской области». Дата определения актуальной кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, внесенная на основании Приказа № 79-н – 1 января 2020 г.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная на основании Приказа № 79-н – по состоянию на 1 января 2020 г. действующая с 1 января 2021 г. (т. 1 л.д. 128-129).
Согласно положений пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г., если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В данном случае в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, определенной на 8 декабря 2018 г., порождает для административного истца юридические последствия.
С учетом требований части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Учитывая, что датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером № <...> сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН является 8 декабря 2018 г., административное исковое заявление подано в установленный срок, оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права административного истца.
Из материалов дела следует, что датой определения оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> в государственный кадастр недвижимости, действовавшей до 1 января 2021 г., является 8 декабря 2018 г.
При принятии решения суд исходит из того, что дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, определена применительно к требованиям статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со статьей 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с приказом Росреестра от 12 мая 2015 г. № п/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно пункту 2.2.6 Положения о филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30 декабря 2016 г. № П/533 (в редакции от 10 июля 2019 г.), Филиал в числе иных основных видов деятельности осуществляет определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Массовая оценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов Волгоградской области утверждена Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н по состоянию на 1 января 2015 г.
Судом установлено, что оспариваемая кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности как в отношении вновь учтенного объекта недвижимости по состоянию на 8 декабря 2018 г.
Учитывая изложенное, доводы представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» - заместителя начальника юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области – К.А.К о замене ненадлежащего ответчика надлежащим необоснованны.
В соответствии со статьей 6 Закона об оценочной деятельности физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Положениями статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ административным истцом суду представлен отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 105218000,00 рублей (т. 1 л.д. 52-111).
В связи с сомнениями и неясностями в выводах оценщика судом назначена судебная оценочная экспертиза, согласно которой отчет о рыночной стоимости спорного объекта оценки соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, оценщиком не допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости определены правильно, при выполнении математических действий ошибки не допускались, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой (т. 2 л.д. 51-73).
Оценивая указанное экспертное заключение, суд находит, что оно соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленные суду доказательства подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышала его рыночную стоимость (более чем в два раза).
При таких обстоятельствах исковые требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежат удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а именно, - 30 декабря 2020 г. (т. 1 л.д. 18-20).
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «МАКОМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 105218 000,00 (сто пять миллионов двести восемнадцать тысяч) рублей по состоянию на 8 декабря 2018 г.
Действие установленной по состоянию на 8 декабря 2018 г. кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> распространяется на период с 8 декабря 2018 г. по 31 декабря 2020 г. включительно.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2020 г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья Ю.Ю. Коновалова
Справка: решение в окончательной форме принято 17 июня 2021 г.