50RS0039-01-2021-007695-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 г.
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой А.А.,
при секретаре Трифоновой Н.М.,
с участием представителя административных ответчиков Жилкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4747/2021 по административному иску Романченко Е. А. к Военному комиссариату (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области), призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Романченко Е.А. обратился с административным иском к Военному комиссариату (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области), призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области), которым просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) о призыве Романченко Е.А. на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации от <дата>.
В обоснование административного иска указал, что Романченко Е.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате городов Раменское, Жуковский и Броницы, Раменского района Московской области. В период весенних призывных мероприятий призывной комиссией г. Раменское Московской области было вынесено решение о призыве его на военную службу, выдана повестка на отправку на <дата> в ВС РФ. С данными решением он не согласен по следующим основаниям. В период весеннего призыва <дата> года он явился в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования, сообщил свои жалобы врачу-терапевту на стабильное повышение артериального давления до уровня 140-160/90-100 мм рт. ст., на головные боли в затылочной области, на частые носовые кровотечения, на одышку при умеренных физических нагрузках - данные жалобы подпадают под п. «в» ст. 43 Расписания болезней (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»). Также предъявлял жалобы на боли в спине, а также на невозможность вдохнуть полной грудью, ограничение движений в грудной клетке, что подпадает под п. «в» ст. 66 Расписания болезней - однако врачами-специалистами были проигнорированы его жалобы на состояние здоровья в полном объеме, направление на медицинское обследование выдано не было. Призывная комиссия проигнорировали его заболевания, не провела необходимое обследование с целью уточнения заболевания административного истца, чем также лишила его права на освобождение от призыва на военную службу. Жалоба по тому же предмету на решение призывной комиссии г. Раменское Московской области в призывную комиссию Московскую область не подавалась. Считает, что нарушены его права и законные интересы при прохождении медицинского освидетельствования, нарушено право на охрану здоровья, право на освобождение от призыва на военную службу.
Административный истец Романченко Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направленное в его адрес извещение суда почтовым отделением возвращено обратно по истечении срока хранения. Неполучение корреспонденции по адресу регистрации не является основанием для отложения рассмотрения дела, административный истец по своему усмотрению не воспользовался правом на получение корреспонденции, об уважительности причины неявки в суд не сообщил, о слушании дела в свое отсутствие не просил, При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение административного истца, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - представитель Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области), призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) по доверенности Жилкина Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против требований административного иска, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях по иску.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 289 КАС РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Романченко Е.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) с <дата>.
При проведении медицинского освидетельствования при постановке граждан на воинский учет в <дата> году в военном комиссариате Романченко Е.А. признан годным к военной службе, ему установлена категория «А» - годен к военной службе, поставлен на воинский учет, предварительно предназначен в Нацгвардию, протокол заседаний комиссии по постановке на воинский учет от <дата> <номер>.
При проведении медицинского освидетельствования в период весенней призывной кампании 2019 года в военном комиссариате Романченко Е.А. признан годным к военной службе, ему установлена категория «А» - годен к военной службе, на основании п.п.«а» п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на период обучения в ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» до <дата>, протокол заседаний призывной комиссии от <дата> <номер>.
<дата> вх. <номер> в военный комиссариат поступило сообщение из ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» о том, что студент Романченко Е. А. отчислен <дата> на основании приказа <номер> от <дата>.
В связи с тем, что Романченко Е.А. утратил право на отсрочку от призыва на военную службу, то он подлежал призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации в осенний период 2020 года.
В связи с невозможностью установления местонахождения Романченко Е.А., которому не представлялось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия, в адрес Быковского ОП МУ МВД России «Раменское» направлено обращение: от <дата> <номер>.
<дата> Романченко Е.А. был оповещен повесткой о явке <дата> в военный комиссариат по вопросам, связанным с призывом на военную службу.
Как следует также из материалов настоящего дела при проведении медицинского освидетельствования в период весенней призывной кампании <дата> года в военном комиссариате, Романченко Е.А. жалоб на здоровье не заявлял, на диспансерном учете у врачей-специалистов не состоял, медицинских документов о наличии каких-либо заболеваний не представлял. На основании всестороннего, полного и объективного обследования врачами медицинской комиссии изменений со стороны внутренних органов у Романченко Е.А. не выявлено. По результатам осмотра призывника, с учетом представленных медицинских документов, Романченко Е.А. признан годным к военной службе, установлена категория годности «А» - годен к военной службе, призван на военную службу, предназначен в <номер>, протокол заседаний призывной комиссии от <дата> <номер>.
Романченко Е.А. вручена повестка о явке на отправку в Вооруженные Силы Российской Федерации на <дата>.
Указ Президента Российской Федерации от 29.03.2021 г. № 186 «О призыве в апреле-июле 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» устанавливает организацию и проведение призыва граждан на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в весенний период 2021 года.
Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по тексту - Федеральный закон) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона, воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу п.«а» ч.1 ст.22 Федерального закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (по тексту - граждане, не пребывающие в запасе).
Пункт 2 статьи 22 Федерального закона гласит, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Статьей 10 Федерального закона закреплены обязанности граждан по воинскому учету. Так, в целях обеспечения воинского учета граждане
обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В статье 23 Федерального закона указаны основания, по которым граждане освобождаются от призыва на военную службу. Так, от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. Не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п.п.«а» п.2 ст.24 Федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в: образовательных
организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам среднего профессионального образования, - в период освоения
указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего
профессионального образования, установленных федеральными
государственными образовательными стандартами; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, -в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования.
Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только
при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год; восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается; б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования; в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации; г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; г.1) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации; г.2) обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных
организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования; е) из числа лиц: покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, - на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, - на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем; до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, - на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона призыв граждан на военную службу включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождения в военном комиссариате до начала военной службы.
В соответствии с ч.З ст.26 Федерального закона на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии с ч.4 ст.26 Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», где в приложениях № 10 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее по тексту -Инструкции) (п. 10) и № 30 к Инструкции (п.34) гражданам разъяснены обязанности, а именно «...По истечение действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.».
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В ст.31 Федерального закона закреплены обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной служб.
Обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, обязанности граждан по воинскому учету закреплены в разделе IX постановления Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 (по тексту - Положение о призыве на военную службу) в пункте 5 предусматривает, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствие с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565 (далее по тексту - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункта 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или отправки в войсковую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.
Согласно пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации устанавливается, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное (контрольное) медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствие с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствие с пунктом 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с п.4 ст.5.1 Федерального закона, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичное правило установлено пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565.
Пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В соответствии с пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе.
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрен
перечень действий, которые в ходе обследования и освидетельствования
должны совершаться. При обследовании проводится комплекс диагностических
мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина,
данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных,
морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе, с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия определяет категорию годности граждан при призыве на военную службу на основании анализов амбулаторной карты, анализа жалоб гражданина и установленного диагноза.
В соответствии с пункта 5 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение военно-врачебной комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Согласно пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. А также, граждане проходят следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С».
Исходя из буквального толкования вышепоименованных положений постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565, следует, что диагностические исследования призывник обязан проходить самостоятельно, императивные нормы, содержащие обязанность призывной комиссии выдавать призывникам направления на диагностическое исследования, действующим законодательством не предусмотрены. Понудить призывника пройти соответствующие клинико-инструментальные обследования призывная комиссия не вправе.
Уклоняясь от прохождения диагностических исследований, призывник лишается возможности предоставить призывной комиссии медицинские документы, подтверждающие или опровергающие его способность нести военную службу.
В силу пункта 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невролог, психиатр, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Согласно пунктов 15, 16 Положения о военно-врачебной экспертизе, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
Согласно пункта 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно пункта 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава РФ от 23.05.2001 г. № 168 (ред. от 11.10.2010 г.) «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Положению о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 г. № 574 при несогласии с заключением о категории годности призывник имеет возможность пройти контрольное медицинское освидетельствование, независимую экспертизу.
30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта - пандемией, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 г. № 316 реализуется комплекс ограничительных и иных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, устанавливается особый порядок передвижения граждан и транспортных средств.
Главный санитарный врач России и руководитель Роспотребнадзора постановлением от 13.11.2020 г. № 35 продлила период действия санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса (COVID-19) до 01.01.2022 года. Ими предусмотрено ограничение деятельности предприятий из-за коронавируса, запрет на массовые мероприятия, требования о соблюдении социальной дистанции и обязательном масочном режиме.
Так, до конца 2021 года будут действовать санитарно-эпидемиологические правила (СП 3.1.3597-20) по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15. В них содержатся требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания COVID-19 на территории Российской Федерации. Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий из-за коронавируса, дезинфекция помещений и транспорта и другие мероприятия.
Граждане, организации, индивидуальные предприниматели, государственные и муниципальные учреждения на всей территории страны обязаны обеспечить предусмотренные правилами противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19.
Таким образом, пандемия коронавируса COVID-19 привнесла изменения в различные сферы жизни и деятельности. Не стали исключением и Вооруженные силы Российской Федерации, которые круглосуточно, 24/7, охраняют спокойствие страны и целостность государственных границ. В связи с чем, ограничительные меры актуальны и при проведении весенней призывной кампании 2021 года, которая стартовала 1 апреля.
Проведению призывных мероприятий всегда предшествует большая подготовительная работа.
Как пояснила в настоящем судебном заседании представитель административного ответчика стремительное распространение вируса COVID-19 потребовало введения жестких ограничительных мер. С учетом серьезной эпидемиологической обстановки в кратчайшие сроки пришлось перестроить работу военкомата, внести корректировки в работу призывной комиссий. Военному комиссариату пришлось учитывать риски, связанные с угрозой распространения коронавирусной инфекции, что повлекло внедрение новых, нестандартных методов проведения призывных мероприятий.
В ходе бесед призывники информировались о переносе сроков явки для проведения медицинского освидетельствования, а также о порядке и сроках работы призывных комиссий.
Весенний призыв <дата> года в военном комиссариате проводился с учетом опыта, полученного в ходе весенней и осенней призывных кампаний <дата> года и реализации мер, исключающих проникновение коронавирусной инфекции в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Из-за ситуации с коронавирусом (COVID-19), в связи с введением ограничительных мер, явка на заседание призывной комиссии в военном комиссариате отменилась. Потоки прибывающих в военкомат молодых людей были разделены с учетом минимизации контактов с посетителями.
В материалах личного дела Романченко Е.А. имеется заключение врачей -специалистов, которые дали заключение о его годности к военной службе с указанием категории годности «А» - годным к военной службе.
Ссылка Романченко Е.А. в административном исковом заявлении о том, что во время прохождения призывной комиссии на медицинском освидетельствовании он сообщал врачам свои жалобы на состояние здоровья является несостоятельной, поскольку в материалах личного дела имеются листы медицинского освидетельствования Романченко Е.А. в которых отражены: жалобы, анамнез, данные объективного исследования, результаты специальных исследований (лабораторных, рентгенологических, ментальных и др.), установлен диагноз, врачами-специалистами, давались заключение о его годности к военной службе с указанием категории годности.
В случае поступления жалоб от призывника о состоянии здоровья он был бы направлен на медицинское обследование.
Для принятия решения о состоянии здоровья Романченко Е.А. призывной комиссией предприняты все зависящие от нее меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на получение информации о состоянии здоровья призывника.
Доказательств наличия заболевания у Романченко Е.А., о котором указывает административный истец в своем заявлении, на сегодняшний день не представлено.
Доказательств того, что у Романченко Е.А. имеются заболевания, дающие ему право на освобождение от призыва на военную службу ни призывной комиссии, ни суду не представлено.
Романченко Е.А. не просил о проведении независимой военно-врачебной экспертизы.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного истца не препятствует его военной службе.
Оснований, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», по которым граждане освобождаются от военной службы у Романченко Е.А. не имеется.
Романченко Е.А. вручена повестка о явке на отправку в Вооруженные Силы Российской Федерации на <дата>.
Обжалуемое Романченко Е.А. решение призывной комиссии Раменского городского округа Московской области о призыве его на военную службу принято призывной комиссией в соответствие с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, после определения категории годности к военной службе, в соответствии с компетенцией призывной комиссии, и, в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, и с учетом ограничительных мер, исключающих проникновение коронавирусной инфекции (COVID-19) в Вооруженные Силы Российской Федерации.
На основании действующего законодательства, с учетом материалов личного дела призывника Романченко Е.А., в действиях (бездействиях) последнего усматривается сознательное уклонение от прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Романченко Е.А. игнорировал возложенную на него обязанность по истечение действия уважительной причины явиться в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова, в связи с чем, были организованы розыскные мероприятия.
Помимо этого, в настоящий момент никаких правовых последствий решение призывной комиссии Раменского городского округа Московской области от <дата> для призывника Романченко Е.А. не имеет, так как весенний призыв <дата> года был завершен <дата>. При проведении осеннего призыва 2021 года призывник Романченко Е.А. будет вновь вызван повесткой в военный комиссариат для проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу и в отношении него призывной комиссией будет принято новое решение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 219, 174-175 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Романченко Е. А. к Военному комиссариату (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области), призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Военного комиссариата (городов Раменское, Жуковский и Бронницы Московской области) о призыве Романченко Е.А. на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации от <дата>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 25.08.2021г.