Санкт-Петербургский городской суд
Рег. № 33-4603/2017 Судья: Никитина О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ничковой С.С. |
судей |
Кудасовой Т.А., Шиловской Н.Ю. |
при секретаре |
Лонгортовой М.Е. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 марта 2017 года гражданское дело № 2-2512/16, поступившее из Кировского районного суда Санкт-Петербурга с апелляционной жалобой Анисимова на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2016 года по исковому заявлению открытого акционерного общества «Городская страховая медицинская компания» к Анисимову АО СК «Альянс» о возмещении ущерба в порядке регресса.
Заслушав доклад судьи Ничковой С.С., объяснения представителя ОАО «Городской страховой медицинской компании» - Даниловой полагавшей решение суда законным и обоснованным, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Открытое акционерное общество «Городская страховая медицинская компания» (далее - ОАО «ГСМК») обратилось в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам о возмещении ущерба в порядке регресса.
В обоснование исковых требований истец указывал, что 21 апреля 2014г. в Санкт-Петербурге водитель Анисимов управляя автомобилем «ФИАТ ДУКАТО», государственный регистрационный знак №..., нарушил требования ПДД, в результате чего совершил наезд на пешехода Семенюк получившую тупую сочетанную травму тела и ушиб головного мозга, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. Постановлением судьи Кировского районного суда Березовской от 15 декабря 2014г. №... уголовное дело в отношении Анисимова обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, было прекращено в связи с примирением сторон.
На лечение Семенюк СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница» были затрачены денежные средства в размере <...> рублей, возмещенные ОАО «ГСМК» после проведенной экспертизы качества оказанной медицинской помощи в пределах <...> рублей.
На основании изложенного ОАО «ГСМК» обратилось в суд с настоящим иском и просило взыскать с Анисимова в порядке регресса сумму причиненного истцу ущерба - <...> рублей и уплаченную по делу госпошлину -<...> рублей.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2016 года исковые требования удовлетворены. С Анисомова взыскано в пользу ОАО «ГСМК» в счет возмещения ущерба в порядке регресса <...> рублей, а также госпошлина - <...> рублей, а всего - <...> рублей. В удовлетворении исковых требований к страховой компании АО СК «Альянс» отказано.
В апелляционной жалобе Анисимов просит вышеуказанное решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что имел место страховой случай, а следовательно, возникла обязанность страховой компании возместить причиненный вред. Полагал, что Федеральный закон от <дата> №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не может регулировать его отношения со страховщиком, поскольку правоотношения возникли из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, 21 апреля 2014г. в Санкт-Петербурге водитель Анисимов управляя автомобилем «ФИАТ ДУКАТО», государственный регистрационный знак №..., нарушил требования ПДД, в результате чего совершил наезд на пешехода Семенюк получившую тупую сочетанную травму тела и ушиб головного мозга, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью. ОАО «ГСМК» после проведенной экспертизы качества оказанной медицинской помощи пострадавшей были выплачены денежные средства в размере <...> рублей. На момент дорожно-транспортного происшествия ответственность Анисимова была застрахована по договору ОСАГО в страховой компании АО СК «Альянс».
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1064, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п.59 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003г. №..., п.4.10 Положений о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014г., пришел к выводу о том, что страховая компания, которая выплатила страховое возмещение, имеет право обратного требования (регресса) к лицу, причинившему вред.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия, поскольку он сделан на основании действующего законодательства, соответствует обстоятельствам дела и является правильным.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" необходимость получения медицинской помощи является видом социальных страховых рисков.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11, статьей 17 указанного Закона страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов. Одним из источников поступления денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам.
В силу части первой статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно ч.1 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) Расходы, осуществленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) застрахованному лицу непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Пунктом 3 ст. 31 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", установлено, что размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации.
Право страховщика на предъявление иска к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу, прямо предусмотрено пунктом 11 части седьмой статьи 34 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Таким образом, регрессные иски, предъявляемые страховщиками на основании указанных норм права, представляют собой правовой механизм возложения бремени ответственности за причиненный вред непосредственно на его причинителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы взыскание страховщиком в регрессном порядке выплаченного страхового обеспечения непосредственно с причинителя вреда соответствует действующему законодательству и направлено на возмещение расходов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что имущественную ответственность должна нести страховая компания в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" являются несостоятельными по следующим основаниям.
Условия страхования по договорам ОСАГО определены Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховым случаем, влекущим обязанность страховщика по выплате страхового возмещения, является наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.
К страховому риску по обязательному страхованию гражданской ответственности относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Обязательное социальное страхование является частью гарантированной Конституцией Российской Федерации системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, а также наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
В частности, наступление страхового случая (временной нетрудоспособности) дает застрахованному лицу право на получение страхового обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности).
Таким образом, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное социальное страхование являются различными системами страхования, каждая из которых имеет свое правовое регулирование, собственные объекты страхования, источники выплат по страховым случаям.
В этой связи подпункт "ж" пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не относит к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие причинения вреда здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного социального страхования.
Право потерпевшего на получение страхового возмещения, предусмотренного Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не исключает возможность получения также страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не регулируют вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, при его возмещении в порядке, установленном законодательством о социальном страховании, в том числе в порядке регресса.
Данный вывод подтверждается пунктом 4.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением к положению Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 431-П, согласно которому органы государственного социального страхования и социального обеспечения, а также страховые медицинские организации не вправе предъявлять регрессные требования к страховщику, осуществляющему обязательное страхование.
При таких обстоятельствах объективных оснований для возложения ответственности по регрессному возмещению вреда на страховую компанию, где была застрахована ответственность ответчика, как владельца транспортного средства, нет. Причиненный ущерб в виде выплаченного пособия по временной нетрудоспособности подлежит возмещению непосредственно причинителем вреда.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции не принято во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 21.02.2008 N 120-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яновича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1064, пунктом 1 статьи 1079 и абзацем вторым пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации" является необоснованной, поскольку в данном случае возникли отношения иного рода, предметом иска являются регрессные требования страховой организации.
Довод жалобы о том, что принятое по делу решение не соответствует Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», в ходе проверки судебной коллегией не нашел своего объективного подтверждения.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 08 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Анисимова – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи