Решение от 16.10.2014 по делу № 2-641/2014 от 21.08.2014

Дело № 2-641/2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 16 октября 2014 г.

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Бызовой А.А.,

при секретаре Гавриловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радецкого В.А. к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании права приобретения земельного участка в собственность с измененным видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью и устранении нарушенного права на приобретение земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Радецкий В.А. обратился в суд с иском к администрации Бейского района РХ о признании права собственности на земельный участок и устранении нарушенного права на приобретение земельного участка. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, заключенным с Е.М., приобрел нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации Сабинского сельсовета с заявлением о разрешении реконструкции и перепланировки нежилого здания в жилое на основании проекта реконструкции и заключения о возможности перевода нежилого здания в жилое. На что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации < > сельсовета вынесено постановление о возможности перевода нежилого здания в жилое. Считает, что на основании ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, имея в собственности вышеуказанное здание, расположенное на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, приобретает право собственности на этот земельный участок, площадью < > +- < > кв.м., кадастровый номер , находящийся по <адрес> (под зданием). Кроме того, указанный земельный участок, на котором расположено здание, окружен двухконтурным земельным участком общей площадью < > кв.м. с кадастровым номером , расположенным по <адрес>, ограничивающим доступ к зданию. Также на двухконтурном участке расположены объекты жизнеобеспечения, а именно водоснабжения, электроснабжения и канализации здания, требующие регистрации. Неурегулированный вопрос земельных отношений препятствует осуществлению прав владения, пользования и распоряжения зданием, принадлежащим ему на праве собственности. Неоднократно обращался в администрацию <адрес> по вопросу урегулирования земельных отношений в течение двух лет, что было проигнорировано. Просил суд признать право собственности на земельный участок площадью < > +- < > кв.м., кадастровый номер , находящийся по <адрес> (под зданием), устранить нарушенное право на приобретение земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> по кадастровой собственности (двухконтурного земельного участка)

Впоследствии истец исковые требования изменил, просил признать право приобретения в собственность земельного участка, расположенного по <адрес>, путем выкупа с измененным видом разрешенного использования «под обслуживание торгового центра» на «под личное подсобное хозяйство» и с измененной кадастровой стоимостью. В остальной части исковые требования поддержал.

Истец Радецкий В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, в их обоснование привел вышеизложенные доводы, дополнительно пояснил, что в настоящее время заключены договоры аренды оспариваемых земельных участков. Неоднократно обращался за выкупом земельного участка по <адрес>, разрешенное использование которого указано «для обслуживания торгового центра», с чем он не согласен. Также не согласен с выкупом указанного земельного участка по цене < > руб. (< > руб. (кадастровая стоимость) х < >%). Намерен перевести здание, собственником которого он является, из нежилого в жилое, в связи с чем ему необходимо изменение вида разрешенного использования. В настоящее время нежилое здание реконструировано в жилое. Покупка прилегающего двухконтурного участка по <адрес>, необходима для использования земельного участка под личное подсобное хозяйство людьми, которые будут жить в указанном жилом помещении.

Представитель ответчика - администрации Бейского района РХ в судебное заседание не явился, просил рассмотрение дела отложить в связи с занятостью в ином судебном заседании. Суд, признав причину неявки в суд неуважительной, рассматривает дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия» Петрова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером имеет разрешенное использование «для обслуживания торгового центра», земельный участок с кадастровым номером - «для ведения личного подсобного характера». Для изменения вида разрешенного использования заинтересованному лицу необходимо обращаться в административные органы.

Выслушав объяснения истца и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 83 ЗК РФ определено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Пунктом 8 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ч. 1 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (ч. 5 ст. 31 указанного кодекса).

После чего правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту (ч. ч. 1, 5 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ)..

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Пунктом 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;

Пунктом 5 ст. 4 приведенного Федерального закона определено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Радецкий В.А. обратился в администрацию Бейского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, которое должно быть разрешено в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02 мая 2006 г. в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, до настоящего времени ответ администрации Радецкому В.А. не поступил, что не оспаривалось сторонами, в связи с чем оснований для возложения на администрацию обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка в судебном порядке в настоящее время не имеется.

Доказательств нахождения здания, расположенного по <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером по <адрес>, истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, не представлено.

Рассматривая требования истца о внесении изменений в кадастровую стоимость и, соответственно, в цену земельного участка для выкупа, суд пришел к выводу, что указанное требование является производным от требования об изменении вида разрешенного использования земельного участка, потому оснований для их удовлетворения также не имеется.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Радецкий В.А. обратился с заявлением в администрацию Бейского района РХ с заявлением о передаче ему в аренду земельного участка с кадастровым номером , расположенным по <адрес>, так как является собственником здания, расположенного на данном участке, которое было удовлетворено, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок передан в аренду Радецкому В.А., постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное постановление внесены изменения, предоставлен в связи с отсутствием других заявлений Радецкому В.А. в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью < > кв.м., расположенный по <адрес>, для обслуживания торгового центра, часть 2, между Радецким В.А. и Комитетом по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района РХ заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

На заявление Радецкого В.А. о передаче в собственность спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бейского района РХ дан ответ о необходимости уточнить намерения о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность за плату, что свидетельствует о том, что с заявлением о выкупе земельного участка по <адрес>, по установленной цене Радецкий В.А. в администрацию Бейского района РХ не обращался.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Республики Хакасия «Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках» от 09 апреля 2013 г. № 182 цена земельных участков при их продаже гражданам, являющимся собственниками жилых, дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, определяется по формуле: Ц = Кс x Сзн x К, где: Ц - цена приобретения земельного участка; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Сзн - ставка земельного налога; К - коэффициент кратности земельного налога, равный 10.

Для остальных собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, цена земельных участков определяется по формуле: Ц = КС x < >% (п. 3 указанного постановления).

Как следует из кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по <адрес>, составляет < > руб. < > коп.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что установление цены продажи спорного земельного участка в размере < > руб. < > коп. (кадастровая стоимость) х < >% соответствует действующему законодательству, поскольку в настоящее время здание, расположенное на указанном участке, собственником которого является Радецкий В.А., в настоящее время является нежилым, кадастровая стоимость и вид разрешенного использования земельного участка не изменены.

Рассматривая требования истца об устранении нарушенного права на приобретение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 приведенной статьи).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Радецкий В.А. обратился в администрацию Бейского района РХ с заявлением о продаже в собственность земельного участка по <адрес>, площадью < > кв.м., в собственность для использования под ЛПХ (в черте населенного пункта). На что ДД.ММ.ГГГГ получил ответ о том, что администрация Бейского района РХ не может принять решение о продаже указанного земельного участка, так как в государственном кадастре недвижимости сведения о таком земельном участке отсутствуют, то есть земельный участок не сформирован; согласно генеральному плану застройки <адрес> предназначены под общественно-деловую застройку.

ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в администрацию Бейского района РХ с заявлением о разрешении вопроса о продаже двухконтурного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью < > кв.м. Не получив ответа на указанное заявление, ДД.ММ.ГГГГ Радецкий В.А. обратился в администрацию <адрес> РХ с заявлением о предоставлении в аренду двухконтурного участка земли, прилегающей с двух сторон к зданию жилого дома с кадастровым номером , <адрес>Д, с <адрес> на 11 месяцев, которое было удовлетворено, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием других заявлений данный земельный участок передан в аренду Радецкому В.А., между Радецким В.А. и Комитетом по управлению имуществом Бейского района администрации Бейского района РХ заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, свое право на аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, Радецкий В.А. реализовал.

Доказательств того, что на указанном участке находятся здание, что позволяет собственнику здания в соответствии со ст. 36 ЗК РФ приобрети земельный участок в собственность, или иные коммуникации, необходимые для обслуживая здания, в том числе расположенного на смежном участке, стороной истца в подтверждение своих доводов, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Проанализировав исследованные судом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права приобретения земельного участка в собственность с измененным видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью и устранении нарушенного права на приобретение земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

2-641/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Радецкий В.А.
Ответчики
администрация Бейского района Республики Хакасия
Другие
Управление Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии
Сафронов О.А.
Протасова С.в.
Федеральная кадастровая палата
Администрация Бейского района
Козин А.С.
Петрова Н.В.
Суд
Бейский районный суд Республики Хакасия
Дело на сайте суда
beysky.hak.sudrf.ru
21.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2014Передача материалов судье
25.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2014Подготовка дела (собеседование)
07.10.2014Подготовка дела (собеседование)
10.10.2014Подготовка дела (собеседование)
10.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2014Судебное заседание
16.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее