Судья: Губин Я.Ю. |
дело <данные изъяты> |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гулиной Е.М., Парамоновой Т.А.,
при секретаре Лесик Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2019 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения <данные изъяты> на решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Дмитровского городского прокурора <данные изъяты> интересах Поснова Б. П. к Министерству здравоохранения <данные изъяты> о признании незаконным бездействия в обеспечении лекарственными препаратами, взыскании стоимости приобретенных лекарственных средств,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителя истца, помощника <данные изъяты> прокурора Козловой О.В.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Поснова Б.П. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по обеспечению Поснова Б.П. лекарственными препаратами, взыскании стоимости приобретенных лекарственных средств указав, что Поснов Б.П. является инвали<данные изъяты> группы, страдает онкологическим заболеванием и имеет право на получение социальной помощи в части обеспечения лекарственными средствами. По утверждению истца, по медицинским показаниям Поснову рекомендованы лекарственные препараты. Данные препараты истцу бесплатно предоставлены не были. Однако Министерством здравоохранения <данные изъяты> указанные препараты не были поставлены в аптечные учреждения города. Поснов Б.П. приобрел указанные лекарственные препараты за свой счет на сумму 69 937 руб. Указанные лекарственные препараты должны были быть предоставлены Поснову на безвозмездной основе. При таких обстоятельствах, Прокурор <данные изъяты> просил суд взыскать с Министерства здравоохранения <данные изъяты> и взыскать в пользу Поснова Б.П. стоимость приобретенных лекарственных средств в размере 69 937 руб.
В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал.
Представитель истца просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося представителя истца, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе из дополнительно представленных доказательств, Поснов Б.П. является инвали<данные изъяты> группы, страдает онкологическим заболеванием и имеет право на получение социальной помощи в части обеспечения лекарственными средствами, в том числе Гозелерин, Золедроновая кислота.
ГБУЗ «Дмитровская городская больница» с учетом нуждаемости Поснова Б.П. в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, своевременно направлялись соответствующие заявки в Министерство здравоохранения.
Как следует из карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств, при предъявлении представителем Поснова Б.П. в аптеку ГБУ МО «Мособлмедсервис», расположенную в <данные изъяты>, рецептов от <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, лекарственные препараты не были отпущены ввиду их отсутствия, в связи с чем истцом за собственные средства были приобретены лекарственные препараты: <данные изъяты> Золадекс (Гозерелин) на сумму 8 679 руб., Зомета (Золедроновая кислота) на сумму 10 814 руб.; <данные изъяты> Зомета (Золедроновая кислота) на сумму 10 773 руб., <данные изъяты> Зомета (Золедроновая кислота) на сумму10 814 руб.; <данные изъяты> Зомета (Золедроновая кислота) на сумму 10 446 руб.; <данные изъяты> Золедекс (Гозерелин) на сумму 7 983 руб.; <данные изъяты> Зомета (Золедроновая кислота) на сумму 10 428 руб., а сего на сумму 69 937 руб.
Суд пришел к выводу о том, что с Министерства здравоохранения <данные изъяты> в пользу Поснова подлежат взысканию указанные денежные средства.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что, истец, имея право на получение бесплатно выше указанных препаратов, прием которых должен был осуществляться по определенному установленному графику, своевременно не был обеспечен лекарственным средством.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Согласно ст. 6.2 Федерального закона гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по Перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением.
В соответствии с пунктом 12.10 Положения о Министерстве здравоохранения <данные изъяты>, утвержденного Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 790/28, Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>.
Приказом Министерства здравоохранения <данные изъяты> от <данные изъяты> год а <данные изъяты> года во исполнение Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями), постановлений <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета <данные изъяты> лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <данные изъяты>" (с изменениями и дополнениями), от <данные изъяты> N 55/2 "О порядке реализации в <данные изъяты> полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), от <данные изъяты> N 326/19 "О мерах по лекарственному обеспечению больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей", утвержден Регламент информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения населения <данные изъяты> в новой редакции который определяет порядок формирования, обмена и контроля данных в рамках информационного взаимодействия субъектов и участников системы льготного лекарственного обеспечения жителей <данные изъяты> и практической реализации механизмов контроля за назначением и отпуском лекарственных препаратов по льготным рецептам.
Настоящий Регламент разработан с целью определения единых требований по информационному обеспечению реализации льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Поскольку обеспечение Поснова Б.П. лекарственным средством в соответствии с вышеуказанным Регламентом не было произведено своевременно и в полном объеме, в связи с чем лекарственные препараты были приобретены истцом за счет собственных средств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возмещения затраченных денежных средств Министерством здравоохранения <данные изъяты>.
Указанный вывод вытекает из нормативного регулирования порядка обеспечения лекарственными средствами отдельной категории граждан.
Согласно Регламенту, на Министерства здравоохранения <данные изъяты> в системе лекарственного обеспечения населения <данные изъяты>, имеющего право на государственную социальную помощь, возложены функции по определению ассортимента и необходимой потребности в ЛП, организация размещения заказа и проведение конкурса на оказание услуг по хранению и доставке в аптечные организации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета <данные изъяты>, заключение Государственного контракта с ООХ ЛП на оказание услуг по хранению лекарственных препаратов; организация размещения заказа и проведение конкурса на оказание услуг по отпуску (выдаче) лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета <данные изъяты>; заключение Государственного контракта с ООО ЛП на оказание услуг по отпуску (выдаче) лекарственных препаратов; организация размещения заказов и проведение открытых аукционов в электронной форме на поставку лекарственных препаратов в рамках ЛЛО за счет средств федерального и регионального бюджетов на основании фактической потребности; заключение Государственных контрактов и договоров с ФО ПЛП на поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; предоставление в ЦОД, в срок не позднее 1-го рабочего дня с момента заключения государственных контрактов, спецификаций к ГК, утверждение соответствующими приказами перечней ЛП, а также перечней ЛПУ, врачей, АО, осуществляющих деятельность в системе лекарственного обеспечения; получение в отделении Пенсионного фонда РФ по <данные изъяты> и <данные изъяты> сведений регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от <данные изъяты> N 178-ФЗ; предоставление в ЦОД регионального сегмента Федерального регистра лиц на основании данных ПФР; ведение Федерального регистра больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, на основании выдачи справок на право получения льготы по "7 высокозатратным нозологиям"; ведение областных регистров лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета <данные изъяты>; формирование и сопровождение совместно с ЦОД актуальной нормативно-справочной информации (Перечень НСИ представлен в Разделе 5 настоящего документа); формирование и доведение до ОУЗ МО и ЛПУ, участвующих в системе ЛЛО, объемов финансирования в соответствии с размером выделенных субвенций федерального бюджета; формирование и утверждение сводных заявок на портале ЕРИС в сроки и по формам, определенным в Разделе 6 настоящего документа; прием и рассмотрение пакетов документов, представленных ОУЗ МО на заседания КЭК, утверждение и подписание протоколов КЭК; обеспечение актуальным пакетом НСИ субъектов системы ЛЛО через ЦОД; осуществление мониторинга выписанных льготных рецептов и отпущенных по ним лекарственных препаратов; контроль исполнения ежемесячных заявок на поставку ЛП; оперативный анализ и контроль ситуации в системе ЛЛО региона; в срок не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, прием сводных персонифицированных реестров от ООО ЛП за отчетный период по обслуженным рецептам через ЦОД; проведение экспертизы представленных ООО ЛП сводных персонифицированных реестров рецептов за отчетный период в течение 3 (трех) рабочих дней; представление ООО ЛП результатов экспертизы в составе: сводные персонифицированные реестры рецептов лекарственных препаратов, отпущенных отдельным категориям граждан, отклоненных от оплаты; в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем прием от ООО ЛП счетов, счетов-фактур и актов о выполнении услуг по отпуску (выдаче) ЛП по Государственному контракту, сформированных с учетом проведенной экспертизы; оплата за лекарственные препараты, отпущенные гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства на территории <данные изъяты>, в сроки и по правилам, определяемым Государственными контрактами; организация и проведение согласительных комиссий по рассмотрению спорных вопросов по оплате стоимости лекарственных препаратов, отпущенных отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета Российской Федерации, на основании представленных ООО ЛП дополнительных пакетов документов; оперативный анализ отсроченных рецептов и контроль их обеспечения; контроль выполнения ООХ ЛП, ООО ЛП и ФО ПЛП требований заключенных с МЗ МО государственных контрактов; обеспечение сводного учета расходов на оплату лекарственных препаратов, отпущенных по рецептам отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи; осуществление контроля за рациональным назначением и выпиской лекарственных препаратов в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с методическими указаниями и инструктивными материалами федеральных органов исполнительной власти; формирование установленной отчетности в вышестоящие организации; организация и контроль работ по своевременному внесению соответствующих изменений в областной регистр льготных категорий граждан, обеспечение лекарственными препаратами которых производится за счет бюджета <данные изъяты>.
Таким образом, исходя из того, что Поснов является федеральным льготником, судебная коллегия полагает, что настоящее решение будет направлен на реализацию имеющегося у истца права на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, в том числе путем возмещения затраченных истцом денежных средств за счет средств соответствующего бюджета.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи