Рег. № 33-5271/2023 78RS0008-01-2022-003973-64 | Судья: Кавлева М.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург | 14 марта 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Хвещенко Е.Р. |
судей | Илюхина А.П., Петухова Д.В. |
при секретаре | Кошелевой В.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Орлова Алексея Алексеевича на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №... по иску Орлова А. А.ча к Межрайонной Инспекции ФНС России №... по Санкт-Петербургу об обязании совершить определенные действия, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Хвещенко Е.Р., объяснения истца Орлова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Орлова А.А. – Караваева Г.А., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы своего доверителя, представителя ответчика Межрайонной Инспекции ФНС России №... по Санкт-Петербургу – Черненко И.В., действующей на основании доверенности, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Орлов А.А. обратился в суд с иском к Межрайонной Инспекции ФНС России №... по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция) об обязании освободить истца от уплаты транспортного налога на автомобиль ГАЗ 27527, категории В, общей массой 3195 кг, 106,8 лошадиных сил, VIN №..., обязании применять налоговую ставку по налогу на транспортное средство по категории легковое транспортное средство, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований истец указал, что является собственником автомобиля ГАЗ 27527, категории В, общей массой 3195 кв, 106,8 лошадиных сил, №..., ответчик производит начисление налога на данное транспортное средство как за грузовой автомобиль, тогда как автомобиль истца относится к категории легковое транспортное средство, при этом истец как пенсионер имеет льготы по оплате налогов.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Орлова А.А. отказано.
Орлов А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда от <дата> как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильную оценку представленных в материалы дела доказательств. Как указывает податель жалобы, согласно строке 4 паспорта транспортного средства автомобиль ГАЗ-27527 имеет категорию «В», которая означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству; к категории М1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили; при рассмотрении данного спора необходимо было применять положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», поскольку указанный документ вступил в силу с <дата>.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как установлено положениями статьи 356 НК РФ, транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Размеры налоговых ставок на территории Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года № 487-53 «О транспортном налоге».
Согласно статье 4.1 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 года № 487-53 «О транспортном налоге» налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года № 81-11 «О налоговых льготах», в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 5 которого от уплаты транспортного налога освобождаются пенсионеры или граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан одной из указанных категорий, при условии, что указанным транспортным средством является мотоцикл или мотороллер, а также за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан одной из указанных категорий, при условии, что указанным транспортным средством является автомобиль легковой с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, катер, моторная лодка или другое водное транспортное средство (за исключением яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов) с мощностью двигателя до 30 лошадиных сил включительно.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Орлов А.А. является собственником транспортного средства ГАЗ 27527, 2019 года выпуска, VIN №..., категории В, общей массой 3195 кг, мощность двигателя - 106,8 лошадиных сил, что подтверждается паспортом транспортного средства, в котором данное транспортное средство определено как грузовой фургон цельнометаллический (7 мест) (л.д. 15-16).
Согласно объяснениям сторон и представленным в материалы дела налоговым уведомлениям, ответчиком производится начисление истцу налога за указанное транспортное средство в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга от <дата> №... «О транспортном налоге» по ставке для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (40 рублей) (л.д. 18-19).
По мнению истца, сумма транспортного налога должна исчисляться исходя из ставки, установленной в отношении легковых автомобилей.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, определен паспорт транспортного средства.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
В Конвенции о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 года) указано, что термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки людей или грузов (статья 1 Конвенции). К категории транспортных средств «B», на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение, относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает восьми (Приложение 6 Конвенции).
В Сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение №... к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) указано, что к категории ТС, которые по Конвенции о дорожном движении классифицируются как «B» (автомобили, разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8), относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), и механические транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой не более 3,5 тонн.
Системное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства «B» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и малотоннажным грузовым автомобилям массой до 3,5 тонн.; тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения.
В паспорте транспортного средства, принадлежащего истцу, указано, что автомобиль зарегистрирован как грузовой фургон массой до 3,5 тонн.
Разрешая спор по существу и оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание, что при оформлении паспорта спорное транспортное средство было определено с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, как «грузовой фургон», пришел к выводу, что при исчислении суммы транспортного налога ответчик обоснованно применяет ставку для грузовых автомобилей.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истец не представил надлежащие и достоверные доказательства того, что спорный автомобиль отнесен к категории «легковые автомобили».
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих наличие у налогового органа оснований для расчета суммы транспортного налога истцу с учетом ставок, установленных для легковых автомобилей, при этом налоговый орган не уполномочен проверять соответствие сведений о категории и типе транспортного средств, указанных в паспорте транспортного средства, фактическому соответствию конструкторским особенностям и назначению автомобиля налоговый орган.
С учетом указанных обстоятельств суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска в части обязания ответчика применять налоговую ставку по налогу на транспортное средство по категории легковое транспортное средство, освобождения истца от уплаты транспортного налога как пенсионера и собственника легкового автомобиля
Кроме того, принимая во внимание положения ст. 151, 1099 ГК РФ, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания компенсации морального вреда, поскольку доказательства нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться со всеми вышеприведенными выводами суда, поскольку они постановлены при правильном определении правоотношений сторон, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и при надлежащей оценке представленных доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что спорное транспортное средство может быть отнесено к категории легковых автомобилей, не принимается во внимание судебной коллегией ввиду несостоятельности, необоснованности. По сведениям, предоставленным Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и <адрес> на Орлова А.А. зарегистрирован (на основании договора купли-продажи № СК0011634 от <дата>) с <дата> и по настоящее время (рег. документ №... от <дата>) автомобиль – грузовой фургон цельнометаллический марки «ГАЗ 27527» 2019 года выпуска с мощностью двигателя 106,8 лошадиных сил (78,5 кВт), идентификационный номер (VIN) №..., г.р.з. №....
Указание в ПТС на наличие категории «В» не означает, что автомобиль легковой, поскольку для некоторых грузовых транспортных средств также используется категория «В».
Согласно приложению к требованиям к ПТС, утвержденным приказом МВД России от 23.04.2019 № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство и требований к ним» (зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2019 № 54939) к транспортным средствам категории «В» относятся как транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобиля, так и транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3500 кг. – грузовые автомобили. Таким образом, указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
Указание в паспорте транспортного средства категории «В» свидетельствует только о том, что таким транспортным средством может управлять водитель, имеющий право на управление транспортными средствами категории «В» и не влечет автоматическое отнесение транспортного средства к категории "М1". Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681.
Согласно Приложению к Требованиям к паспорту транспортного средства, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 N 267, категория "B", установленная Законом N 196-ФЗ, относится не только к транспортным средствам категории "М1", но и к транспортным средствам категории "N 1" (по тем же критериям - разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
Так, согласно пункту 1 примечания к таблице 1 приложения N 1 к ТР ТС 018/2011 транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории "М1", если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза, при несоблюдении данного условия - к категории "N 1". Условие, позволяющее отнести автомобиль к категории «М1», исходя из его технических характеристик, не соблюдено: 3195 (разрешенная максимальная масса) – 2200 (масса без нагрузки) – 68 (условная масса одного пассажира) х 7 (количество пассажирских мест) > 68 (условная масса одного пассажира) х 7 (количество пассажирских мест).
При этом согласно пункту 9 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства, утвержденных вышеуказанным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
В связи с этим само по себе названное число сидячих мест и категория "B" в соответствии с Законом N 196-ФЗ не являются бесспорным основанием отнесения транспортных средств именно к категории "М1", а сведения, указанные в ПТС, являются первичными относительно сведений свидетельства о регистрации.
Соответствующее правовое регулирование обусловлено соблюдением специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении в качестве легковых, требованиями безопасности дорожного движения, публично-правовыми законными интересами.
Истец не представил в материалы дела доказательства отнесения транспортного средства к категории «М1» применительно к требованиям ТР ТС 018/2011.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали основания для прекращения взимания с истца транспортного налога либо предоставления права на налоговую льготу
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, основаны на ином толковании норм действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством (ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ) и подробно изложена в мотивировочной части решения суда.
Оснований не согласиться с такой оценкой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.04.2023