Дело № 2а-164/2021
УИД 22RS0019-01-2021-000264-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Завьялово 28 мая 2021 г.
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Мирко О.Н.,
с участием прокурора Масликова А.В.,
представителя административного ответчика Администрации
Завьяловского района Алтайского края Лавниченко А.В.,
представителя административного ответчика Администрации Гоноховского сельсовета Завьяловского района Алтайского края Бровко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Середой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Завьяловского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Завьяловского района Алтайского края, Администрации Гоноховского сельсовета Завьяловского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Завьяловского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Завьяловского района Алтайского края (далее – Администрация Завьяловского района), Администрации Гоноховского сельсовета Завьяловского района Алтайского края (далее - Администрация Гоноховского сельсовета), в уточнённом варианте просил признать незаконным бездействие Администрации Гоноховского сельсовета, Администрации Завьяловского района, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых и жидких бытовых отходов на земельном участке, входящем в неразмежёванные земли сельскохозяйственного назначения с общим кадастровым номером 22:11:040002, на удалении около 700 м в северо-восточном направлении от дома по <адрес>, а так же на удалении около 70 м в восточном направлении от скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:11:040002:1193, имеющей координаты 52,958769? северной широты, 81,336077? восточной долготы, просил обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав граждан путём ликвидации указанной несанкционированной свалки твёрдых и жидких бытовых отходов.
Свои требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что на земельном участке, входящем в неразмежёванные земли сельскохозяйственного назначения с общим кадастровым номером 22:11:040002, находящемся в ведении муниципального образования «Гоноховский сельсовет Завьяловского района Алтайского края» на удалении около 700 м в северо-восточном направлении от дома по адресу: <адрес>, а так же на удалении около 70 м в восточном направлении от скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:11:040002:1193, выявлена несанкционированная свалка жидких бытовых отходов (далее – ЖБО) и твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО).
Размещение бытовых и производственных отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, не оборудованных для данных целей, то есть на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
По мнению прокурора, административными ответчиками не соблюдаются требования статей 3, 11, 51, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 8, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88, пунктов 2.11, 3.5 СанПиН 2.1.7.3550-19.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведёт к нарушению требований санитарных и экологических норм. Захламление земельных участков отходами производства и потребления относится к вредному (негативному) воздействию на землю и окружающую среду в целом, представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
По результатам проверки с целью устранения выявленных нарушений 29 октября 2020 г. прокуратурой района в адрес главы администрации сельсовета внесено представление.
Из ответа на представление, а так же из дополнительно представленной информации следует, что Администрацией Гоноховского сельсовета мер по устранению нарушений не принято, несанкционированная свалка продолжает иметь место.
От административного ответчика Администрации Завьяловского района поступил письменный отзыв, в котором указанный административный ответчик просил в удовлетворении административного иска прокурора к данному лицу отказать, указав, что на основании Соглашения «О передаче части полномочий органов местного самоуправления Завьяловского района Алтайского края по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Гоноховского сельсовета Завьяловского района Алтайского края» от 30 декабря 2019 г. полномочия Администрации Завьяловского района в части участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов переданы Администрации Гоноховского сельсовета. Несанкционированная свалка ЖБО и ТБО находится на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования «Гоноховский сельсовет».
От административного ответчика Администрации Гоноховского сельсовета письменных возражений не поступило.
В судебном заседании прокурор Масликов А.В. административный иск поддержал, привёл доводы, изложенные в иске, указал что в первоначально поданном административном исковом заявлении, как и в составленном акте проверки от 22 октября 2020 г. была допущена техническая ошибка при описании местоположения свалки, которая фактически находится за пределами границ с. Гонохово вблизи территории скотомогильника.
Представитель административного ответчика – Администрации Завьяловского района Лавниченко А.В. административный иск не признала, привела доводы, изложенные в отзыве, дополнительно пояснила, что свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения в границах Гоноховского сельсовета, право собственности на которые не разграничено.
Представитель административного ответчика Администрации Гоноховского сельсовета Бровко В.А. административный иск признал, пояснил, что в месте, указанном в уточнённом административном исковом заявлении прокурора, действительно находится несанкционированная свалка. Население и в настоящее время продолжает свозить на данную свалку жидкие и твёрдые бытовые отходы, право собственности на земельный участок, на котором находится свалка, не разграничено, свалка находится за пределами территории с. Гонохово, в границах Гоноховского сельсовета на землях сельскохозяйственного назначения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с данной статьёй отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвёртый).
По смыслу приведённой нормы права в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
В силу пункта 35 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.
Судом установлено, что на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, расположенном в кадастровом квартале 22:11:040002 на удалении около 700 м в северо-восточном направлении от дома по адресу: <адрес>, а так же на удалении около 70 м в восточном направлении от скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:11:040002:1193, находится несанкционированная свалка твёрдых и жидких бытовых отходов.
Данный земельный участок находится в границах Завьяловского района Алтайского края. Земельный участок, на котором находится указанная свалка, не выделен, его границы не определены, собственность на данный земельный участок не разграничена.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а так же материалами дела: актом проверки от 22 октября 2020 г., представленным прокурором в судебное заседание, объяснениями сторон, сведениями из публичной кадастровой карты Росреестра.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника жидких и твёрдых отходов, расположенных на указанном выше земельном участке.
Принимая во внимание, что свалка расположена на земельном участке вне территории населённых пунктов, но на территории муниципального образования «Завьяловский район Алтайского края», которое в силу приведённых выше положений законодательства несёт обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации указанной выше свалки лежит на Администрации Завьяловского района. Бездействие указанного лица, выразившееся в непринятии мер по ликвидации свалки, является незаконным.
Администрация Завьяловского района в данных правоотношениях не является причинителем вреда, обязанность по ликвидации свалки возлагается на неё в силу обязанности органов местного самоуправления по надлежащему содержанию территорий муниципальных образований. Вина администрации района в появлении свалки отходов, исходя из вышеприведённых положений законодательства, не является необходимым условием для возложения на неё обязанности по ликвидации отходов.
Пункт 18 «Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами» предусматривает как самостоятельное обеспечение собственником земельного участка ликвидации места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, так и заключение им договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.
Поэтому методы ликвидации несанкционированной свалки могут быть определены Администрацией Завьяловского района самостоятельно.
В силу приведённых выше положений законодательства Администрация Гоноховского сельсовета в данном случае является ненадлежащим ответчиком, поэтому в удовлетворении административного иска прокурора к данному лицу следует отказать.
Признание представителем административного ответчика Администрации Гоноховского сельсовета Бровко В.А. административного иска прокурора противоречит приведённым выше положениям законодательства, поэтому судом не принимается.
Доводы Администрации Завьяловского района о том, требования прокурора к данному лицу не подлежат удовлетворению в связи с тем, что полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твёрдых коммунальных отходов переданы Администрации Гоноховского сельсовета на основании соглашения от 30 декабря 2019 г., судом отклоняются, так как передача Администрацией Завьяловского района указанных полномочий не освобождает данное лицо от обязанности содержать земли, за которые данное лицо отвечает, в надлежащем состоянии. Кроме того, какие-либо полномочия по участию в деятельности в сфере оборота жидких бытовых отходов Администрации Гоноховского сельсовета не передавались, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления сельских поселений такие полномочия так же не возложены.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ, принимая во внимание мнение сторон, объём необходимых работ, суд полагает необходимым установить Администрации Завьяловского района срок для исполнения решения о ликвидации несанкционированной свалки один год со дня вступления данного решения в законную силу
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Завьяловского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить в части требований к Администрации Завьяловского района Алтайского края.
Признать незаконным бездействие Администрации Завьяловского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых и жидких бытовых отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 22:11:040002, на удалении около 700 м в северо-восточном направлении от дома по адресу: <адрес>, а так же на удалении около 70 м в восточном направлении от скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:11:040002:1193.
Обязать Администрацию Завьяловского района Алтайского края в течение одного года со дня вступления данного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав граждан путём ликвидации несанкционированной свалки твёрдых и жидких бытовых отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 22:11:040002, на удалении около 700 м в северо-восточном направлении от дома по адресу: <адрес>, а так же на удалении около 70 м в восточном направлении от скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:11:040002:1193.
В удовлетворении административного иска в части требований к Администрации Гоноховского сельсовета Завьяловского района Алтайского края прокурору Завьяловского района отказать.
Об исполнении данного решения Администрации Завьяловского района Алтайского края сообщить в Завьяловский районный суд Алтайского края и прокурору Завьяловского района в течение 1 года 1 месяца со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи жалобы через Завьяловский районный суд.
Решение изготовлено 31 мая 2021 г.
Судья Мирко О.Н.