...
УИД 89RS0005-01-2022-001196-34
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2022 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при секретаре судебного заседания Храмцовой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Никулиной О.В.,
истца Пронченко А.В., представителя ответчика Ребрина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1161/2022 по иску Пронченко А.В. к Министерству внутренних дел России и отделу Министерства внутренних дел России по городу Ноябрьску о взыскании компенсации,
установил:
Пронченко А.В. обратился в суд с административным иском к ОМВД России по г.Ноябрьску и ФИО8 о взыскании компенсации в размере 500 000 рублей за нарушение условий содержания под стражей в ИВС ОМВД России по г. Ноябрьску. В обоснование требований указал, что с 20 декабря 2020 года по настоящее время содержится в ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску, однако условия содержания в нем не соответствуют установленным законом требованиям. В камерах изолятора отсутствуют санузлы (установлены баки для отправления естественных надобностей), вентиляция не работает, в связи с чем в камере стоит неприятный запах. Отсутствует водоснабжение (питьевая вода набирается в бутылки многоразового использования), не имеется мест (лавочек, стульев) для приема пищи, В ИВС не выдаются предметы первой необходимости, не обеспечивается надлежащее питание, матрацы не пригодны для использования, поскольку в них живут клопы, наполнение матрацев наполовину отсутствует, постельное белье порвано и в пятнах, гигиенические наборы не выдавались ни разу. Кроме того, в течение семи дней он находился в одной камере с ФИО6, у которого имеются хронические заболевания (...), что подвергло опасности его жизнь и здоровье. При наличии повышенной температуры надлежащая медицинская помощь ему оказана не была.
Определением от 7 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика как лицо, представляющее интересы Российской Федерации, привлечен главный распорядитель бюджетных средств – МВД России.
Принимая посредством ВКС с ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску участие в судебном заседании 18 мая 2022 года, административный истец уточнил требования. Указав, что все претензии, связанные с содержанием в одной камере с ФИО6 и угрозой его здоровью, предъявлялись им к начальнику ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску ФИО8, от требований в этой части отказался, указав, что отказ от иска носит добровольный характер, а подобных претензий к другим ответчикам он не имеет.
Определением суда от 18 мая 2022 года отказ от иска в части принят, производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части административный истец, уменьшив размер испрашиваемой за нарушение условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску в период с декабря 2020 года по день рассмотрения дела компенсации до 300 000 рублей, на иске настаивал, поддержал изложенные в исковом заявлении доводы относительно отсутствия санузлов, запаха в камерах, отсутствия водоснабжения и надлежащей вентиляции, стульев для приема пищи, качества и безопасности пищи. Дополнительно пояснил, что матрасы, которые выдавались, используются лет 30 – они прохудились, порвались, спать на них невозможно, а сами койки – деревянные. Укус клопа он испытал на себе один раз, что вызвало зуд, сообщил об этом Администрации, матрас ему сразу же заменили. Простыни и наволочки выдаются порванными. Предметы гигиены (полотенце) были выданы только один раз – перед судебным заседанием, санитарная обработка камер не производится. Их выводят в баню, но возможность проведения санитарной обработки в этот период он исключает, так как это заметно по обстановке в камере в момент возвращения. В первых блюдах находятся остатки салатов, котлеты полусырые. Он сообщал об этом прокурору во время проверки, но безрезультатно. В таких условиях он находился сверх установленных законом сроков, преимущественно содержался в СИЗО-1 (в основном, в камере 155), где условия намного лучше. Предъявляя иск, он основывался на самом факте содержания в указанных им условиях, серьезного ухудшения здоровья у него из-за условий содержания не было, за медицинской помощью он не обращался (имело место обращение в связи с подозрением на ...). Питание у него в принципе диетическое из-за ..., при его обращениях по данному поводу ему давали таблетку, отдельного меню для него не было. Диагноз ... ему был установлен еще до декабря 2020 года.
Представитель административных ответчиков МВД России и ОМВД России по г.Ноябрьску в судебном заседании с иском не согласился, указав на соответствие условий содержания в ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску установленным требованиям. В полном объеме поддержал доводы письменных возражений, которые административному истцу были вручены. Дополнительно пояснил, что содержание Пронченко А.В. в ИВС г.Ноябрьска продолжительностью более 10 суток не зависело от воли и действий ответчиков, а было обусловлено объективными причинами (проведение следственных действий, рассмотрением уголовного дела в суде), поскольку административный истец доставлялся в ИВС и содержался в нем исключительно по требованиям следователя и суда.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.4, 21, 53 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Возможность ограничения указанных прав допускается лишь в той мере, в какой такое ограничение преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права
В соответствии со ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», заключенной в г.Риме 4 ноября 1950 года и ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Совокупность приведенных выше норм права свидетельствует о том, что условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Нарушение условий содержания, как разъяснено в п.4 и 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не представление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Порядок содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, урегулирован Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон о содержании под стражей), которым также определены условия такого содержания.
Как установлено ст.3 и 4 Закона о содержании под стражей, содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных УПК РФ, в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
К числу мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых ст.7 Закона о содержании под стражей отнесены изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которые, как установлено в ст.9 того же закона, предназначены для временного содержания подозреваемых и обвиняемых, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно ст.13 Закона о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, а также получать компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской и международными договорами Российской Федерации. Они обеспечиваются достаточным для поддержания здоровья и сил бесплатным питанием по определяемым Правительством Российской Федерации нормам. Им создаются отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности бытовые условия, предоставляется индивидуальное спальное место, в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья организуются оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. На администрацию мест содержания под стражей возлагается обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания ему медицинской помощи (ст.19, 22-24 Закона о содержании под стражей).
В целях повышения эффективности деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее – Правила).
Требования к материально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых установлены разделом V указанных Правил.
Так, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом, они обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п.42). Подозреваемые и обвиняемые бесплатно обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (п.43). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются мыло хозяйственное, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере (п.44). Камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, приточной и/или вытяжной вентиляцией и т.п. (п.45). Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (п.47). При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С) выдается ежедневно с учетом потребности (п.48).
Вопросы медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых урегулированы разделом XIV Правил, согласно которому лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России; администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью как во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, так и (в случае ухудшения состояния здоровья) вне этих мероприятий (п.122, 123). С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах; подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись; при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно (п.124, 125).
Несоблюдение упомянутых выше требований свидетельствует о содержании обвиняемого (подозреваемого) в ИВС в условиях, которые несовместимы с уважением его человеческого достоинства, и нарушении его неимущественных прав, гарантированных законом.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено записями в путевых журналах (т.1 л.д.72-109) конвоя ООиК ИВС ОМВД России по г.Ноябрьску (далее – ИВС), что административный истец Пронченко А.В. содержался в ИВС ...
Таким образом, свыше установленного законом десятисуточного срока для каждого доставления в ИВС Пронченко А.В. находился в его условиях в совокупности 79 суток, что также подтверждено составленными сотрудниками прокуратуры г.Ноябрьска в указанные периоды справками о проверке ИВС (т.1 л.д.136-250, т.2 л.д.1-48).
Необходимость доставления Пронченко А.В. в ИВС подтверждена требованиями и постановлениями судей Ноябрьского городского суда, вынесенными с целью обеспечения возможности участия Пронченко А.В. в рассмотрении возбужденного в отношении него уголовного дела, и никем не оспаривается.
Условия содержания в ИВС неоднократно являлись предметом проверок, проводимых уполномоченными на то лицами.
Согласно акту планового санитарного обследования здания ИВС, проведенного заместителем начальника ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по ЯНАО» 31 марта 2022 года (т.1 л.д.115-119), ИВС расположен на втором этаже трехэтажного здания капитального исполнения. Системы отопления, водоснабжения, канализации, за исключением камерного блока ИВС – централизованные. Вентиляция приточно-вытяжная с механическим побуждением. ИВС рассчитан на 46 человек, на момент обследования превышения лимита содержания нет. Пол и стены душевой облицованы кафельной плиткой, потолок окрашен. Душевая на три помывочных места оборудована смесителями с подводкой горячего и холодного водоснабжения. Помывка спецконтингента осуществляется по графику и не реже одного раза в неделю. Уборочный инвентарь и моющие средства хранятся упорядочено. Стирка постельного белья и дезинфекция осуществляются по государственному контракту с ... дезкамера в самом ИВС отсутствует. В наличии помещение для разогрева пищи, оборудованное электрической плитой с духовым шкафом, холодильником, морозильным ларем, СВЧ-печью, столами, шкафами для хранения, навесными шкафами со стеллажами для хранения посуды, разделочным инвентарем. Мытье столовой и кухонной посуды осуществляется в 3-х гнездной мойке с подводкой холодного и горячего водоснабжения, имеются дополнительная ванна для мытья посуды с помощью душевой насадки и электрический водонагреватель на 50 литров. Мытье столовых приборов осуществляется ручным способом, затем духовом шкафу проводится прокаливание вымытых приборов. Хранение чистых столовых приборов упорядочено. Для мытья посуды используется ветошь. На момент проверки столовые приборы имеются в достаточном количестве. Имеется запас столовой посуды. Для сбора пищевых отходов имеется емкость. Для больных туберкулезом выделена отдельная промаркированная посуда без сколов, хранящаяся отдельно. Уборочный инвентарь промаркирован, просушивается и хранится упорядочено; моющие и дезинфицирующие средства имеются в достаточном количестве. Для спецконтингента организовано трехразовое горячее питание с доставкой три раза в день в специальных термосах сотрудниками столовой в соответствии с государственным контрактом, заключенным с ИП Лазаревой. Камерный блок состоит из рассчитанных на 46 мест 15 камер (1 камера одноместная, 4 камеры двухместные, 3 камеры трехместные, 7 камер четырехместные), санитарная площадь (4 кв.м на одного человека) в которых соблюдается. Внутренняя отделка камер типовая: полы – деревянный настил окрашен масляной краской, стены и потолок окрашены. Вентиляция в камерах приточно-вытяжная с механическим побудителем. Камеры оборудованы индивидуальными спальными местами (двухъярусные нары), шкафчиками, столиками для приема пищи. В камерах отсутствует водоснабжение и канализация. Для отправления естественных нужд установлены бачки с соблюдением условий приватности. Питьевой режим в камерах организован путем доставления воды в пластиковых бутылках, поскольку бачки для питьевой воды отсутствуют. Освещение комбинированное: естественное через армированные оконные проемы, искусственное представлено светодиодными лампами в защитной осветительной арматуре; имеется дежурное освещение. К зданию ИВС примыкает прогулочный дворик. Медицинская часть состоит из одного помещения, где осуществляется и прием, и выполнение процедур, санитарно-техническое состояние удовлетворительное. Многоразовый медицинский инструментарий в работе не используется, все медицинские манипуляции поводятся одноразовым инструментарием. Для обеззараживания воздушной среды используется бактерицидный облучатель закрытого типа, ведется соответствующая документация. Медицинский работник в полном объеме обеспечен средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, медицинскими масками, перчатками), в наличии аптечки первой помощи и ... противошоковая и противопедикулезная укладки.
Аналогичные условия ИВС были зафиксированы в акте планового санитарного обследования здания ИВС, проведенного начальником ЦГСЭН ФКУЗ «МСЧ МВД России по ЯНАО» 26 октября 2020 года (т.1 л.д.111-114).
Указанное истцом заключение по результатам проверки ИВС, проведенной с целью мониторинга соблюдения прав и свобод содержащихся в нем граждан, 2 сентября 2015 года (т.2 л.д.118-120), отношения к рассматриваемому делу не имеет, поскольку составлено задолго (более, чем за 5 лет) до водворения административного истца в условия ИВС.
Как следует из журнала санитарного состояния ИВС (т.1 л.д.120-135), в нем систематически проводится влажная уборка и проверка санитарного состояния, в том числе измерение температуры воздуха.
Записями в путевых журналах конвоя (т.1 л.д.72-109) подтверждается факт осмотра Пронченко А.В. и отсутствия у него жалоб на состояние здоровья в дни прибытия и убытия из ИВС.
Обращения административного истца внесены в соответствующий журнал регистрации (т.1 л.д.49-71).
Административным ответчиком представлены суду копии государственных контрактов на оказание услуг по организации горячего питания для лиц, содержащихся в ИВС и специальных помещениях дежурной части ОМВД России по городу Ноябрьску № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года) и № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия с 29 марта 2021 года по 31 декабря 2021 года) и акты оказанных услуг к ним, а также утверждаемые во исполнение контрактов недельные меню, из которых следует, что Пронченко А.В. ежедневно обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием (завтрак, обед и ужин) по нормам питания, которые определены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения...» и Приказом МВД РФ от 19 октября 2012 года № 966, которым установлены рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту (т.2 л.д.50-114).
Помимо этого суду представлены копии государственных контрактов на оказание услуг по дезинфекции помещений и автотранспорта ОМВД России по г.Ноябрьску от 10 и 23 сентября, 27 ноября 2020 года.
21 апреля 2022 года помощником прокурора г.Ноябрьска, проводившим проверку ИВС, подан рапорт об обращении Пронченко А.В. по вопросу несоответствия условий содержания в ИВС требованиям закона.
На основании данного рапорта проведена прокурорская проверка, результаты которой облачены в форму сообщения от 13 мая 2022 года, адресованного административному истцу. В данном сообщении указано, что доводы Пронченко А.В. о нарушении установленных требований в ходе проверки частично подтверждены – установлено отсутствие санитарного узла и скамейки в камере ИВС, в которой содержался административный истец. Ранее (21 сентября 2021 года) в адрес начальника ОМВД России по г.Ноябрьску по данному поводу внесено представление об устранении нарушений закона, которое 18 ноября 2021 года рассмотрено и удовлетворено, уполномоченным органом решен вопрос о финансировании монтажа санитарных узлов, запланированного на 2023 год. Подтвердилось и нарушение требований п.45 Правил, выразившееся в отсутствии скамейки в камере административного истца. Доводы о необеспечении постельным бельем и мылом, предоставлении пищи ненадлежащего качества своего подтверждения в ходе проверки не нашли. По результатам проверки в адрес начальника ОМВД России по г.Ноябрьску 13 мая 2022 года внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается административными ответчиками, что в нарушение требований, установленных Законом о содержании под стражей и Правилами, в камерах ИВС в периоды нахождения в них Пронченко А.В. отсутствовали централизованное водоснабжение, санузел, бачки для питьевой воды (питьевая вода предоставлялась в бутылках) и скамейка (табуретка), при этом нахождение административного истца в условиях ИВС превышало установленные законом 10 суток.
Следовательно, факт нарушения установленных законодательством условий при содержания Пронченко А.В. доказан, что дает ему право требовать компенсации в денежной форме.
Для проверки доводов административного истца о причинении ему страданий чрезмерной продолжительностью содержания его в условиях ИВС необходимо сравнить эти условия с теми, какие были бы ему обеспечены в следственном изоляторе.
Как указано обеими сторонами, в ИВС административный истец этапировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области.
Сведения об условиях содержания в упомянутом учреждении суду представлены, и из них следует, что камеры СИЗО-1 оборудованы скамейками с числом посадочных мест по количеству содержащихся в камере лиц, бачками с питьевой водой, напольной чашей, умывальником, изолированными глухими перегородками высотой не ниже 1,8 м санитарными узлами, а также централизованным водоснабжением.
Следовательно, в СИЗО-1 административному истцу были бы обеспечены условия, в большей мере способствующие поддержанию личной гигиены и комфорта, чем условия в ИВС, где система подачи водопроводной воды в камеры отсутствует, питьевая вода предоставляется в бутылках. Санузлы СИЗО-1, безусловно, обеспечивают большую степень изолированности и приватности, чем выносные санузлы в камерах ИВС.
Доводы административного иска о нарушениях иных созданных в ИВС условий его содержания под стражей являются несостоятельными, поскольку в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
В опровержение доводов административного истца о неисправной системе вентиляции в камерах ИВС стороной административного ответчика представлена фотография, на которой запечатлена вентиляционная решетка, на которой держится лист бумаги.
Фактов, свидетельствующих о том, что во время нахождения Пронченко А.В. в ИВС ему предоставлялось питание ненадлежащего качества, а также не предоставлялись предметы первой необходимости, не установлено.
Вместе с тем, из сообщения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тюменской области от 7 мая 2022 года следует, что по возвращению из ИВС в СИЗО-1 6 мая и 18 октября 2021 года административный истец консультировался фельдшером и получал курс лечения в связи с обострением ...
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что необеспечение надлежащих условий содержания в ИВС в спорный период повлекло для него какие-то тяжкие последствия или причинило вред его здоровью, административным истцом не представлено, напротив, в ходе рассмотрения дела им самим указано обратное.
Его доводы о ненадлежащем оказании в медицинской помощи опровергаются представленными административным ответчиком доказательствами, в частности, копией журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по городу Ноябрьску, из которой следует, что истец осматривался по прибытию и убытию из ИВС, а в случаях, когда предъявлял жалобы на свое состояние, получал медицинскую помощь. Так, в период с 15 декабря 2021 по 23 января 2022 года он трижды обращался за медицинской помощью с жалобами на ..., осматривался, измерялась температура (36оC, диагноз – здоров). 23 января 2022 года он обратился за медицинской помощью в связи с наличием ... и ему оказана оперативная помощь: ...
Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для лиц, содержащихся под стражей.
Поскольку судом установлен факт содержания административного истца в не соответствующих установленным требованиям условиях ИВС, а также факт наличия в СИЗО-1 более благоприятных условий содержания (включая наличие в камерах централизованного водоснабжения, санитарного узла, а также бачков с питьевой водой и скамеек), основания для взыскания в пользу Пронченко А.В. компенсации в денежной форме имеются.
Учитывая характер и продолжительность нарушений, часть из которых связана с особенностями и годом постройки здания, в котором находится ИВС (1983), длительность периода содержания административного истца с нарушением установленного законом срока (79 суток), обстоятельства, при которых эти нарушения допущены, отсутствие каких-либо последствий, наличие в камерах бачка для отправления естественных надобностей с соблюдением правил приватности, обеспечение содержащихся в ИВС лиц водой, необходимость участия административного истца в судебных заседаниях и территориальную отдаленность (более 1 000 км) ближайшего к Ноябрьску СИЗО, принимая во внимание принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу административного истца компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 27 000 рублей.
При решении вопроса о том, с кого должны быть взысканы указанные средства, суд учитывает, что в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу положений п.1 ч.3 ст.58 и ст.6 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе, о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст.1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред. При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном ст.1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (подп.100 п.11 утвержденного указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
Следовательно, в конкретном рассматриваемом случае от имени Российской Федерации выступает МВД России как главный распорядитель бюджетных средств, поэтому именно на данного ответчика как на надлежащего за счет казны Российской Федерации должна быть возложена обязанность по выплате административному истцу компенсации за нарушение условий содержания под стражей. Оснований для взыскания данной компенсации с ОМВД России по г.Ноябрьску не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу Пронченко А.В. в счет компенсации 27 000 (двадцать семь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Пронченко А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина
Решение в окончательной форме принято 1 июня 2022 года.
...