УИД 68RS0...-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мичуринск 10 июля 2024 года
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Гребенниковой И.В.,
при секретаре Огородниковой А.И.,
с участием представителя истца Митоновой К.Е., представителей ответчиков администрации г. Мичуринска Елисеева И.И., Управления народного образования администрации г. Мичуринска Воробьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску заместителя прокурора ..., действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», Управлению народного образования администрации ..., администрации ... о возложении обязанности установить ограждение школы,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора ..., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», Управлению народного образования администрации ... о возложении обязанности установить ограждение школы.
В обосновании иска указано, что прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры области изучена информация УМВД России по ... о нарушениях законодательства антитеррористической защищённости объектов образования, организовано проведение надзорных мероприятий в данной сфере в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что на объектах МБОУ «СОШ ...» в полной мере не соблюдается порядок обеспечения антитеррористической защищённости объектов, установленный Требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждёнными постановлением Правительства РФ от ... ..., что противоречит ст.ст. 2, 5 Федерального закона от ... №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Вопреки требованиям законодательства у здания структурного подразделения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» ... по адресу: ..., ограждение со стороны улиц ... имеют высоту чуть более 1 метра, что не ограничивает в полной мере доступ посторонних лиц.
По данному факту в сентябре 2023 года директору МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» городской прокуратурой внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер к устранению нарушений не принято.
Учитывая изложенное, заместитель прокурора ... просит обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить ограждение школы по адресу: ... в соответствии с требованиями Приказа Федерального агентства по образованию от ... ... «О комплексе мер по противодействию терроризма в сфере образования» и Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации ... от ....
Протокольным определением Мичуринского городского суда ... от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация ....
В судебном заседании представитель истца Митонова К.Е. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Просила обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить ограждение школы по адресу: ... в соответствии с требованиями Приказа Федерального агентства по образованию от ... ... «О комплексе мер по противодействию терроризма в сфере образования» и Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации ... от ....
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...», надлежаще извещённый, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление.
Представитель ответчика управления народного образования администрации ... Воробьева Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве на исковое заявление основаниям.
Представитель ответчика администрации ... Елисеев И.И. в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ...» ... является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением и в соответствии с Уставом, утверждённым постановлением администрации ... от ... ..., осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе по адаптированным программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п.2.3 Устава).
Учредителем школы и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «... – городской округ». Функции и полномочия учредителя от имени администрации ... осуществляет управление народного образования администрации ... (п. 1.6 Устава).
МБОУ СОШ ... на праве оперативного управления принадлежит здание школы, расположенное по адресу: ....
В ходе проведённой прокуратурой ... проверки соблюдения законодательства антитеррористической защищённости объектов образования установлено, что у здания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ...» ... по адресу: ..., ограждение со стороны улиц 1 Мая и Кооперативная имеют высоту чуть более 1 метра, что не ограничивает в полной мере доступ посторонних лиц.
По данному факту ... директору МБОУ СОШ ... прокуратурой ... внесено представление об устранении выявленных нарушений антитеррористической защищённости объекта образования.
Указанное представление было рассмотрено директором МБОУ СОШ ... и удовлетворено: с целью устранения допущенного нарушения директором МБОУ СОШ ... составлен локальный сметный расчёт на устройство металлического ограждения территории МБОУ СОШ ... (...); направлено официальное письмо на имя начальника управления народного образования администрации ... с просьбой предусмотреть в рамках формирования бюджета на новый 2024 календарный год средства на установку ограждения территории, прилегающей к школьному зданию, расположенному по адресу: ..., со стороны улиц 1 Мая и Кооперативной, что подтверждается сообщением директора МБОУ СОШ ... от ... ..., однако до настоящего времени конкретных мер к устранению нарушений не принято.
В силу п.п.1, 7 ст. 2 Федерального закона от ... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления образовательной деятельности, в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 05.10.2009, предусмотрено, что основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
В пунктах 1 и 2 Требований указано, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (подп. «а»); на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) (подп. «в») и т.д.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (подп. «а» - «г» п.18 Требований).\
Согласно п. 29 Требований инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий).
По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В целях обеспечения безопасных условий образовательной деятельности постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые предъявляют требования к территории хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность и оказывающих услуги по воспитанию и обучению, согласно которым собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями (пункт 2.2.1).
Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризма в сфере образования» установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям (пп.11).
Исходя из положений части 1 статьи 9, частей 3, 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в частности, городского округа, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения мест массового пребывания людей.
Таким образом, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным, выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Судом установлено, что периметральное ограждение МБОУ СОШ ... имеется. Из пояснений ответчиков следует, что высота забора перед школой составляет 1,30 м., высота ворот – 2 м., высота забора от ... – 1,80 м.
Как следует из искового заявления и приложенных документов, в МБОУ СОШ ... выявлены нарушения в виде несоответствия ограждений территории образовательного учреждения по высоте требованиям ГОСТ Р 57278-2016.
Вместе с тем, приведёнными выше правовыми актами требования к ограждению не установлены.
В силу ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», распространяющего действие на ограждения, предназначенные для защиты периметра охраняемого объекта, высота ограждения должна составлять не менее 2,5 м.
В преамбуле ГОСТ Р 57278-2016 указано, что правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Согласно частям 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Одним из принципов стандартизации в Российской Федерации является добровольность применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 этого же Федерального закона).
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Такой перечень утверждён Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815.
При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815, ГОСТ Р 57278-2016 не значится.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 3, 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в национальных стандартах Российской Федерации и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил. Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включённых в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Таким образом, в данном случае ГОСТ Р 57278-2016 носит рекомендательный характер и подлежит применению только на добровольной основе.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, разработанные уполномоченным органом государственной власти, содержат все условия, необходимые для обеспечения безопасности учреждения образования, и на необходимость применения ГОСТ Р 57278-2016 не указывают.
Принимая во внимание, что ограждение школы по адресу: ..., соответствующее требованиям Приказа Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 №1126 «О комплексе мер по противодействию терроризма в сфере образования» и Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019, имеется, основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... (░░░ ...), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ...» (░░░ ...), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... (░░░ 6827010729), ░░░░░░░░░░░░░ ... (░░░ ...) ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ...» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ... ... «░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░░ ..., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31.07.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░