Решение по делу № 2-1317/2024 (2-6907/2023;) от 15.12.2023

Дело №2 - 1317/12-2024

46RS0030-01-2023-012093-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи:                 Машошиной С.В.,

при секретаре:                 Бондаревой А.С.,

с участием истца: Фурцева Я.С.,

представителя ответчика по доверенности: Рукавицыной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурцева Яна Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о признании использования канализационно – насосных станций в качестве сливных станций незаконным, возложении обязанности совершить действия и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Фурцев Я.С. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с иском к ответчику МУП «Водоканал города Курска», в котором с учетом уточнения исковых требований просит признать использование МУП «Курскводоканал»:

-    КНС , расположенной на земельном участке с кадастровым номером
<адрес> по адресу <адрес> А;

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, урочище «<адрес>

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>;

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером адресу <адрес>А;

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес> А;

-    КНС , расположенной на земельном участке с кадастровым номером
в районе <адрес>, д. б/н;

-    КНС , расположенной на земельном участке с кадастровым номером
по адресу <адрес>Б

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , по адресу <адрес>, урочище <адрес>

- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес> в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, незаконным.

Также, просит возложить обязанность на МУП «Курскводоканал» прекратить использование данных КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы в размере 14 300 рублей 00 копеек.

В обоснование заявленного требования в иске указано следующее. Проверкой Общественной экологической комиссии в декабре 2023 года было установлено, что согласно распоряжению Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ -ра «О согласовании мест санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем» (с изм. утв. Распоряжением Администрации г. Курска от 28.06.2023г. -ра), канализационные насосные станции по указанным адресам используются как сливные станции по приему сточных вод из нецентрализованных систем. Указанные обстоятельства наносят вред окружающей среде путем загрязнения атмосферного воздуха в селитебной зоне, что непосредственно нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду жизнедеятельности, без негативного влияния на благополучие и здоровье человека. При нарушениях условий эксплуатации КНС, а именно: использование её для слива сточных вод в канализационную систему, в атмосферный воздух выделяются вредные дурно пахнущие летучие соединения (метилмеркоптан, сероводород, азотсодержащая органика, аммиак), которые обладают неприятно раздражающим воздействием на организм человека, вплоть до болезненных симптомов, рефлекторно вызывают рвоту и головную боль, на что жалуются граждане, ощущая неприятный запах на территории своих жилых строений, свойственный для неочищенных, в основном бытовых сточных вод. Так как прием канализационными станциями сточных вод из нецентрализованных систем водоотведения подразумевает изменения в производственной мощности, технологическом процессе, появление нового стационарного источника выброса загрязняющих веществ, то необходимо заключение Роспотребнадзора по Курской области на проект СЗЗ. В ходе проверки наличие такого заключения установить не удалось. Эксплуатация КНС, как сливных станций, осуществляется МУП «Курскводоканал» с 2015 года в нарушение действовавших на тот момент пунктов 1 и 4 «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975г. ). По результатам проверки наличие сливных станций как объектов в собственности МО «Город Курск» и ведении МУП «Курскводоканал» установить не удалось. МУП «Курскводоканал» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размерам санитарно-защитных зон при эксплуатации вышеуказанных КНС как сливных станций для приёма канализационных стоков, последствиями чего является причинение вреда окружающей среде, нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку в данном случае возместить вред окружающей среде путем ее приведения в состояние, в котором она была до причинения вреда, устранить угрозу причинения вреда в будущем, возможно путем признанием действий по использованию КНС в качестве сливных станций незаконными, установлении запрета использовать КНС в качестве сливных станций, в связи с чем, истец обратился в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании истец Фурцев Я.С. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении. Дополнительно пояснил, что МУП «Курскводоканал» незаконно использует КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем.

Представитель ответчика по доверенности Рукавицына Н.Н. просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзывах. Дополнительно пояснила, что сточные воды не являются отходами, поскольку транспортируются для очистки на очистные сооружения и затем сбрасываются в водоем, а жидкие бытовые отходы, выкаченные из выгребных ям, удаляются не путем отведения в водные объекты, а иным путем, исключающим их сброс в водоем. МУП «Курскводоканал» принимает в КНС сточные воды, которые после очищения сбрасываются в водный объект.

Представитель третьего лица Центрально – Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 42 провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 6 ст. 2 №7-ФЗ, отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны устанавливаться санитарно - защитные зоны.

Обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по соблюдению режима санитарно - защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, предусмотрена ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее-СанПиН 2.1.3684-21), которые применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Согласно пункту 66 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.

Пунктом 70 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 запрещено допускать превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ); на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ)).

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (пункт 74 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).

Согласно п. 6.10.1. "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что прием сточных вод жидких фракций, доставляемых с неканализованных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях. Допускается прием жидких фракций, извлекаемых из выгребных ям, на сооружения обработки осадка очистных сооружений (с обработкой перед сбросом).

При проектировании сточные воды и иные жидкие и пастообразные фракции, привозимые на сливные станции, следует подразделять на :

- привозные сточные воды – сточные воды, отбираемые из герметичных в отношении грунта накопителей от жилых домов, в том числе, многоквартирных, социально – бытовых учреждений, подключенных к централизованному водоснабжению, в которых они накапливались не более 7 суток,

- осадки из септиков и негерметичных в отношении грунта накопителей от объектов, подключенных к центральному водоснабжению, а также осадки локальных очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод;

- жидкие фракции из переносных туалетов (биотуалетов), а также, емкостей – накопителей, используемых на транспорте, прежде всего – железнодорожном;

- фекальные массы из выгребов, не имеющих централизованного водоснабжения.

Также, а данном пункте указано, что прием в систему водоотведения привозных сточных вод может осуществляться, в том числе, в резервуары насосных станций (перед процеживанием). При приеме исключительно привозных сточных ыод разбавление таких вод не требуется.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

Из пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В связи с этим, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п. 7 ст. 1 Водного кодекса).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11 Водного кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).

В силу частей 1 и 2 статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I-IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

На основании частей 1 - 4 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В судебном заседании было установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ. «Об определении гарантирующих организаций» МУП «Курскводоканал» является единственной гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории городского округа г. Курск.

Также, в судебном заседании было установлено, что канализационно – насосные станции расположены:

-    КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером
по адресу <адрес> А;

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером , по адресу <адрес>, урочище «<адрес>

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>;

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>А;

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>А;

-    КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером
районе <адрес>, д. б/н;

-    КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером
46:29:102038:2 по адресу <адрес>Б

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>, урочище Солянка;

- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Распоряжением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГг. - ра «О согласовании мест санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем» в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», решением Курского городского собрания от 21.05.2013г. -РС «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>» и в целых негативного воздействия на окружающую среду утверждены места санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем:

приемное устройство сливного сооружения главной насосной станции «<адрес>»;

приемные устройства сливных сооружений канализационных насосных станций, расположенных по следующим адресам: <адрес>, 11а, урочище «Горелый лес»;

приемное устройство сливного сооружения на территории канализационной насосной станции на <адрес>;

пр-д <адрес>, канализационная насосная станция , <адрес> канализационная насосная станция .

Также, на основании приказа Центрально – Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГг. , МУП «Курскводоканал» было выдано Разрешение №С-1-20-Л на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Перечень и количество веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> по выпуску (производственные и хозяйственно – бытовые), указан в Приложении 1, являющемуся его неотъемлемой частью.

Также, в судебном заседании было установлено, что МУП «Курскводоканал» заключает договоры водоотведения с использованием вакуумных машин с абонентами, согласно которых МУП «Курскводоканал» обязуется осуществлять прием хозяйственно – бытовых сточных вод абонента, полученные из спецавтотранспорта абонента, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления, учитывая, что доказательств того, что сточные воды, принимаемые в места санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем, являлись именно жидкими бытовыми отходами, сброс которых в водные объекты исключен, истцом суду представлено не было, а также, учитывая, что МУП «Курскводоканал», являясь единственной гарантирующей организацией по водоотведению в г. Курске, осуществляющей прием, транспортировку, очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения), осуществляет прием в центральную систему водоотведения сточных вод, транспортирует их до очистных сооружений города Курск, на очистных сооружениях проводит их очистку и сбрасывает очищенные сточные воды в водный объект - в реку Сейм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании использования МУП «Курскводоканал» КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, незаконным.

При этом, суд исходит из того, что услуга предоставляемая ответчиком является коммунальной услугой по водоотведению сточных вод, а не жилищной услугой по вывозу жидких бытовых отходов. Доказательств обратного истцом суду представлено не было.

Из представленного истцом Акта проверки соблюдения федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что КНС включены в схему водоснабжения и водоотведения г. Курска, предназначены и используются для приема от населения, организаций, предприятий г. Курска канализационных сточных вод и перекачки их на городские очистные сооружения. При этом, к указанному акту не приложено доказательств и из него не усматривается, что МУП «Курскводоканал» принимает на КНС не сточные воды, а жидкие бытовые отходы, сброс которых в водные объекты после соответствующей очистки исключается, то есть использует их как сливные станции.

Кроме того, суд учитывает, что согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. , Блок 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» был дополнен словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты», что свидетельствует о том, что воды, прошедшие очистку с последующим сбросом в водные объекты, к отходам не относятся.

В связи с вышеизложенным, доводы истца об использовании КНС в качестве сливных станций по приему жидких бытовых отходов, являются необоснованными.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения основного требования, заявленного истцом, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о возложении на ответчика обязанности прекратить использование данных КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, а также, о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Фурцева Яна Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о признании использования канализационно – насосных станций в качестве сливных станций незаконным, возложении обязанности совершить действия и взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 24 мая 2024г.

Судья:

2-1317/2024 (2-6907/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурцев Ян Сергеевич
Ответчики
МУП "Курскводоканал"
Другие
Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Ленинский районный суд г. Курск
Дело на странице суда
lensud.krs.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Подготовка дела (собеседование)
16.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2024Предварительное судебное заседание
29.02.2024Предварительное судебное заседание
07.03.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее