Дело №2 - 1317/12-2024
46RS0030-01-2023-012093-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи: Машошиной С.В.,
при секретаре: Бондаревой А.С.,
с участием истца: Фурцева Я.С.,
представителя ответчика по доверенности: Рукавицыной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурцева Яна Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о признании использования канализационно – насосных станций в качестве сливных станций незаконным, возложении обязанности совершить действия и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Фурцев Я.С. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с иском к ответчику МУП «Водоканал города Курска», в котором с учетом уточнения исковых требований просит признать использование МУП «Курскводоканал»:
- КНС №, расположенной на земельном участке с кадастровым номером
<адрес> по адресу <адрес> А;
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, урочище «<адрес>
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>;
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № адресу <адрес>А;
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> А;
- КНС №, расположенной на земельном участке с кадастровым номером
№ в районе <адрес>, д. б/н;
- КНС №, расположенной на земельном участке с кадастровым номером
№ по адресу <адрес>Б
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, урочище <адрес>
- КНС, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, незаконным.
Также, просит возложить обязанность на МУП «Курскводоканал» прекратить использование данных КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы в размере 14 300 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленного требования в иске указано следующее. Проверкой Общественной экологической комиссии в декабре 2023 года было установлено, что согласно распоряжению Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О согласовании мест санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем» (с изм. утв. Распоряжением Администрации г. Курска от 28.06.2023г. №-ра), канализационные насосные станции по указанным адресам используются как сливные станции по приему сточных вод из нецентрализованных систем. Указанные обстоятельства наносят вред окружающей среде путем загрязнения атмосферного воздуха в селитебной зоне, что непосредственно нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду жизнедеятельности, без негативного влияния на благополучие и здоровье человека. При нарушениях условий эксплуатации КНС, а именно: использование её для слива сточных вод в канализационную систему, в атмосферный воздух выделяются вредные дурно пахнущие летучие соединения (метилмеркоптан, сероводород, азотсодержащая органика, аммиак), которые обладают неприятно раздражающим воздействием на организм человека, вплоть до болезненных симптомов, рефлекторно вызывают рвоту и головную боль, на что жалуются граждане, ощущая неприятный запах на территории своих жилых строений, свойственный для неочищенных, в основном бытовых сточных вод. Так как прием канализационными станциями сточных вод из нецентрализованных систем водоотведения подразумевает изменения в производственной мощности, технологическом процессе, появление нового стационарного источника выброса загрязняющих веществ, то необходимо заключение Роспотребнадзора по Курской области на проект СЗЗ. В ходе проверки наличие такого заключения установить не удалось. Эксплуатация КНС, как сливных станций, осуществляется МУП «Курскводоканал» с 2015 года в нарушение действовавших на тот момент пунктов 1 и 4 «Санитарные правила устройства и содержания сливных станций» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 10.01.1975г. №). По результатам проверки наличие сливных станций как объектов в собственности МО «Город Курск» и ведении МУП «Курскводоканал» установить не удалось. МУП «Курскводоканал» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размерам санитарно-защитных зон при эксплуатации вышеуказанных КНС как сливных станций для приёма канализационных стоков, последствиями чего является причинение вреда окружающей среде, нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. Поскольку в данном случае возместить вред окружающей среде путем ее приведения в состояние, в котором она была до причинения вреда, устранить угрозу причинения вреда в будущем, возможно путем признанием действий по использованию КНС в качестве сливных станций незаконными, установлении запрета использовать КНС в качестве сливных станций, в связи с чем, истец обратился в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании истец Фурцев Я.С. заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении. Дополнительно пояснил, что МУП «Курскводоканал» незаконно использует КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем.
Представитель ответчика по доверенности Рукавицына Н.Н. просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзывах. Дополнительно пояснила, что сточные воды не являются отходами, поскольку транспортируются для очистки на очистные сооружения и затем сбрасываются в водоем, а жидкие бытовые отходы, выкаченные из выгребных ям, удаляются не путем отведения в водные объекты, а иным путем, исключающим их сброс в водоем. МУП «Курскводоканал» принимает в КНС сточные воды, которые после очищения сбрасываются в водный объект.
Представитель третьего лица Центрально – Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 42 провозглашает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2022 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 6 ст. 2 №7-ФЗ, отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны устанавливаться санитарно - защитные зоны.
Обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по соблюдению режима санитарно - защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, предусмотрена ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее-СанПиН 2.1.3684-21), которые применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Согласно пункту 66 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.
Пунктом 70 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 запрещено допускать превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: в жилой зоне - 1,0 ПДК (ОБУВ); на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - 0,8 ПДК (ОБУВ)).
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (пункт 74 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).
Согласно п. 6.10.1. "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что прием сточных вод жидких фракций, доставляемых с неканализованных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях. Допускается прием жидких фракций, извлекаемых из выгребных ям, на сооружения обработки осадка очистных сооружений (с обработкой перед сбросом).
При проектировании сточные воды и иные жидкие и пастообразные фракции, привозимые на сливные станции, следует подразделять на :
- привозные сточные воды – сточные воды, отбираемые из герметичных в отношении грунта накопителей от жилых домов, в том числе, многоквартирных, социально – бытовых учреждений, подключенных к централизованному водоснабжению, в которых они накапливались не более 7 суток,
- осадки из септиков и негерметичных в отношении грунта накопителей от объектов, подключенных к центральному водоснабжению, а также осадки локальных очистных сооружений хозяйственно – бытовых сточных вод;
- жидкие фракции из переносных туалетов (биотуалетов), а также, емкостей – накопителей, используемых на транспорте, прежде всего – железнодорожном;
- фекальные массы из выгребов, не имеющих централизованного водоснабжения.
Также, а данном пункте указано, что прием в систему водоотведения привозных сточных вод может осуществляться, в том числе, в резервуары насосных станций (перед процеживанием). При приеме исключительно привозных сточных ыод разбавление таких вод не требуется.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
Из пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим, отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п. 7 ст. 1 Водного кодекса).
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11 Водного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I-IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
На основании частей 1 - 4 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 2 статьи 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 56 ВК РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В судебном заседании было установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об определении гарантирующих организаций» МУП «Курскводоканал» является единственной гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории городского округа г. Курск.
Также, в судебном заседании было установлено, что канализационно – насосные станции расположены:
- КНС № расположена на земельном участке с кадастровым номером
№ по адресу <адрес> А;
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, урочище «<адрес>
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>;
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>А;
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>А;
- КНС № расположена на земельном участке с кадастровым номером
№ районе <адрес>, д. б/н;
- КНС № расположена на земельном участке с кадастровым номером
46:29:102038:2 по адресу <адрес>Б
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>, урочище Солянка;
- КНС расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Распоряжением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГг. №- ра «О согласовании мест санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем» в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. № – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», решением Курского городского собрания от 21.05.2013г. №-РС «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «<адрес>» и в целых негативного воздействия на окружающую среду утверждены места санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем:
приемное устройство сливного сооружения главной насосной станции «<адрес>»;
приемные устройства сливных сооружений канализационных насосных станций, расположенных по следующим адресам: <адрес>, 11а, урочище «Горелый лес»;
приемное устройство сливного сооружения на территории канализационной насосной станции на <адрес>;
пр-д <адрес>, канализационная насосная станция №, <адрес> канализационная насосная станция №.
Также, на основании приказа Центрально – Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГг. №, МУП «Курскводоканал» было выдано Разрешение №С-1-20-Л на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Перечень и количество веществ, разрешенных к сбросу в <адрес> по выпуску № (производственные и хозяйственно – бытовые), указан в Приложении 1, являющемуся его неотъемлемой частью.
Также, в судебном заседании было установлено, что МУП «Курскводоканал» заключает договоры водоотведения с использованием вакуумных машин с абонентами, согласно которых МУП «Курскводоканал» обязуется осуществлять прием хозяйственно – бытовых сточных вод абонента, полученные из спецавтотранспорта абонента, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления, учитывая, что доказательств того, что сточные воды, принимаемые в места санкционированного сброса канализационных стоков из нецентрализованных систем, являлись именно жидкими бытовыми отходами, сброс которых в водные объекты исключен, истцом суду представлено не было, а также, учитывая, что МУП «Курскводоканал», являясь единственной гарантирующей организацией по водоотведению в г. Курске, осуществляющей прием, транспортировку, очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (единый комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения), осуществляет прием в центральную систему водоотведения сточных вод, транспортирует их до очистных сооружений города Курск, на очистных сооружениях проводит их очистку и сбрасывает очищенные сточные воды в водный объект - в реку Сейм, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании использования МУП «Курскводоканал» КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, незаконным.
При этом, суд исходит из того, что услуга предоставляемая ответчиком является коммунальной услугой по водоотведению сточных вод, а не жилищной услугой по вывозу жидких бытовых отходов. Доказательств обратного истцом суду представлено не было.
Из представленного истцом Акта проверки соблюдения федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что КНС включены в схему водоснабжения и водоотведения г. Курска, предназначены и используются для приема от населения, организаций, предприятий г. Курска канализационных сточных вод и перекачки их на городские очистные сооружения. При этом, к указанному акту не приложено доказательств и из него не усматривается, что МУП «Курскводоканал» принимает на КНС не сточные воды, а жидкие бытовые отходы, сброс которых в водные объекты после соответствующей очистки исключается, то есть использует их как сливные станции.
Кроме того, суд учитывает, что согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ. №, Блок 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» был дополнен словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты», что свидетельствует о том, что воды, прошедшие очистку с последующим сбросом в водные объекты, к отходам не относятся.
В связи с вышеизложенным, доводы истца об использовании КНС в качестве сливных станций по приему жидких бытовых отходов, являются необоснованными.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения основного требования, заявленного истцом, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о возложении на ответчика обязанности прекратить использование данных КНС в качестве сливных станций по приему сточных вод из нецентрализованных систем, а также, о взыскании судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фурцева Яна Сергеевича к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал города Курска» о признании использования канализационно – насосных станций в качестве сливных станций незаконным, возложении обязанности совершить действия и взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 мая 2024г.
Судья: