№ 2-890/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.07.2024 Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Желтковской Я.В.
при секретаре Хаританович Ю.Е.
помощник судьи Васильева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Пономаренко Д.В., представителя ответчика Полещука А.Н. гражданское дело по иску Родионовой ГВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов осуществления трудовой деятельности в страховой стаж, перерасчёте страховой пенсии по старости,
установил:
Родионова Г.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее – ОСФР по Томской области) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что 01.06.2023 ей на основании заявления от 25.05.2023 назначена страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В страховой стаж при назначении пенсии не включены периоды осуществления трудовой деятельности с 02.09.1976 по 12.01.2017 на территории Республики Казахстан. 18.12.2023 она обращалась с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости, однако данные периоды работы не включены в общий страховой стаж. Просила признать незаконным решения об отказе во включении периодов работы истца согласно трудовой книжке в стаж для назначения страховой пенсии по старости 02.09.1976 по 01.09.1977, с 03.07.1991 по 03.07.2000, с 02.07.2001 по 21.08.2001, с 23.08.2001 по 06.11.2001, с 08.11.2001 по 26.03.2002, с 25.04.2003 по 11.08.2003, с 18.12.2004 по 23.06.2006, с 26.06.2006 по 25.04.2007, с 22.10.2007 по 29.02.2008, с 12.05.2008 по 31.07.2008, с 03.12.2008 по 29.07.2009, с 05.08.2012 по 14.09.2009, с 14.10.2009 по 18.01.2011, с 19.09.2011 по 04.11.2011, с 19.04.2012 по 03.07.2012, с 04.10.2012 по 30.11.2012, с 07.12.2012 по 31.03.2014, с 25.04.2014 по 12.06.2015, с 21.06.2015 по 16.07.2015, с 28.09.2015 по 12.01.2017; признать незаконным решения об отказе в учете заработной платы для расчета размера пенсии; обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 02.09.1976 по 01.09.1977, с 03.07.1991 по 03.07.2000, с 02.07.2001 по 21.08.2001, с 23.08.2001 по 06.11.2001, с 08.11.2001 по 26.03.2002, с 25.04.2003 по 11.08.2003, с 18.12.2004 по 23.06.2006, с 26.06.2006 по 25.04.2007, с 22.10.2007 по 29.02.2008, с 12.05.2008 по 31.07.2008, с 03.12.2008 по 29.07.2009, с 05.08.2012 по 14.09.2009, с 14.10.2009 по 18.01.2011, с 19.09.2011 по 04.11.2011, с 19.04.2012 по 03.07.2012, с 04.10.2012 по 30.11.2012, с 07.12.2012 по 31.03.2014, с 25.04.2014 по 12.06.2015, с 21.06.2015 по 16.07.2015, с 28.09.2015 по 12.01.2017; обязать учесть размер заработной платы при расчете пенсии, содержащийся в архивной справке от 21.08.2023 № 7-18/3-01/Р-15; обязать произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01.06.2023.
В ходе рассмотрения спора исковые требования изменила, просила обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы в Индустриальный райпищеторг (АО "Шыгыс") в должности уборщица с 03.07.1991 по 25.04.1993, в АО "Шыгыс" в должности штукатур-маляр с 26.04.1993 по 31.07.1996, в МП Авангард в должности маляр с 01.08.1996 по 01.10.1996, в Тресте "Горводоканал" в должности штукатур-маляр с 21.01.1996 по 03.07.2000, в Автобусном парке № 1 в должности штукатур-маляр с 02.07.2001 по 21.08.2001, в ТОО "Мечта" в должности штукатур-маляр с 23.08.2001 по 06.11.2001, в ТОО "Авторемсервис" в должности штукатур-маляр с 08.11.2001 по 26.03.2002, в ТОО "ГСУ Курлыс" в должности штукатур-маляр с 25.04.2003 по 11.08.2003, в ТОО "Павлодар Стройполюс" в должности штукатур-маляр с 08.12.2004 по 25.01.2005, в ТОО "Кураж - Меридиан" в должности штукатур-маляр с 26.01.2005 по 23.06.2006, в ТОО "Жумыс - Стройсервис" в должности штукатур-маляр с 26.06.2006 по 25.09.2006, в ТОО "Инвест - Строй прогресс" в должности штукатур-маляр с 26.09.2006 по 25.04.2007, в ТОО "Павлодар водоканал" в должности уборщик с 22.10.2007 по 29.02.2008, в АО "Павлодармолоко" в должности штукатур- маляр с 12.05.2008 по 31.07.2008, в ТОО "Промышленное и жилищное строительство" в должности техничка с 03.12.2008 по 02.04.2009, в Филиале "Енбек - Павлодар" в должности штукатур-маляр с 02.04.2009 по 29.07.2009, в ТОО СК "Атамура" в должности Штукатур-маляр с 05.08.2009 по 14.09.2009 лет-0 месяцев-1 дней -9, в Филиале "Енбек - Павлодар" в должности штукатур-маляр с 14.10.2009 по 18.01.2011, в ТОО "Мука Казахстана" в должности охранник с 19.09.2011 по 04.11.2011, в ТОО "Завод Гофротара" в должности уборщик с 19.04.2012 по 03.07.2012, в ТОО "Экалпар" в должности Контролер с 04.10.2012 по 30.11.2012, в АО "Алга А" в должности мойщик-уборщик подвижного состава с 07.12.2012 по 31.03.2014, в ТОО "Павлодарское АТП-1" в должности Сторож с 25.04.2014 по 12.06.2015, в КГП на ПХВ "ПОПНД" в должности буфетчица с 21.06.2015 по 16.07.2015,в ТОО "АТП Инвест" в должности уборщик с 28.09.2015 по 12.01.2017; обязать учесть размер заработной платы при расчете пенсии, содержащийся в архивной справке от 21.08.2023 № 7-18/3-01/Р-15; обязать произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01.06.2023.
От исковых требований в части признания незаконным решения об отказе во включении периодов работы истца согласно трудовой книжке в стаж для назначения страховой пенсии по старости 02.09.1976 по 01.09.1977, с 03.07.1991 по 03.07.2000, с 02.07.2001 по 21.08.2001, с 23.08.2001 по 06.11.2001, с 08.11.2001 по 26.03.2002, с 25.04.2003 по 11.08.2003, с 18.12.2004 по 23.06.2006, с 26.06.2006 по 25.04.2007, с 22.10.2007 по 29.02.2008, с 12.05.2008 по 31.07.2008, с 03.12.2008 по 29.07.2009, с 05.08.2012 по 14.09.2009, с 14.10.2009 по 18.01.2011, с 19.09.2011 по 04.11.2011, с 19.04.2012 по 03.07.2012, с 04.10.2012 по 30.11.2012, с 07.12.2012 по 31.03.2014, с 25.04.2014 по 12.06.2015, с 21.06.2015 по 16.07.2015, с 28.09.2015 по 12.01.2017; признать незаконным решения об отказе в учете заработной платы для расчета размера пенсии; возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с 02.09.1976 по 01.09.1977 отказалась, определением Кировского районного суда г.Томска от 02.07.2024 производство по делу в данной части прекращено.
В ходе рассмотрения спора представитель истца Пономаренко Д.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Полещук А.Н. иск не признал, полагал, что оснований для включения указанных периодов в общий страховой стаж не имеется, поскольку при рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии по старости в распоряжении пенсионного органа отсутствовали документы, подтверждающие осуществление истцом трудовой деятельности. Пояснил, что права истца частично восстановлены, период работы с 02.09.1976 по 01.09.1977 включен в общий трудовой стаж; за спорный период страховые взносы уплачены частично. При разрешении вопроса о назначении пенсии просил учесть, что до 01.09.2023 истец являлась получателем пенсии в Республике Казахстан, что подтверждается ответом на запрос компетентного органа Республики Казахстан.
Выслушав стороны, изучив доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно ч. 2-3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества независимых Государств» Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на место жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Содружества Независимых государств, осуществляется но нормам Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение от 13.03.1992).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для определения права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также же на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ, а также порядок начисления и правила подсчета указанною стажа устанавливается в соответствии с нормами пенсионного законодательства в Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
В соответствии со ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно письму Минтруда России N 203-16 от 29.01.2003, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевшихся за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в страховой стаж), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, указанными нормами материального права регулируются порядок и условия назначения страховой пенсии гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, в данном случае из Республики Казахстан.
Пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств бывших республик Союза ССР», предусмотрено, что представляемые документы о стаже и заработке из государств бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 17 Указания от 18.01.1996 № 1-1-У).
Аналогичное условие предусмотрено и п. 4 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р.
Пунктами 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что Родионова Г.В., /________/ рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 01.04.2021, что подтверждается содержанием выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 19.04.2024.
Решением пенсионного органа от 12.09.2023 истцу назначена страховая пенсия по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.06.2023, в страховой стаж истца при назначении пенсии не засчитаны спорные периоды работы.
Решением ОСФР по Томской области от 11.01.2024 на основании заявления истца от 18.12.2023 периоды работы с 02.09.1976 по 01.09.1977 включены в общий стаж, произведён перерасчет страховой пенсии по старости с 01.01.2024.
Обращаясь с требованием о защите нарушенного права, истец ссылалась на необходимость включения спорных периодов работы в общий страховой стаж, так как осуществление трудовой деятельности в спорные периоды подтверждено надлежащими доказательствами.
Из архивной справки от 21.08.2023 № 7-18/3-01/Р-15, трудовой книжки истца следует, что в период с 21.01.1997 по 03.07.2000 в Тресте "Горводоканал" Родионова Г.В. работала в качестве штукатура-маляра, данная справка содержит сведения о начислении истцу заработной платы за период с 21.01.1997 по 30.09.1997, при этом трудовая книжка истца противоречий о занятости истца в данный период не содержит, в связи с чем период работы Родионовой Г.В. с 21.01.1997 по 30.09.1997 в Тресте "Горводоканал" в должности штукатур-маляр подлежит включению в общий страховой стаж. При этом на ответчика должна быть возложена обязанность учесть сведения о заработной плате истца, содержащиеся в справке от 21.08.2023 № 7-18/3-01/Р-15.
Согласно сообщению АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 11.04.214 № 28-14-63/2304 в накопительном пенсионном фонде имеются сведения об уплате обязательных пенсионных взносов за период работы истца в ТОО "ГСУ Курлыс" в должности штукатур-маляр с 01.07.2003 по 11.08.2003, в ТОО "Кураж - Меридиан" в должности штукатур-маляр с 01.03.2005 по 30.04.2005, в ТОО "Жумыс - Стройсервис" в должности штукатур-маляр с 01.08.2006 по 25.09.2006, в ТОО "Инвест - Строй прогресс" в должности штукатур-маляр с 01.11.2006 по 30.05.2007, в ТОО "Завод Гофротара" в должности уборщик с 01.05.2012 по 03.07.2012, в ТОО "Экалпар" в должности контролера с 01.05.2012 по 03.07.2012, в АО "Алга А" в должности мойщик-уборщик подвижного состава с 01.01.2013 по 30.01.2014, в ТОО "Павлодарское АТП-1" в должности сторожа с 25.04.2014 по 12.06.2015, в КГП ПХВ "ПОПНД" в должности буфетчика с 21.06.2015 по 10.07.2015, ТОО "АТП Инвест" в должности уборщик с 01.11.2015 по 12.01.2017, в связи с чем указанные периоды трудовой деятельности подлежат включению в страховой стаж.
При этом правовых оснований для включения в общий страховой стаж истца иных периодов не имеется, т.к. истцом не представлены доказательства о начислении заработной платы за спорные периоды работы, а также не подтверждена уплата страховых взносов, что исключает возможность удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в том числе, в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015; увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии.
В соответствии п. 48 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением, перерасчетом пенсии и предоставляющего необходимые документы.
Нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 N 16п (далее - Административный регламент).
Пунктом 72 Административного регламента предусмотрено, что факт и дата приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе.
Согласно п. 105 Административного регламента пенсионный фонд наделен полномочиями по истребованию дополнительных документов.
Судом установлено, что 29.05.2023 истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представив документы о спорных периодах работы. Решением пенсионного органа от 12.09.2023 Родионовой Г.В. назначена страховая пенсия по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.06.2023. В рамках проведенной проверки достоверности сведений, содержащихся в трудовой книжке истца, ответы из компетентных органов в отношении спорных периодов на запросы пенсионного фонда о трудовой деятельности истца не поступили. При этом доказательств того, что в адрес истца направилось уведомление о необходимости представления дополнительных документов, материалы дела не содержат.
Из ответа на запрос пенсионного органа АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Павлодарской области от 29.08.2023 № 03-14-39-06/6946-И Родионова Г.В. являлась получателем пенсии по старости с 01.01.2006 по 31.08.2023, с 01.09.2023 выплаты прекращены.
Таким образом, с учетом включения в общий страховой стаж истца спорных периодов работы на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты возникновения права - с 01.09.2023.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Родионовой ГВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области включить Родионовой ГВ, /________/ рождения, (СНИЛС 211-710-790 18) в страховой стаж период работы с 21.01.1997 по 30.09.1997 в Тресте "Горводоканал" в должности штукатур-маляр, в ТОО "ГСУ Курлыс" в должности штукатур-маляр с 01.07.2003 по 11.08.2003, в ТОО "Кураж - Меридиан" в должности штукатур-маляр с 01.03.2005 по 30.04.2005, в ТОО "Жумыс - Стройсервис" в должности штукатур-маляр с 01.08.2006 по 25.09.2006, в ТОО "Инвест - Строй прогресс" в должности штукатур-маляр с 01.11.2006 по 30.05.2007, в ТОО "Завод Гофротара" в должности уборщик с 01.05.2012 по 03.07.2012, в ТОО "Экалпар" в должности контролера с 01.05.2012 по 03.07.2012, в АО "Алга А" в должности мойщик-уборщик подвижного состава с 01.01.2013 по 30.01.2014, в ТОО "Павлодарское АТП-1" в должности сторожа с 25.04.2014 по 12.06.2015, в КГП ПХВ "ПОПНД" в должности буфетчика с 21.06.2015 по 10.07.2015, ТОО "АТП Инвест" в должности уборщик с 01.11.2015 по 12.01.2017.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области учесть Родионовой ГВ, /________/ рождения, размер заработной платы при расчете пенсии, содержащийся в архивной справке от 21.08.2023 № 7-18/3-01/Р-15.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области произвести перерасчет Родионовой ГВ, /________/ рождения, страховой пенсии по старости с 01.09.2023.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.В. Желтковская
Решение принято в окончательной форме 09.07.2024.