<.....>
Дело № 2а-1905/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2018 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием административного истца Ворохова Е.В. и его представителя Ворохова А.В., действующего на основании устного ходатайства,
представителя административного ответчика – Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Кичигиной А.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ворохова Е. В. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Ворохов Е.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми о признании незаконным решение от 09.04.2018г. №... об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, о возложении обязанности на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <АДРЕС>
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного на землях населенных пунктов с разрешением использованием – под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: <АДРЕС>.В связи с необходимостью возведения индивидуального жилого дома на указанном земельном участке он (истец) 28.02.2018г. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В удовлетворении данного заявления и в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ему было отказано на том основании, что согласно градостроительному плану место размещения объекта капитального строительства отсутствует, строительство объектов капитального строительства на данном участке не предусмотрено. Указанный отказ считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Административный истец Ворохов А.В. и его представитель Ворохов Е.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Кичигина А.А., в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 31-36). В дополнении указала, что расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером <.....> в <АДРЕС> в отношении которой выдан оспариваемый градостроительный план земельного участка до границ лесных насаждений Пермского городского лесничества составляет менее 30 м., границы лесничества занесены в систему обеспечения градостроительной деятельности города Перми и подлежат обязательному отражению в градостроительном плане земельного участка. С учетом требований пункта 4.14 СП 4.13130.2013 на чертеже обосновано не предусмотрено место допустимого размещения объектов капительного строительства, в связи с чем в пункте 2.2 градостроительного плана земельного участка отсутствует информация о назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства. Учитывая изложенное, в выдаче разрешения на строительство Ворохову Е.В. отказано обосновано.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.
В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно статье 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 02.12.2016г., Ворохов Е.В. является собственником земельногоучастка, площадью 585 кв.м., с кадастровым номером <.....> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <АДРЕС> разрешенное использование под индивидуальное жилищное строительство (л.д.20).
Планируя осуществить строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, Ворохов Е.В. обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
22.01.2018г. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми выдан градостроительный план земельного участка площадью 585 кв.м., с кадастровым номером <.....>, расположенного по адресу: <АДРЕС> в котором указано, что земельный участок располагается в территориальной зоне ГЛ, Ж-5 «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки», предусматривающей установление градостроительных регламентов (л.д.8-18).
С целью получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке, Ворохов Е.В. обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с соответствующим заявлением от 30.03.2018г., приложив к нему необходимые для рассмотрения его заявления документы.
09.04.2018г. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми отказано Ворохову Е.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по <АДРЕС> по тем основаниям, что в соответствии с выданным градостроительным планом земельного участка не предусмотрено место допустимого размещения объектов, следовательно, строительство объектов капитального строительства не предусмотрено на данном земельном участке. Сославшись на указанные обстоятельства и часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Департамент счел, что представленные документы не соответствуют требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи, представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ (л.д.21).
Полагая, что отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, изложенный в письме от 09.04.2018г. является незаконным, Ворохов Е.В. обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 373-ФЗ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы, перечень которых поименован в указанной норме.
По положению пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо наличие градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с нормами части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, к которым относятся отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объекта недвижимости признака самовольной постройки.
Как указано в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию регулируются градостроительным законодательством.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствие с требованиями части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты должны быть установлены в отношении всех земельных участков за исключением земельных участков, перечисленных в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В состав жилых зон в силу пункта 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки средне этажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Статьей 1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года
№ 143 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми» предусмотрено, что градостроительный регламент - устанавливаемые настоящими Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленные утвержденными границами зон охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитными, водоохранными зонами и иными зонами с особыми условиями использования территорий;
На карте градостроительного зонирования территории города Перми (глава 13) выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (глава 15).
В соответствии со статьей 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми в состав жилых зон входит зона индивидуальной усадебной жилой застройки(Ж-5).
К одному из основных видов разрешенного использования, установленного для данной территориальной зоны, относится индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из материалов дела, принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок, на котором проектируется строительство жилого дома, расположен в территориальной зоне «Зона индивидуальной усадебной жилой застройки», указанная зоны выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и жилых домов блокированной застройки с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничения прав на землю только по основаниям, установленным указанным Кодексом и федеральными законами, одним из которых, в частности, могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Обосновывая отказ Ворохову Е.В. в выдаче разрешения на строительство, административный ответчик ссылается на то, что земельный участок не подлежит застройке зданиями и сооружениями в связи с несоблюдением противопожарного расстояния от границы земельного участка истца до границ лесных насаждений Пермского городского лесничества.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных в материалы дела документов, земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории: водоохранная зона, <.....>, приаэродромная территории аэродрома аэропорта Большое Савина, <.....>
Согласно схеме планировочной организации земельного участка, составленной Ворохову В.Е., проектируемый жилой дом имеет площадь застройки 54,2 кв.м. и будет располагаться с отступами отграниц земельного участка со стороны Пермского городского лесничества 30 м. и 32,2м. (л.д.10,19).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Регламент), данный Регламент принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения Регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 2 части 2 статьи 1 Регламента).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Регламента противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); 2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 4 Регламента).
Свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Свод правил СП 4.13130 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Указанным Сводом правил в пункте 4.14 предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Исходя из изложенного, противопожарное расстояние должно составлять 30 метров от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).
В данном случае расстояние в 30 метров до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) определяется не от зданий (сооружений), поскольку указанное положение применяется только для территорий садовых, дачных и приусадебных земельных участков, а от границ застройки поселения.
Между тем, необходимость предоставления проектной документации индивидуального жилого дома на этапе получения разрешения на строительство исключает необходимость предоставления сведений административному ответчику о предполагаемых мероприятиях по пожарной безопасности, которые истец должен исполнять на территории принадлежащего ему земельного участка, поскольку в силу части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В свою очередь, положения частей 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержат обязанности административного истца предоставлять административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительства документы, не в составе проектной документации, относительно предполагаемых мероприятий по пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, поскольку положениями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на момент получения разрешительной документации не предусмотрена необходимость представления раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», данные основания не могут являться причиной для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Как следует из положений статьей 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми, для территориальной зоны Ж-5 минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, не установлен. Предельная высота зданий, строений не более 10,5 м.Максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка для всех видов разрешенного использования земельных участков, -40%.
Таким образом, определенное таким образом место допустимого размещения зданий, строений, сооружений полностью соответствует месту, указанному административным истцом в схеме планировочной организации земельного участка, представленной с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Между тем, административный ответчик, указывая на наличие ограничений, связанных со строительством жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №..., не учел, что таких ограничений, связанных с невозможностью размещения на этом земельном участке объекта капитального строительства, не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства установления в предусмотренном действующим законодательством порядке ограничений для указанного земельного участка как находящегося в границах зоны с особыми условиями использования территории и отображения ее в сведениях единого государственного кадастра недвижимости, напротив, его правовой режим определен посредством отнесения к территориальной зоне Ж-5, предусматривающей жилищное строительство. Также не установлен факт расположения земельного участка административного истца на территориях, в отношении которых по правилам части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть установлены градостроительные регламенты.
Таки образом, ограничений использования земельного участка и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в Правилах землепользования и застройки города Перми применительно к участку заявителя, не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также указанные административным ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления Ворохова Е.В. о выдаче разрешения на строительство, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ административного ответчика нарушает права административного истца на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, расположенном в территориальной зоне, позволяющей строительство такого объекта, что в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания его незаконным.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, закон возлагает на суд обязанность принять меры, направленные на восстановление прав заявителя.Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию суда, в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Поскольку оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство признан судом незаконным, суд, с учетом обстоятельств дела, установления факта возможного превышения предельных параметров разрешенного строительства, который может быть проверен административным ответчиком дополнительно, поскольку не был исследован при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство, приходит к выводу о необходимости возложить на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления Ворохова Е.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <АДРЕС> поданного в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и Ворохову В.Е. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Ворохова Е. В., удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <АДРЕС> изложенный в письме от 09 апреля 2018г. №...
Возложить на департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми обязанность устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения заявления фио о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <АДРЕС> поданного в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федераций, с учетом позиций, изложенных в настоящем решении, а также сообщить суду и Ворохову Е.В. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения (05.09.2018г.)
Судья <.....> Е.Е. Макашина
<.....>