Решение по делу № 2-539/2018 от 28.08.2018

Дело №2-539/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рі.Бологое                                  05 октября 2018 РіРѕРґР°         

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием истца Правкина Н.А.,

представителя истца Правкина Н.А. – Правкиной С.В.,

представителя ответчика администрации закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области Чувашовой Н.В.,

рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Бологовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Правкина Рќ.Рђ. Рє Администрации Р—РђРўРћ Озерный Тверской области РѕР± обязании отнести жилое помещение Рє служебному Рё заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ служебного найма жилого помещения,     

установил:

Правкин Н.А. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Озерный Тверской области об обязании отнести жилое помещение к служебному и заключить договор служебного найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что 12.12.2016 г. им заключён контракт о прохождении военной службы с командиром в/ч №.... Выслуга составляет в календарном исчислении более 20 лет. С 26 января 2018г. он постоянно зарегистрирован по адресу войсковой части, расположенной: ... однако проживать ему и членам его семьи негде, пригодного жилья по месту прохождения военной службы по контракту не имеет и в нарушение статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» жилое помещение до сих пор не предоставлено, ввиду чего нарушаются права военнослужащего и членов его семьи. Согласно постановлению администрации ЗАТО Озёрный Зверской области от 11.05.2018г. №132 он и члены его семьи приняты на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения в администрации ЗАТО Озёрный Тверской области. Ввиду того, что жилым помещением он так и не обеспечен 10.08.2018г. с целью решения жилищного вопроса он обратился к главе администрации ЗАТО Озёрный М.В.И. с заявлением о предоставлении освободившегося служебного жилого помещения по адресу: ... за выездом военнослужащего Павлова А.В. и членов его семьи, семье военнослужащего Правкина Н.А. согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ п.5. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В целях реализации военнослужащими права на жилище (выполнения одной из задач обеспечения обороны страны - расквартирования войск, жилищные права органов местного самоуправления на основании пункта 5 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих и частей 1 и 3 статьи 1 ЖК РФ - ограничены (обременены). Что выражается в установлении для них указанной нормой Закона в прямой постановке обязанности заселения военнослужащими жилых помещений муниципального жилищного фонда повторно, за выездом из них других военнослужащих. Несмотря на наличие специальной правовой нормы в ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», регулирующей данные правоотношения, и определения Конституционного Суда РФ от 25.12.03 г. № 453-0 по данному вопросу, он получил отказ от 14.08.2018 г. исх.1798. Также получен отказ на заявление о заключении договора служебного найма жилого помещения, расположенного по адресу: ... исход. № 902 от 16.05.2018 г. Данный отказ считает незаконным, нарушающим права военнослужащего и членов его семьи по следующим основаниям. Согласно ст.40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.) О праве на жилище говорится в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных нравах 1966 г., в других международных документах. В российском законодательстве понятие "жилище" определено в ч.2 ст.15 ЖК. Жилищный кодекс устанавливает, что жилище – это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативно – правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все военнослужащие имеют одинаковую юридическую возможность получения жилого помещения в установленный законом трехмесячный срок. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет (заключения контракта о прохождении военной службы) и по их требованию должна быть реализована. При этом законодательство не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса военнослужащего и нуждаемости в жилом помещении. Установленный ФЗ «О статусе военнослужащих» трехмесячный срок предоставления военнослужащим жилых помещений со дня прибытия на новое место прохождения военной службы, заключения контракта представляет собой одну из важнейших льгот, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и призванных компенсировать ограничения их прав и свобод, связанных с прохождением военной службы. Данная льгота предусмотрена как в отношении жилых помещений по договору социального найма, так и по отношению к служебным жилым помещениям. В данном случае главный критерий – это отсутствие жилья в месте прохождения военной службы. Права других лиц, находящихся в очереди не будут нарушены решением о предоставлении свободного жилого помещения. В случае обращения этих лиц с аналогичными заявлениями их требования также подлежат удовлетворению. Данная позиция поддержана определением Верховного Суда РФ от 8 февраля 2011 г. №202-В10- 21, согласно содержащееся в абзаце втором пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" требование об обеспечении прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, а возлагает на командование обязанность по обеспечению их жильем в указанные сроки. Не имеется оснований для привлечения к участию в деле лиц, принятых на учет ранее и не обеспеченных жилыми помещениями. По аналогии права принцип диспозитивности, предусмотренный ст.ст.3, 7, 14, 50 ГПК РСФСР, предполагает инициативу самого субъекта. Права этих лиц не будут нарушены решением об удовлетворении иска. В случае обращения в суд с аналогичными исками их требование также подлежит удовлетворению. По истечении 3 месяцев невыполнение обязанности со стороны Министерства обороны РФ по предоставлению жилого помещения военнослужащему и членам его семьи является одним из существенных условий нарушения контракта о прохождении военной службы по отношению к данной категории военнослужащих. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их нрав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. При этом в соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Согласно ч.2 ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте без учета наличия у него на праве собственности либо по договору социального найма жилых помещений в иных населенных пунктах. Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. В соответствии с п.4 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством Обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. №487, жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, - до окончания контракта. В Определении от 24 марта 2005 г. №112-0 Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Согласно п.2 ст.92 ЖК РФ Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений (служебных) и исключение жилого помещения из указанною фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Полномочиями по выводу служебного помещения в муниципальное и муниципальное в служебное обладают органы местного самоуправления. Реализация права военнослужащего на жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.15 Закона о статусе военнослужащих ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному либо муниципальному жилищному фонду. Поскольку отнесение квартиры к служебному жилищному фонду производится исключительно органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом (п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», отсутствие решения такого органа о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд не может рассматриваться в качестве препятствия для реализации военнослужащим права на служебное жилое помещение. Несмотря на то, что содержание использование муниципального жилищного фонда в силу закона относятся к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. В соответствии с п.5 ст.12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан (кроме перечисленных в п.4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда РФ. В ст.10 ч.1 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности. Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года №5-П, от 3 февраля 2010 года, №3-П и от 27 февраля 2012 года №3-П). ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.) Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 №453-0). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач (постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года №22-П и от 29 марта 2011 года №2-П).Соответственно, муниципальный жилищный фонд как часть муниципального имущества предназначен, в конечном счете, для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляя компетенцию органов местного самоуправления, относит организацию функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области образования, охраны здоровья и благоприятной среды обитания, доступа к информации, культуре, физкультуре и спорту и других социально значимых прав. При заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, увиденных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления военнослужащего Правкина Н.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем согласно п.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не позднее трехмесячного срока прибытия на новое место военной службы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.40 Конституции РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ. ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, ч.2 ст.99 ЖКРФ, ст. 10 ч. 1 ЖК РФ, п. 5 ст. 12 ЖК РФ, просит суд обязать администрацию ЗАТО Озёрный отнести жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, расположенное по адресу: ... к служебному жилому помещению муниципального жилищного фонда ЗАТО Озёрный, а также обязать администрацию ЗАТО Озёрный заключить с военнослужащим Правкиным Н.А. и членами его семьи договор служебного найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ... на время прохождения службы по контракту согласно Положению «О порядке предоставления служебных жилых помещений, военнослужащим проходящим военную службу но контракту на территории ЗАТО Озёрный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утверждённого решением Думы ЗАТО Озёрный Тверской области от 21.02.2012 г. №4.

В своих возражениях на исковое заявление Администрация закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области указывает, что Правкин Н.А., Правкина С.В., Правкин А.Н. и Правкина Р.Н. снялись с регистрационного учета 23.06.2016 года по адресу: ..., обеспечены жилыми помещениями в порядке переселения из ЗАТО Озерный в ..., 21.03.2014 года семье Правкиных распределены 2 квартиры: двухкомнатная квартира по адресу: ... (Правкиной С.В. и Правкину А.Н.), однокомнатная квартира по адресу: ... (Правкину Н.А. и Правкиной Р.Н.). Квартиры в ... в настоящее время находятся в собственности у детей Правкина Н.А.: однокомнатная квартира по адресу: ... находится в собственности у Правкина А.Н., ДАТА рождения (выписка из Единого государственного реестра недвижимости прилагается); двухкомнатная квартира по адресу: ... находится в собственности у Правкиной Р.Н., ДАТА рождения (выписка из Единого государственного реестра недвижимости прилагается). 27 ноября 2017 года решением Бологовского городского суда Тверской области иск администрации ЗАТО Озерный к Правкину Н.А., Правкиной С.В., Правкиной Р.Н., Правкину А.Н. о признании прекратившими право пользования жилым помещением в связи с предоставлением другого жилого помещения по переселению из закрытого административно-территориального образования, возложении обязанности освободить и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: ... в соответствии с законодательством РФ удовлетворен. Апелляционным определением Тверского областного суда от 06.02.2018 года решение Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2017 года о признании прекратившими право пользования и выселении семьи Правкиных из жилого помещения, расположенного по адресу: ... изменено в части взыскания государственной пошлины, в остальной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правкина Н.А. без удовлетворения. Исполнительное производство возбуждено 10.04.2018 года, но до настоящего времени решение Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2017 года об освобождении, сдаче и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: ... истцом не исполнено. Квартира, расположенная по адресу: ..., является муниципальной собственностью. К специализированным служебным жилым помещениям указанная квартира не относится. Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключением жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющим управление государственным и муниципальным жилым фондом. Жилищным кодексом РФ прямо предусмотрено, что принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда относится к полномочиям органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом. В соответствии со ст.92 ЖК РФ суд своим решением не вправе отнести жилое помещение, расположенное по адресу: ... к служебному жилью. В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников, согласно ст.100 договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Решение о предоставлении и договор найма специализированного жилого помещения заключается с гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из специализированного жилищного фонда для военнослужащих, в порядке очереди. По состоянию на 06.09.2016 года Правкин Н.А. составом семьи: жена - Правкина С.В., сын - Правкин А.Н. и дочь - Правкина Р.Н., состоит в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда для военнослужащих с 04.05.2018 года, номер очереди - 214.(о чем свидетельствует справка администрации ЗАТО Озерный от 06.09.2018 года №157), а на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда для военнослужащих состоит 244 семьи военнослужащих, (справка администрации ЗАТО Озерный от 06.09.2018 года № 160), и следовательно у администрации ЗАТО Озерный Тверской области не имеется оснований, предусмотренных законодательством РФ, для заключения с истцом договора служебного найма специализированного жилищного фонда до момента получения жилого помещения по договору служебного найма специализированного жилищного фонда для военнослужащих в порядке очереди. В ответ на обращение истца от 10.08.2018 года администрацией ЗАТО Озерный от 14.08.2018 года давался исчерпывающий ответ по вопросу заключения с истцом договора служебного найма. Только при подходе очереди истцу будет предоставлено жилое помещение по договору служебного найма (копия ответа имеется в гражданском деле). Правовым основанием для заключения договора служебного найма является решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в соответствии со ст.99 ЖК РФ. Администрация ЗАТО Озерный против заключения в настоящее время договора служебного найма в виду отсутствия для этого законных оснований, (к тому же на квартиру, которую истец обязан освободить и сдать по решению Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2018 года). При подходе очереди истцу будет предоставлено другое жилое помещение по договору служебного найма, отнесенное к служебным жилым помещениям. А жилое помещение, расположенное по адресу: ... истец обязан освободить, сдать и выселиться из данного жилого помещения во исполнение решения Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2017 года. Ссылки истца в исковом заявлении на законодательство о предоставлении в течении 3-х месяцев жилого помещения, Приказ МО РФ № 1280 и ст.15 Закона о статусе военнослужащих являются несостоятельными. В полномочия администрации ЗАТО Озерный указанные законодательные акты Министерства обороны РФ не входят. Для получения жилого помещения по линии МО РФ истцу необходимо обращаться в Региональное управление жилищного обеспечения для получения жилого помещения в общежитии. Таким образом, вопрос изменения режима (статуса) жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника (то есть администрации ЗАТО Озерный) и является его правом, а не обязанностью. На основании вышеизложенного считает нецелесообразным и незаконным удовлетворение требований об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: ... и заключении договора служебного найма на указанное жилое помещение, в связи с тем, что данное жилое помещение истец обязан освободить и сдать по решению Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2017 года. Администрация ЗАТО Озерный просит суд отказать в удовлетворении искового заявления Правкина Н.А. в полном объеме.

В отзыве на доводы ответчика, указанные в возражении, истец Правкин Н.А. ссылается на то, что федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, включая и администрацию ЗАТО Озёрный Тверской области. Администрация ЗАТО Озёрный как орган муниципальной власти, должна соблюдать нормы указанные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ. Никаких документально подтверждённых и бесспорных фактов о том, что администрация ЗАТО Озёрный не должна исполнять нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ не представлено. В своих возражениях администрация ЗАТО Озёрный ссылается на некую очередь, что также является не состоятельным: все военнослужащие имеют одинаковую юридическую возможность получения жилого помещения в установленный законом трехмесячный срок. Законодательство не связывает осуществление этого права с какими-либо обстоятельствами, в том числе и наличием очереди, кроме правового статуса военнослужащего и нуждаемости в жилом помещении. Следовательно, единственным условием предоставления жилых помещений гражданам, имеющим право на их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Спорное жилое помещение было ему как военнослужащему предоставлено 16.11.2004 г. 10.10.2007 г. он уволился по окончанию контракта. 12.05.2016 г. квартира передана в муниципальную собственность. 12.12.2016 г. по 11.12.2021 г. им заключён контракт о прохождении военной службы с командиром в/ч 14245 ЗАТО Озёрный Тверской области. С 20.01.2017 г. по 01.06.2017 г. в спорном жилом помещении он проживал по коммерческому найму, однако продлять отказались в нарушение п.4 Положения. Доводы ответчика о том, что он не освободил спорное жилое помещение не состоятельны, так как 12.09.2018 г. он выселился из спорного жилого помещения и судебным приставом-исполнителем составлен соответствующий акт. Следовательно, он выполнил требования закона, а обязанность по выселению из спорной квартиры других членов семьи возложена на судебных приставов. Ввиду того, что спорное жилое помещение освобождено военнослужащим, свободно, не обременено каким-либо договором найма, следовательно по аналогии права, согласно п.5 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются военнослужащим повторно. За военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений и в обязанность администрации ЗАТО Озёрный согласно пункта 5 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих и частей 1 и 3 статьи 1 ЖК входит заселение военнослужащими жилых помещений муниципального жилищного фонда повторно, в данном случае жилого помещение, расположенного по адресу: .... То, что жилое помещение в настоящее время находится в муниципальной собственности не прекращает предусмотренное п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право и обязанность соответствующих органов на его заселение военнослужащими, нуждающимися в предоставлении жилых помещений, с учетом ограничения права муниципальной собственности. Предоставление жилого помещения военнослужащему Правкину Н.А. и членам его семьи не лишает администрацию муниципального образования права принять новое решение об отнесении этого жилого помещения к специализированному жилому фонду. Данные полномочия являются исключительными полномочиями органа местного самоуправления и администрация муниципального образования ЗАТО Озёрный как собственник жилого помещения обязана заключить с Правкиным Н.А. договор служебного найма жилого помещения. Просит суд учесть и то обстоятельство, что первый контракт им заключён до 1 января 1998 г., следовательно, он может быть обеспечен не только служебным жилым помещением на всё время прохождения военной службы, но и жилым помещением по договору социального найма по месту службы. Согласно абз.3 п.1 ст.15 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 хода и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются "субсидия" для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо "жилые помещения", находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан к собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, но состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Учитывая данное обстоятельство, администрация также может заключить на спорное жилое помещение договор социального найма. Поскольку 06.08.2018 г. апелляционным определением Судебной коллегии но гражданским делам Московского областного суда было отменено решение Серпуховского городского суда Московской области от 23.04.2018 г. по делу №2-932/2018 г. Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 06.08.2018г. в признании права пользования жилым помещением, вселении в жилое помещение по адресу: ...- ему отказано, ввиду чего у него нет иного жилья для проживания ни по договору социального найма, ни в собственности, кроме того, он не обеспечен жилым помещением по месту прохождения службы по контракту в ЗАТО Озёрный Тверской области, в нарушении статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ. Он и члены его семьи признаны нуждающимися в жилом помещении и состоят на учёте в администрации ЗАТО Озёрный Тверской области. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения в наем может быть принято, а соответствующий договор от имени наймодателя может быть заключен собственником такого помещения или действующим от его имени уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления. Сам факт постановки органом местного самоуправления военнослужащего Правкина Н.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем согласно не позднее трехмесячного срока прибытия на новое место военной службы. Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право быть обеспеченным жилым помещением по месту службы в трёхмесячный срок, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним данного права.

В судебном заседании истец Правкин Н.А. полностью поддержал исковые требования по указанным основаниям, суду пояснил, что он не сдал жилье в ЗАТО Озерный, поскольку в Серпухове нужно было делать ремонт, условий для проживания там не было, поэтому он заключил новый контракт для того, чтобы заработать деньги на ремонт.

Представитель истца Правкина С.В. в судебном заседании полностью поддержала иск, ссылаясь на доводы искового заявления и доводы, изложенные в заявлении на возражение ответчика. Суду дополнительно пояснила, что их семье отказано в предоставлении служебного жилого помещения по адресу ..., после выезда военнослужащего. Также в аналогичной им ситуации администрацией были предоставлены квартиры на основании социального и коммерческого найма некоторым лицам, указанным в ходатайствах истца, игнорируя требования закона и права других военнослужащих. Правкин Н.А. проходит службу в Вооруженных Силах РФ с 30.07.1993 года, соответственно контракт был заключен до 1998 года и продолжает служить, при этом его право на жилое помещение как военнослужащего нарушается.

В судебном заседании представитель ответчика администрации ЗАТО Озерный Тверской области Чувашова Н.В. исковые требования не признала, сославшись на изложенные письменно возражения.

Заслушав стороны, представителя истца, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим – гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. Указанные положения содержатся также и в инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, приложении №2 к приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 №1280.

В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения относятся к государственному или муниципальному жилищным фондам.

В силу ст.93 и ст.100 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы и предназначены для временного проживания.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.

Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Согласно положений ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

На территории ЗАТО Озерный Тверской области действует Положение «О порядке предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озерный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утвержденное Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области №4 от 21 февраля 2012 года.

Согласно справкам войсковой части 14245 от 03.04.2018 г., в личном деле Правкина Н.А. записаны члены его семьи: жена Правкина С.В., дочь Правкина Р., сын Правкин А. Правкин Н.А. действительно с 30.07.1993 по 10.10.2007 г. и с 12.12.2016 по настоящее время проходит военную службу по контракту. Контакт заключен по 11.12.2021 г. В подтверждение чего в деле имеется также копия служебного контракта. Календарная выслуга лет по состоянию на 10 мая 2018 года составляет 20 лет 1 месяц, общая выслуга составляет 23 года 8 месяцев.

В соответствии со справкой Администрации ЗАТО Озерный от 09.06.2018 г. №74, Правкин Н.А. составом семьи состоит на учете на получение служебного жилого помещения специализированного фонда для военнослужащих с 04.05.2018 г., номер очереди – 254.

Уведомлениями Администрации ЗАТО Озерный от 16.05.2018 и 14.08.2018 г. подтверждается, что Правкин Н.А. принят на учет на получение служебного жилого помещения. Кроме того, заявителю сообщается, что сведениями об обеспечении его жильем во внеочередном порядке Администрация не располагает, предоставление его семье жилья вне очереди повлечет нарушение прав военнослужащих, принятых на учет ранее.

Материалами дела установлено, что Правкин Н.А. и члены его семьи снялись с регистрационного учета 23.06.2016 года по адресу: ... с убытием в ....

Семья истца была обеспечена жилыми помещениями в порядке переселения из ЗАТО Озерный в ...: 21.03.2014 года семье истца предоставлены две квартиры: двухкомнатная квартира по адресу: ... (Правкиной С.В. и Правкину А.Н.), однокомнатная квартира по адресу: ... (Правкину Н.А. и Правкиной Р.Н.), которые в настоящее время находятся в собственности у детей Правкина Н.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

27 ноября 2017 года решением Бологовского городского суда Тверской области иск администрации ЗАТО Озерный к Правкину Н.А., Правкиной С.В., Правкиной Р.Н., Правкину А.Н. о признании прекратившими право пользования жилым помещением в связи с предоставлением другого жилого помещения по переселению из закрытого административно-территориального образования, возложении обязанности освободить и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: ... в соответствии с законодательством РФ удовлетворен.

Апелляционным определением Тверского областного суда от 06.02.2018 года решение Бологовского городского суда Тверской области от 27.11.2017 года о признании прекратившими право пользования и выселении семьи Правкиных из жилого помещения, расположенного по адресу: ... изменено в части взыскания государственной пошлины, в остальной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правкина Н.А. без удовлетворения.

Исполнительное производство по вышеуказанному решению суда возбуждено 10.04.2018 года, 12 сентября 2018 года составлен акт о выселении Правкина Н.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: ...

Сведениями из ЕГРН подтверждается, что каких-либо объектов недвижимости у Правкина Н.А. в собственности не имеется.

Квартира, расположенная по адресу: ..., является муниципальной собственностью, что подтверждено выпиской из ЕГРН, копией свидетельства о государственной регистрации права.

В материалы дела истцом также представлена копия заявления на имя главы администрации ЗАТО Озерный от 21.09.2018 г. с просьбой предоставить ему и его семье свободное жилое помещение, расположенное по адресу: ...

Из копии ордера №460 от 04.02.2005 г. усматривается, что Правкину Н.А. на состав семьи была выделена ....

Постановлением Администрации ЗАТО Озерный №180 от 12.05.2016 г. расторгнут договор передачи квартиры в собственность граждан от 22.06.2009 г. с Правкиным Н.А. и его семьей, на квартиру, расположенную по адресу: .... Постановлено принять указанную квартиру в муниципальную собственность.

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 23 апреля 2018 года за Правкиным Н.А. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... апелляционным определением Московского областного суда от 06 августа 2018 года вышеуказанное решение отменено, постановлено новое решение, в котором Правкину Н.А. в удовлетворении иска о признании права пользования жилым помещением и вселении было отказано.

В ответ на жалобу Правкина Н.А. в прокуратуру о принятии мер прокурорского реагирования и устранения нарушения его жилищных прав, Бологовской межрайонной прокуратурой была проведена проверка и, как следует из письма от 25.09.2018 г. №173ж-12, направленного заявителю, установлено, что 12.09.2018 г. было проведено заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ЗАТО Озерный Тверской области, на котором было рассмотрено ходатайство командира в/ч №... о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма Правкину Н.А. Вышеназванное ходатайство было удовлетворено. Правкину Н.А. по результатам рассмотрения ходатайства было предложено 2 жилых помещения, расположенных по адресу: ...; ....

В силу ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и части 1 статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: ... не относится к специализированным служебным жилым помещениям, является муниципальной собственностью.

Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключением жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющим управление государственным и муниципальным жилым фондом.

Жилищным кодексом РФ прямо предусмотрено, что принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда относится к полномочиям органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, в соответствии со ст.92 ЖК РФ суд не наделен правом отнести жилое помещение, расположенное по адресу: ... к служебному жилью, поскольку вопрос изменения режима (статуса) жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника (то есть администрации ЗАТО Озерный) и является его правом, а не обязанностью.

В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников, согласно ст.100 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Решение о предоставлении и договор найма специализированного жилого помещения заключается с гражданами, признанными нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из специализированного жилищного фонда для военнослужащих, в порядке очереди.

Семья Правкиных состоит в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда для военнослужащих с 04.05.2018 года (номер очереди – 214), кроме того, материалами дела подтверждено, что на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда для военнослужащих состоит 244 семьи военнослужащих, следовательно у ответчика не имеется оснований, предусмотренных законодательством РФ, для заключения с истцом договора служебного найма специализированного жилищного фонда до момента получения жилого помещения военнослужащими в порядке очереди.

Судом также установлено, что в порядке очереди Правкину Н.А. будет предоставлено жилое помещение по договору служебного найма, отнесенное к служебным жилым помещениям, к таковым жилое помещение, расположенное по адресу: ..., не относится.

Доказательств того, что у истца отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также то, что его имущественное положение и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют обеспечить себя иным жилым помещением, суду не представлено.

Суд не принимает во внимание доводы Правкина Н.А. о том, что Администрация обязана обеспечить его жильем в течение трех месяцев в соответствии со ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", либо предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку администрация ЗАТО Озерный Тверской области не относится к Министерству обороны Российской Федерации или иным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Таким образом, в соответствии со ст.15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" обязанность по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц в данном случае лежит не на администрации муниципального образования, а на федеральном органе исполнительной власти.

Доводы истца о предоставлении администрацией ЗАТО Озерный жилых помещений военнослужащим вне очереди и другим лицам, не имеющим на это право по коммерческому и социальному найму, а также не предоставление истцу служебной квартиры по адресу ..., суд отклоняет, поскольку они не относятся к существу спора и не являются основанием для признания спорной квартиры служебной.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает Правкину Н.А. в иске к Администрации ЗАТО Озерный Тверской области об обязании отнести жилое помещение к служебному и заключить с истцом договор служебного найма данного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Правкина Н.А. к Администрации ЗАТО Озерный Тверской области об обязании администрацию ЗАТО Озёрный отнести жилое помещение, являющееся муниципальной собственностью, расположенное по адресу: ... к служебному жилому помещению муниципального жилищного фонда ЗАТО Озёрный и об обязании администрацию ЗАТО Озёрный заключить с военнослужащим Правкиным Н.А. и членами его семьи договор служебного найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ... на время прохождения службы по контракту согласно Положению «О порядке предоставления служебных жилых помещений, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озёрный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утверждённого решением Думы ЗАТО Озёрный Тверской области от 21.02.2012 г. №4 полностью отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 10 октября 2018 года.

Председательствующий

Мотивированное решение суда составлено 10 октября 2018 года.

2-539/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Правкин Н. А.
Ответчики
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Судья
Борисова С.П.
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
28.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2018Передача материалов судье
30.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее