Решение по делу № 2-4186/2024 от 14.06.2024

УИД 32RS0027-01-2024-005072-46

Дело № 2-4186/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2024 года

г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Артюховой Э.В.,

при секретаре Ковалевой Е.И.,

с участием помощника прокурора

Советского района г. Брянска Тумакова Д.А.,

истца     Харенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Харенко Андрея Викторовича к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Харенко А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26.01.2024 около 10 часов 30 минут в сквере Лицеистов на пересечении ул. Крахмалева и ул. им. А.Ф. Войстроченко г. Брянска на него напала собака, причинив телесные повреждения (укусы). Истец обратился в травматологическое отделение №4 г.Брянска, где ему была оказана медицинская помощь. На протяжении четырех месяцев Харенко А.В. проходил профилактическую вакцинацию по поводу укуса бездомного животного. Получение истцом физического увечья повлекло причинение морального вреда - нравственные страдания, связанные с испугом, болью, опасением за последующее состояние здоровья (риск заражения), длительным курсом прививочного периода, запретом сдавать кровь в качестве донора в течение года, а также повлияло на личные и командные спортивные результаты в чемпионатах БРО ОГО ВФСО «Динамо» по плаванию и лыжным гонкам, которые проходили с 26.01.2024 по 02.02.2024. Просил взыскать с Брянской городской администрации компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда от 29.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено МБУ «Дорожное управление» г. Брянска.

Представители ответчиков Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, представители третьих лиц Управления ветеринарии Брянской области, МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.

В судебном заседании истец Харенко А.В. поддержал исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что 26.01.2024 он должен был участвовать в спортивных соревнованиях по плаванию, по пути на которые его покусала собака. Просил удовлетворить иск в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Советского района г. Брянска Тумакова Д.А., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в размере, определенном судом, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п. 2 ст. 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с п. 1789 Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.01.2024г. в сквере Лицеистов на пересечении ул. Крахмалева и ул. им. А.Ф. Войстроченко г. Брянска, истца Харенко А.В. укусила безнадзорная собака в область правого бедра.

Согласно справке ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 4» от 25.04.2024, Харенко А.В. находился в травматологическом отделении с 26.01.2024 по 25.04.2024, диагноз - <данные изъяты>, получал антирабические прививки.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М. пояснил, что является сотрудником истца. 26.01.2024г. Харенко А.В. должен был участвовать в спортивных мероприятиях, однако, по дороге, в районе старых дач, его покусала бездомная собака. Укус был в области бедра, из-за чего у него появилась хромота и ограничения в нагрузке, невозможность участия в запланированных спортивных мероприятиях.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, правила ст. 56 ГПК РФ, отсутствие допустимых возражений суд приходит к выводу о том, что факт нанесения истцу травм, безнадзорной собакой подтверждается материалами дела.

В силу ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 143, 144 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (ст. 3).

В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 7 данного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8).

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающие в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом муниципального района (муниципального округа, городского округа), наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (подп. 1 п. 2).

Мероприятия по реализации отдельных государственных полномочий могут проводиться муниципальными организациями, действующими от имени и в интересах муниципальных образований.

В силу ст. 14 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе, определять должностных лиц, уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия.

Согласно ведомственной структуре, утвержденной Решением Брянского городского совета народных депутатов от 18.12.2019 № 103, главным распорядителем средств бюджета г. Брянска в связи с организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, в том числе, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных, является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

Как следует из письма Управления ветеринарии Брянской области от 23.05.2024, заявление Харенко А.В. от 26.04.2024 по факту укуса безнадзорной собакой было направлено в МБУ «Дорожное управление» г. Брянска для принятия мер. По информации МБУ «Дорожное управление» г. Брянска от 13.05.2024, при выезде по адресу отловлены четыре безнадзорные собаки.

На момент причинения вреда истцу исполнение мероприятий по отлову безнадзорных животных осуществлялось органом местного самоуправления путем заключения между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующим от имени и в интересах городского округа город Брянск и МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, муниципального контракта № 0127300013123000789-952970-209591 от 26.12.2023, сроком действия с 01.01.2024 по 30.06.2024.

В силу ст. 44 Устава города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30.11.2005, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.

К полномочиям Брянской городской администрации, в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом, относится, в частности, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории города Брянска (п. 15 ст. 9.1 Устава).

Представленный в материалы дела муниципальный контракт № 0127300013123000789-952970-209591 от 26.12.2023, заключенный между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующим от имени и в интересах городского округа город Брянск, и МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, сроком действия с с 01.01.2024 по 30.06.2024, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления Брянская городская администрация принял на себя обязательство по отлову безнадзорных животных, что не противоречит действующему нормативному регулированию.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таких обстоятельствах, разрешая спор и определяя лицо, ответственное за ненадлежащую организацию отлова и содержания безнадзорных животных, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

С учетом выше изложенного, суд признает лицом, виновным в ненадлежащем исполнении обязанностей по отлову безнадзорных животных муниципальное образование «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

При этом, довод представителя ответчика о возложении обязанностей по отлову, транспортировке, стерилизации и содержанию животных без владельцев на МБУ «Дорожное управление» г. Брянска на основании муниципального контракта, суд признает несостоятельным, поскольку указанными муниципальным контрактом не предусмотрено несение МБУ «Дорожное управление» г. Брянска ответственности за вред, причиненный безнадзорными животными третьим лицам.

Исходя из требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих доводов и возражений.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу абз. 2 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Принимая во внимание моральные и нравственные переживания потерпевшего, обстоятельства, при которых получены телесные повреждения, в результате чего истец испытал страх от невозможности защититься, угрозу безопасности за свое здоровье, а также вред, причиненный его здоровью, выразившийся в нанесении укушенной раны правого бедра, необходимости обращения за медицинской помощью в целях обработки травмы и периодической вакцинации, длительность лечения (с 26.01.2024 по 25.04.2024), ограничений в нагрузке, невозможности участия в спортивных соревнованиях, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с муниципального образования «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации за счет казны муниципального образования «город Брянск» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, поскольку заявленная истцом сумма компенсации в размере 50 000 рублей явно несоразмерна последствиям причиненного вреда.

Таким образом, заявленные исковые требования Харенко А.В. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Харенко Андрея Викторовича - удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (ОГРН 1063250032504) за счет казны муниципального образования «город Брянск» в пользу Харенко Андрея Викторовича (паспорт №... от <дата>) компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья Э.В. Артюхова

Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2024 года.

УИД 32RS0027-01-2024-005072-46

Дело № 2-4186/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2024 года

г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Артюховой Э.В.,

при секретаре Ковалевой Е.И.,

с участием помощника прокурора

Советского района г. Брянска Тумакова Д.А.,

истца     Харенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску Харенко Андрея Викторовича к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Харенко А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26.01.2024 около 10 часов 30 минут в сквере Лицеистов на пересечении ул. Крахмалева и ул. им. А.Ф. Войстроченко г. Брянска на него напала собака, причинив телесные повреждения (укусы). Истец обратился в травматологическое отделение №4 г.Брянска, где ему была оказана медицинская помощь. На протяжении четырех месяцев Харенко А.В. проходил профилактическую вакцинацию по поводу укуса бездомного животного. Получение истцом физического увечья повлекло причинение морального вреда - нравственные страдания, связанные с испугом, болью, опасением за последующее состояние здоровья (риск заражения), длительным курсом прививочного периода, запретом сдавать кровь в качестве донора в течение года, а также повлияло на личные и командные спортивные результаты в чемпионатах БРО ОГО ВФСО «Динамо» по плаванию и лыжным гонкам, которые проходили с 26.01.2024 по 02.02.2024. Просил взыскать с Брянской городской администрации компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда от 29.07.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено МБУ «Дорожное управление» г. Брянска.

Представители ответчиков Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, представители третьих лиц Управления ветеринарии Брянской области, МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.

В судебном заседании истец Харенко А.В. поддержал исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что 26.01.2024 он должен был участвовать в спортивных соревнованиях по плаванию, по пути на которые его покусала собака. Просил удовлетворить иск в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Советского района г. Брянска Тумакова Д.А., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в размере, определенном судом, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п. 2 ст. 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с п. 1789 Санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.01.2024г. в сквере Лицеистов на пересечении ул. Крахмалева и ул. им. А.Ф. Войстроченко г. Брянска, истца Харенко А.В. укусила безнадзорная собака в область правого бедра.

Согласно справке ГАУЗ «Брянская городская поликлиника № 4» от 25.04.2024, Харенко А.В. находился в травматологическом отделении с 26.01.2024 по 25.04.2024, диагноз - <данные изъяты>, получал антирабические прививки.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля М. пояснил, что является сотрудником истца. 26.01.2024г. Харенко А.В. должен был участвовать в спортивных мероприятиях, однако, по дороге, в районе старых дач, его покусала бездомная собака. Укус был в области бедра, из-за чего у него появилась хромота и ограничения в нагрузке, невозможность участия в запланированных спортивных мероприятиях.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, правила ст. 56 ГПК РФ, отсутствие допустимых возражений суд приходит к выводу о том, что факт нанесения истцу травм, безнадзорной собакой подтверждается материалами дела.

В силу ст. 2 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подп. 143, 144 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (ст. 3).

В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу ч. 3 ст. 7 данного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8).

Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающие в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 № 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом муниципального района (муниципального округа, городского округа), наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в том числе, отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (подп. 1 п. 2).

Мероприятия по реализации отдельных государственных полномочий могут проводиться муниципальными организациями, действующими от имени и в интересах муниципальных образований.

В силу ст. 14 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона Брянской области от 16.03.2020 № 19-З «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Брянской области», органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны, в том числе, определять должностных лиц, уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия.

Согласно ведомственной структуре, утвержденной Решением Брянского городского совета народных депутатов от 18.12.2019 № 103, главным распорядителем средств бюджета г. Брянска в связи с организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, в том числе, в части организации отлова и содержания безнадзорных животных, является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

Как следует из письма Управления ветеринарии Брянской области от 23.05.2024, заявление Харенко А.В. от 26.04.2024 по факту укуса безнадзорной собакой было направлено в МБУ «Дорожное управление» г. Брянска для принятия мер. По информации МБУ «Дорожное управление» г. Брянска от 13.05.2024, при выезде по адресу отловлены четыре безнадзорные собаки.

На момент причинения вреда истцу исполнение мероприятий по отлову безнадзорных животных осуществлялось органом местного самоуправления путем заключения между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующим от имени и в интересах городского округа город Брянск и МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, муниципального контракта № 0127300013123000789-952970-209591 от 26.12.2023, сроком действия с 01.01.2024 по 30.06.2024.

В силу ст. 44 Устава города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30.11.2005, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.

К полномочиям Брянской городской администрации, в пределах компетенции, установленной настоящим Уставом, относится, в частности, осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории города Брянска (п. 15 ст. 9.1 Устава).

Представленный в материалы дела муниципальный контракт № 0127300013123000789-952970-209591 от 26.12.2023, заключенный между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, действующим от имени и в интересах городского округа город Брянск, и МБУ «Дорожное управление» г. Брянска, сроком действия с с 01.01.2024 по 30.06.2024, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления Брянская городская администрация принял на себя обязательство по отлову безнадзорных животных, что не противоречит действующему нормативному регулированию.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таких обстоятельствах, разрешая спор и определяя лицо, ответственное за ненадлежащую организацию отлова и содержания безнадзорных животных, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

С учетом выше изложенного, суд признает лицом, виновным в ненадлежащем исполнении обязанностей по отлову безнадзорных животных муниципальное образование «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.

При этом, довод представителя ответчика о возложении обязанностей по отлову, транспортировке, стерилизации и содержанию животных без владельцев на МБУ «Дорожное управление» г. Брянска на основании муниципального контракта, суд признает несостоятельным, поскольку указанными муниципальным контрактом не предусмотрено несение МБУ «Дорожное управление» г. Брянска ответственности за вред, причиненный безнадзорными животными третьим лицам.

Исходя из требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих доводов и возражений.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу абз. 2 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

Принимая во внимание моральные и нравственные переживания потерпевшего, обстоятельства, при которых получены телесные повреждения, в результате чего истец испытал страх от невозможности защититься, угрозу безопасности за свое здоровье, а также вред, причиненный его здоровью, выразившийся в нанесении укушенной раны правого бедра, необходимости обращения за медицинской помощью в целях обработки травмы и периодической вакцинации, длительность лечения (с 26.01.2024 по 25.04.2024), ограничений в нагрузке, невозможности участия в спортивных соревнованиях, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с муниципального образования «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации за счет казны муниципального образования «город Брянск» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, поскольку заявленная истцом сумма компенсации в размере 50 000 рублей явно несоразмерна последствиям причиненного вреда.

Таким образом, заявленные исковые требования Харенко А.В. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Харенко Андрея Викторовича - удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «город Брянск» в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (ОГРН 1063250032504) за счет казны муниципального образования «город Брянск» в пользу Харенко Андрея Викторовича (паспорт №... от <дата>) компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья Э.В. Артюхова

Мотивированное решение суда изготовлено 14 сентября 2024 года.

10 сентября 2024 года

г. Брянск

2-4186/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Харенко Андрей Викторович
Прокурор Советского района г.Брянска
Ответчики
Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации
Брянская городская администрация
Другие
Управление ветеринарии Брянской области
МБУ «Дорожное Управление» г. Брянска
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Артюхова Эмилия Васильевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2024Судебное заседание
14.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее