УИД № 75RS0010-01-2024-001453-59
Дело № 2-488/2024 ~ М-465/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2024 года пгт. Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Васендина С.Ф.,
при секретаре судебного заседания Быковской Л.А.,
с участием помощника прокурора Забайкальского района Ешиева М.Б.,
истца Бедовой Н.М.,
заместителя генерального директора ООО "Артель" Инкина В.А..,
представителей ТСЖ "Союз" Саломатова В.Н., Гасанова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района Забайкальского края в интересах Бедовой Нины Михайловны к Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов об обязании проведения обследования внутридомовой системы теплоснабжения в многоквартирном жилом доме и принятия мер по устранению недостатков,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Забайкальского района обратился в суд с настоящим иском в интересах Бедовой Н.М., в котором просит обязать Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование внутридомовой системы теплоснабжения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на предмет текущего состояния внутридомовой системы теплоснабжения, наличия недостатков и дефектов (протечек и свищей); принять меры по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, а именно: организовать работу по замене труб внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что 14.02.2022 года между Забайкальским фондом капитального ремонта многоквартирных домов (далее Фонд) и ООО "Артель" заключен договор подряда № на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу. Срок окончания работ по договору подряда на капитальный ремонт по соглашению сторон установлен до 09.09.2022 года. В пункте 5.1.34 договора подряда № подрядчик обязался устранять за свой счёт недостатки и дефекты, выявленные заказчиком и (или) организацией осуществляющей строительный контроль в ходе выполнения и при приёмке работ, а также в период гарантийного срока в порядке и сроки, установленные договором. В пунктах 8.1.2, 8.1.3 договора № подрядчик гарантирует качество выполнения работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке выполнения работ и в период гарантийного срока; в пункте 9.2 договора предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение работ, включая недостатки, обнаруженные в ходе выполнения работ на объекте (-ах), в процессе эксплуатации объекта, за срыв сроков выполнения работ в соответствии с договором, действующим законодательством, статьями 723, 761 ГК РФ, в том числе, возмещение в полном объёме убытков, причинённых ненадлежащим исполнением условий договора подряда. По информации Фонда капитального ремонта, в соответствии с актом выполненных работ, договор подряда подрядчиком исполнен в полном объёме в сроки, предусмотренные договором №
07.05.2024 года Фондом проведен осмотр технического состояния внутридомовой системы теплоснабжения указанного многоквартирного жилого дома с участием собственников помещений и прокуратуры района, выявивший недостатки капитального ремонта в виде многочисленных протечек воды и свищей системы отопления на стояках, подводках к приборам учёта в жилых помещениях (квартирах) №, протечек воды на стояках в подъездах №1 и №2 жилого дома, на чердаке (в количестве 62 протечки) и в подвале дома (не менее 9 протечек). Направленная в адрес подрядчика ООО "Артель" претензия о необходимости устранения недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока выполненных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения в срок до 16.06.2024 года не исполнена. Работы по устранению недостатков и дефектов в нарушение требований статей 708, 721, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполнены некачественно и не соответствуют условиям заключённого договора подряда № от 14.02.2022 года. Ссылаясь на статьи 161, 182, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор указывает, что в нарушение названных требований законодательства Фондом капитального ремонта надлежащий контроль за ходом и качеством выполняемых работ, качеством используемых подрядчиком оборудования, изделий и материалов, их соответствие условиям заключенного договора не произведено, претензионная работа в связи с некачественным капитальным ремонтом должным образом своевременно не организована, своевременные меры в целях реализации обеспечения обязательств по договору подряда не приняты. Бездействие Фонда нарушает права и законные интересы Бедовой Н.М., являющейся собственником жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, а также права других граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме.
Определением суда от 05.11.2024 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требовании товарищество собственников жилья "Союз", акционерное общество "Коммунальник", производитель труб ООО "Феррум".
В отзыве на исковое заявление представитель ТСЖ "Союз" исковые требования прокурора поддержал в полном объёме, ссылаясь на наличие фактических обстоятельств изложенных в исковом заявлении.
Представитель АО "Коммунальник" в отзыве на исковые требования подтвердил, что общество осуществляло поставку труб покупателю, которым выступало ООО "Артель" в рамках договора поставки № на основании взаимосогласованных заявок, осуществившее приёмку товара по количеству и качеству, на товар предоставлен сертификат качества. Не исключается, что ООО "Артель" использовало иной товар при производстве работ инженерной системы теплоснабжения.
Представитель ответчика Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в судебное заседания не явился, свои возражения на исковые требования суду не представил, о причинах неявки не сообщил, заявлял ходатайство о передачи дела по подсудности в Центральный районный суд г. Читы, которое оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание третьи лица АО "Коммунальник", ООО "Феррум" не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)).
На основании статьи 167 ГПК РФ с согласия сторон суд посчитал возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
В судебном заседании помощник прокурора Ешиев М.Б., истец Бедова Н.М., представители ТСЖ "Союз" Саломатов В.Н. и Гасанов Р.А., допущенный в качестве представителя ТСЖ "Союз" по устному ходатайству, заявленному в районном суду, исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ООО "Артель" Инкин В.А., против удовлетворения иска не возражал, однако пояснил, что обществом свои обязательства по капитальному ремонту инженерных теплосетей спорного многоквартирного дома выполнены в полном объёме в соответствии с заключённым договором подряда, их вина, как подрядчика, в протечках системы теплоснабжения спорного дома отсутствует.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в виду следующего.
Согласно положениям статьи 38, части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, собственники общего имущества несут бремя расходов на его содержание.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.09.2024) в соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила).
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) включены в состав общего имущества.
Внутридомовая система теплоснабжения представляет собой совокупность трубопроводов, устройств, аппаратуры и оборудования, технологически соединенных между собой и с тепловой сетью, и обеспечивающих прием коммунального ресурса, его учет, регулировку, трансформацию при необходимости, передачу в места непосредственного потребления в системе отопления, горячего водоснабжения, а также возврат использованного коммунального ресурса (пункт 3.8 "ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 года N 823-ст).
Статьёй 167 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в числе прочего устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора; открытие на своё имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счёта. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на своё имя такого счёта; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В силу части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, утвердившим Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, согласно которого договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации по итогам аукциона.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя в частности ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения (п. 1 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ).
Аналогичные положения закреплены в статье 17 Закона Забайкальского края от 29.10.2013 N 875-ЗЗК (ред. от 01.03.2022) "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края".
Финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивается региональным оператором (ч.1 ст.190 ЖК РФ).
Предельные сроки проведения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (ч.1 ст.168 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Забайкальского края N 590 от 30.12.2013 (ред. от 18.08.2021) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее также МКД), расположенных на территории Забайкальского края, в которую, в числе прочих, включен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения в спорном МКД, запланированный на 2020-2022 годы (№№ 21367 - 21375 Перечня).
Ожидаемым результатом программы является проведение своевременного капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Забайкальского края.
В целях осуществления деятельности регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края Правительством Забайкальского края принято Постановление №519 от 06.12.2013 "О создании Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов" в Забайкальском крае. Органом, осуществляющим предоставление субсидии на финансовое обеспечение уставной деятельности Фонда, определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края.
Во исполнение региональной программы Забайкальским фондом капитального ремонта организован капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения в спорном МКД, путем проведения процедуры отбора подрядных организаций по итогам электронного аукциона.
18.02.2021 года Забайкальским фондом капитального ремонта заключён договор №Д/СД/2021-17 на разработку проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту в частности внутридомовых инженерных систем теплоснабжения спорного МКД.
14.02.2022 года между Забайкальским фондом капитального ремонта и ООО "Артель" заключен договор подряда №Д/КР/2022-06 на проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в срок с 18.05.2022 г по 09.09.2023 года. В техническом задании №1 (п.5.1) на выполнение работ предусмотрено соответствие их требованиям СНиП 41-01-2003 "Отопление и кондиционирование"; СНиП 3.04.01.-87 "Изоляционные и отделочные покрытия"; СНиП 21-01-97 "Пожарная Безопасность зданий и сооружений"; ГОСТ 16037 – 80 "Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры"; ГОСТ 5264-809 "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры" (л.д.47-92).
По информации Фонда работы подрядчиком выполнены в полном объёме в сроки предусмотренные договором. В связи с поступлением обращений собственников помещений в указанном МКД по вопросам некачественного выполнения ремонта по договору подряда, Фондом проведено обследование состояние системы теплоснабжения, и 03.05.2024 года в адрес подрядчика направлено уведомление о проведении комиссионного осмотра МКД, 07.05.2024 года составлен Акт осмотра, по результатам которого выявлено наличие недостатков, препятствующих нормальной эксплуатации системы теплоснабжения, в адрес ООО "Артель" направлена претензия о необходимости устранения недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока на выполнение работы по капитальному ремонту в срок до 16.06.2024 года.
Из переписки с Фондом председателя ТСЖ "Союз" Саломатова В.Н. следует, что протечки воды из внутридомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома начались в течение первого года, после проведения капитального ремонта. В 2023 году происходили неоднократные затопления водой из труб системы отопления общедомовых помещений (чердачных, подвальных, подъездов), а также квартир верхних этажей №, на трубопроводах выявлено более ста свищей. Недостатки работ по капитальному ремонту по состоянию на 01.07.2024 не устранены (л.д.168-170).
24.07.2024 года Забайкальским фондом капитального ремонта в адрес и.о. министра коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края направлена информация (исх. № на №), согласно которой по состоянию на 24.07.2024 года к устранению замечаний подрядная организация ООО "Артель" не приступала. График мероприятий по контролю за выполнением устранения замечаний на данном объекте будет направлен после начала работ (л.д.40).
Из акта выполненных работ от 05.08.2024 года следует, что подрядчиком в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, произведены работы по вырезке и замене частей трубопровода в 32-х местах. В замечаниях представителя ТСЖ "Союз" к акту указано, что испытаний системы теплоснабжения на герметичность, по результатам выполненных подрядчиком работ не проводилось (л.д.109).
Актов испытаний на прочность и плотность системы отопления дома после окончания проведенного ремонта, в соответствии с пунктом 5.1.8 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (с изм. от 22.06.2022) "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", суду не представлено.
Актами ТСЖ "Союз" от 24.08.2024, 27.08.2024, 28.08.2024 года установлено, что при обследовании технического помещения НГЧ – филиала "РЖД" на трубах системы отопления выявлено 12 свищей; в подъезде № 1 между 3 и 4 этажом произошёл прорыв радиатора отопления; на чердаке общедомовой системы отопления произошёл прорыв трубы, вследствие чего затоплена квартира № 17 (установлен хомут).
03.09.2024 года Забайкальским фондом капитального ремонта подрядчику установлен новый срок устранения замечаний до 12.09.2024 года (л.д.45).
Согласно актам ТСЖ "Союз" в многоквартирном жилом доме произошли новые аварии на внутридомовых инженерных сетях теплоснабжения:
19.09.2024 года прорыв трубы на чердаке, затопление квартиры № 17;
03.10.2024 года прорыв труб на чердаке четвёртого подъезда и в квартире № 41;
14.10.2024 года прорыв трубы в квартире № 33;
20.10.2024 года прорыв трубы на чердаке первого подъезда, в квартире № 99 в отсутствие собственника образовалось три свища, затоплена квартира № 95;
31.10.2024 года прорыв трубы на чердаке, затопление квартиры № 17;
02.11.2024 года прорыв трёх труб в бойлерной (для устранения аварии дом отключен от отопления);
08.11.2024 года прорыв на стояках третьего подъезда между 6 и 7 этажом, вода просочилась по стенам до 4 этажа, потёки воды по стене в коридоре квартиры № 58 (л.д. 46, 155, 156, 157, 173, 176).
На основании вышеуказанных обстоятельств, а также в связи с не устранением протечек системы теплоснабжения, прокурор обратился с настоящим иском в суд в интересах Бедовой Н.М., проживающей в квартире № спорного МКД.
Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Пунктом 5 постановления Правительства Забайкальского края от 06.12.2013 N 518 (ред. от 20.08.2021) "О Порядке деятельности регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края" установлено, что региональный оператор несет обязанности в соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, региональный оператор обязан уведомлять о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества лиц, указанных в части 3 статьи 20 Закона Забайкальского края от 29 октября 2013 года N 875-ЗЗК "О регулировании отдельных вопросов обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество поставленных товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки товаров (п.3 ч.6 ст. 182 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта.
В силу части 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.
В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, выполняемых по договору, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этих случаях приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний (п.5 ст.753 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика (п.3 ст.753 ГК РФ).
Таким образом, в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома, при этом ответственность регионального оператора за причинение собственнику помещения в многоквартирном доме убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств не ограничивается размером взносов на капитальный ремонт, внесенных этим собственником.
Проанализировав нормы действующего законодательства, с учётом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что в нарушение постановления Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 N 590 (ред. от 18.08.2021) капитальный ремонт внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома, расположенного в <адрес>, в установленные сроки не произведён, недостатки выполненных работ не устранены. До настоящего времени причины неоднократно проявляющихся недостатков проведенного капитального ремонта и их значительное количество, проявляющихся в течение длительного времени, а также объём работ, необходимый для их окончательного устранения Забайкальским фондом капитального ремонта не установлены и не определены.
Выполнение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения МКД в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, выполнения требований СНиП указанных в техническом задании, а также соответствие предъявляемым требованием используемых подрядчиком материалов и оборудования ответчиком не проверено.
При таком положении, состояние инженерных сетей системы отопления в спорном МКД, после проведенного ремонта не может быть признанно соответствующим требованиям обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Задачи региональной программы по обеспечению безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирном доме не выполнены.
Таким образом, Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов, в нарушение ч.1 ст.182 ЖК РФ, не обеспечил проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.
Доказательств того, что ответчик не имел возможности при невыполнении подрядчиком обязанности устранить выявленные нарушения, привлечь третьих лиц для устранения дефектов, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд признает доводы прокурора о ненадлежащем осуществлении контроля за ходом и качеством выполняемых работ при проведении капитального ремонта внутридомовой инженерной системы теплоснабжения в спорном МКД обоснованными и считает, что права Бедовой Н.М. и иных жильцов указанного дома, установленные статьёй 161 ЖК РФ, на благоприятные и безопасные условия проживания граждан могут быть обеспечены путём возложения на Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обязанности принятия мер по устранению недостатков капитального ремонта многоквартирного дома в срок предложенный истцом.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Соответственно, госпошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление прокурора Забайкальского района в интересах Бедовой Нины Михайловны к Забайкальскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов об обязании проведения обследования внутридомовой системы теплоснабжения в многоквартирном жилом доме и принятия мер по устранению недостатков, удовлетворить.
Обязать Забайкальский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
провести обследование внутридомовой системы теплоснабжения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на предмет текущего состояния внутридомовой системы теплоснабжения, наличия недостатков и дефектов (протечек и свищей);
принять меры по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: организовать работу по замене труб внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.
Взыскать с ответчика Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов в местный бюджет государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Текст мотивированного решения изготовлен 25.11.2024 года.
Судья С.Ф. Васендин