Решение по делу № 33а-2322/2022 от 06.05.2022

Судья Скачедуб М.В.         Дело № 2а-43/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 июня 2022 года № 33а-2322/2022

г.Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Мещеряковой Н.В., Балаевой Т.Н.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Быстровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Вохтожское Грязовецкого муниципального района Вологодской области на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 марта 2022 по административному исковому заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Вохтожское и администрации Грязовецкого муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения представителя административного истца Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора прокурор прокуратуры Вологодской области Сорокиной И.В., представителя административного ответчика администрации МО Вохтожское Грязовецкого муниципального района Смирнова Р.И., судебная коллегия

установила:

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства об отходах производства и потребления в отношении администрации муниципального образования Вохтожское (далее - МО Вохтожское) в части реализации возложенных полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с ТКО.

Ссылаясь на уклонение МО Вохтожское от надлежащей реализации возложенных законодательством полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору и транспортированию ТКО, Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО Вохтожское по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; возложить на МО Вохтожское в лице администрации, администрацию Грязовецкого муниципального района в срок до 30 июня 2024 года обязанность привести места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями п.3 раздела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, путём обустройства подъездного пути, твердого (асфальтового или бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в области организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО на территории МО Вохтожское, места накопления (площадки) для ТКО не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Данные полномочия закреплены за МО Вохтожское.

Определением Грязовецкого районного суда от 18 января 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле, по ходатайству представителя административного истца в качестве административного соответчика привлечена администрация Грязовецкого муниципального района.

Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 марта 2022 года исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Вохтожское Грязовецкого муниципального района по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на территории городского поселения Вохтожское. На администрацию муниципального образования Вохтожское в срок до 31 декабря 2024 года возложена обязанность привести места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, путем обустройства подъездного пути, твердого (асфальтового или бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, расположенные по адресам (всего 60 пунктов):

- <адрес>

В удовлетворении требований к администрации Грязовецкого муниципального района Череповецкому межрайонному природоохранному прокурору отказано.

В апелляционной жалобе администрация МО Вохтожское, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта. Указывает, что администрация при решении вопроса местного значения по устройству площадок ТКО не бездействовала, принимала и принимает все необходимые меры в рамках своей компетенции и доведенных лимитов бюджетных средств.

Исполняющим обязанности Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Закировым А.Ш. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации МО Вохтожское Смирнов Р.И. доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель административного истца Сорокина И.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу абзаца 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся земли, недра и почвы.

В развитие указанной правовой нормы в пунктах 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Уставу МО Вохтожское является городским поселением.

Положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Согласно пункту 18 части 1 статьи Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Таким образом, специальным Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления городских поселений.

Положениями статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Реестр должен включать в себя:

- данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО;

- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;

- данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО;

- данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Накопление ТКО осуществляется в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопленияТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года.

На основании пункта 3 раздела II вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 3 данных Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В пункте 2 Правил определено, что контейнерная площадка - это место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, предусматривает, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Как установлено судом, в ходе проведенной прокурором проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Постановлением администрации МО Вохтожское от 11 марта 2019 года №57 (с изменениями от 27 декабря 2021 года) утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО Вохтожское. В соответствии с реестром на территории МО Вохтожское определены места (площадки) накопления ТКО с указанием координат их расположения.

Как следует из данных реестра, указанные в административном исковом заявлении (с учетом уточнения) места (площадки) накопления ТКО в настоящий момент в соответствии с требованиями законодательства не оборудованы. Постановлением администрации МО Вохтожское от 27 декабря 2021 года № 316 утвержден график приведения мест (площадок) накопления ТКО, находящихся на территории МО Вохтожское, в соответствие с требованиями действующего законодательства. Согласно данному графику проведение указанных работ запланировано на период с 2022 года по 2024 год включительно.

Приняв во внимание, что выявленные нарушения не обеспечивают защиту гарантированного статьей 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивают реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории Вологодской области, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным бездействия администрации МО Вохтожское по реализации полномочий, направленных на приведение созданных мест (площадок) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а также о возложении на администрацию МО Вохтожское обязанности в срок до 31 декабря 2024 года привести созданные места (площадки) накопления ТКО в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судебная коллегия с выводом суда полагает необходимым согласиться, поскольку в силу указанных законоположений обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО лежит на администрации МО Вохтожское, что не отрицалось её представителем.

Вместе с тем, доводы жалобы об исключении из решения обязанности МО Вохтожское в отношении площадки по адресу Грязовецкий район, п.Вохтога (база ООО МУП «Управление ЖКХ»), координаты 58,8187/41,0289, заслуживают внимания.

Из постановления администрации МО Вохтожское от 09 марта 2022 года №65 следует, что в реестр мест (площадок) накопления ТКО от 11 марта 2019 года внесены изменения, а именно: Приложение к постановлению изложено в новой редакции, в реестре под пунктом 66 значится, что собственником площадки по адресу Грязовецкий район, п.Вохтога, база ООО МУП «Управление ЖКХ» с координатами ... является ООО МУП «Управление ЖКХ». Следовательно, оснований возлагать на МО Вохтожское обязанность по приведению площадки накопления ТКО, которая находится в собственности иного юридического лица, не имеется.

Таким образом, в решение суда первой инстанции необходимо внести соответствующие изменения. Иные доводы жалобы на правильность выводов суда не влияют, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 марта 2022 года изменить, исключив из Перечня адресов, по которым расположены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, пункт 55 <адрес>

В остальной части решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вохтожское Грязовецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:    

Судьи:    

    

                        

33а-2322/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Грязовецкого муниципального района
Администрация МО Вохтожское Грязовецкого муниципального района
Другие
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
06.05.2022Передача дела судье
02.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022Передано в экспедицию
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее