Решение по делу № 2а-1491/2019 от 04.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2019 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2019 года.

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Степаненко Р.А.,

при секретаре судебного заседания Сосонко Е.С.,

с участием представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области Пичуева А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1491/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Тараданову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Иркутской области (далее – МИФНС № 9, инспекция, налоговый орган, административный истец) указано, что Тараданов Владимир Владимирович (далее – Тараданов В.В., административный ответчик) имеет в собственности земельный участок, который является объектом налогообложения. Задолженность по налогом, пеням составляет 21 041 рубль 12 копеек.

Мировым судьей судебного участка № 102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области 15.04.2019 вынесен судебный приказ № 2а-905/2019. По заявлению должника судебный приказ отменен мировым судьей 26.04.2019. Обязанность по уплате транспортного налога и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнена.

Просит взыскать с Тараданова В.В.задолженность по земельному налогу в размере 20 738 рублей и пени по земельному налогу в размере 303 рубля 12 копеек.

Административный ответчик Тараданов В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем направления судебного извещения по имеющемуся в материалах дела адресу фактического места жительства и регистрации (ответ отдела по вопросам миграции МО МВД России «Усть-Илимский» от 14.06.2019) заказным письмом, судебное извещение получено административным ответчиком, что подтверждается подписью административного ответчика в почтовом уведомлении.

Учитывая требования ст. 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Судом принято во внимание, что административному ответчику известно о наличии задолженности и мерах, принимаемых к ее взысканию, поскольку по его заявлению отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, административного ответчика, материалы административного дела № 2а-1491/2019 и № 2а-905/2019 в подлиннике, и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 68, 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

В силу п. п. 1.2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст. 48 НК РФ).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2).

Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4).

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Исходя из содержания вышеназванных норм закона, исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387). Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 388 и пункт 1 статьи 389).

Такое правовое регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в сфере налоговых отношений, согласуется с общими условиями установления налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку налог считается установленным лишь в том случае, когда помимо элементов налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д.) определены налогоплательщики. При этом применительно к земельному налогу для определения лиц, на которых возлагается обязанность по его уплате, федеральным законодателем используется институт права собственности и других вещных прав, указанных в пункте 1 статьи 388 данного Кодекса, в отношении земельного участка как объекта налогообложения.

Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 названного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Федеральный законодатель, предоставив право определять налоговые ставки земельного налога представительным органам муниципальных образований, одновременно в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установил их предельные размеры: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подпункт 1), и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).

В приведенных нормах фактически содержится запрет на определение налоговой ставки сверх указанного размера.

Решением Думы МО «Усть-Илимский район» от 30.10.2014 № 40/3 (в действующей редакции) «Об установлении и введении в действие земельного налога», налоговые ставки установлены в размере: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, включая земельные участки, используемые не в соответствии с видом разрешенного использования, указанные в подпункте 1 настоящего пункта.

Поскольку муниципальным нормативным правовым актом в отношении прочих земель налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 1,5 процента, суд приходит к выводу, что размер налоговой ставки установлен в пределах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

Административным истцом заявлено о взыскании задолженности по уплате земельного налога за 2017 (12 месяцев) год в размере 20 738 рублей, пени по земельному налогу в размере 375 рублей 19 копеек.

Как следует из материалов дела, Тараданов В.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: 666671, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Братская, 50а/2 с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 1 382 532 рубля, площадью 943 кв.м.

Согласно налоговому уведомлению № 4671286 от 24.06.2018 налогоплательщику начислен земельный налог за 2017 (12 месяцев) год в размере 20 738 рублей со сроком уплаты 03.12.2018 за 1/1 доли земельного участка, расположенного по адресу: 666671, <адрес>.

Из налогового требования № 1344 по состоянию на 09.01.2019 следует, что за Тарадановым В.В. числится общая задолженность. Предложено погасить числящуюся задолженность в срок до 11.03.2019 (л.д. 8).

Фактическое направление требования должнику подтверждается реестром заказной корреспонденции за 30.01.2019.

Из представленного к административному иску расчета видно, что пени по земельному налогу начислены в размере 303 рублей 12 копеек.

Согласно определению об отмене судебного приказа от 26.04.2019 следует, что налоговый орган обращался к мировому судье судебного участка № 102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района за взысканием задолженности, судебный приказ № 2а-905/2019, вынесенный мировым судьей 15.04.2019, отменен по заявлению должника.

Проверяя срок обращения в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, суд пришел к следующему.

На основании вышеприведенных норм права и исходя из суммы (более 3 000 рублей) и даты исполнения требования об уплате налогов и пени (11.03.2019), заявленных к взысканию, срок подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по указанному требованию истекал 11.09.2019.

За выдачей судебного приказа административный истец обратился 10.04.2019 (что следует из доводов административного искового заявления от 28.05.2019), также подтверждается Направлением заявлений о выдачи судебных приказов от 10.04.2019 № 09-21/004309.

Определением мирового судьи от 26.04.2019 судебный приказ от 15.04.2019 отменен.

Административный истец обратился с настоящим административным иском в Усть-Илимский городской суд Иркутской области 04.06.2019.

То есть, налоговый орган обратился за принудительным взысканием с налогоплательщика задолженности по налогу за спорный период в установленный законом срок.

Установив перечисленные обстоятельства, суд при разрешении заявленных требований исходит из того, что административный ответчик, будучи лицом, на которое зарегистрирован земельный участок в 2017 году (12/12), является плательщиком земельного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, налоговый орган обратился за принудительным взысканием с налогоплательщика задолженности по налогу за спорный период в установленный законом срок, доказательств уплаты земельного налога не представлено на основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и о взыскании с Тараданова В.В. задолженности по земельному налогу в размере 20 738 рублей.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

В связи с тем, что налоговый орган выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, а также направлению ему требования об уплате налога и пени, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а Тараданов В.В. налог в установленном размере не уплатил, суд приходит к выводу о взыскании с него задолженности по пени в размере 303 рублей 12 копеек.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Следовательно, с Тараданова В.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 822 рубля 14 копеек (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Иркутской области к Тараданову Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Тараданова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Иркутск Иркутской области, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области задолженность в размере 21 041 рубль 12 копеек, в том числе: по земельному налогу в размере 20 738 рублей, пени по земельному налогу в размере 303 рублей 12 копеек.

Взыскать с Тараданова Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гор. Иркутск Иркутской области, проживающего по адресу: <адрес> доход бюджета муниципального образования города Усть-Илимска государственную пошлину в размере 822 рубля 14 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья                        Р.А. Степаненко

2а-1491/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №9 по Иркутской области
Ответчики
Тараданов Владимир Владимирович
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Степаненко Р.А.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация административного искового заявления
05.06.2019Передача материалов судье
05.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее