ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело N 33- 22134/2017
16 октября 2017 г. адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Родионовой С.Р.
при секретаре Муртазине И.И.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа адрес на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 10 августа 2017 г.
Заслушав доклад судьи Родионовой С.Р., объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Логвиненко В.В. с иском к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование иска указано, что прокуратурой адрес Республики Башкортостан в связи с поступившим обращением Логвиненко В.В. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В ходе проверки установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Логвиненко В.В., дата г.р., который относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Согласно выписке протокола №... заседания жилищной комиссией ГО адрес Республики Башкортостан от дата, утвержденного постановлением главы администрации адрес Республики Башкортостан от дата №..., Логвиненко В.В., оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилья, принят на учет с даты обращения – дата В дата г. закончил обучение в ГБПОУ «Октябрьский коммунально-строительный колледж», однако до настоящего времени жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.
Просил суд обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Логвиненко В.В., дата г.р., жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 10 августа 2017 года постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах Логвиненко В.В. к администрации городского округа адрес об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья удовлетворить.
Обязать администрации городского округа адрес предоставить Логвиненко В.В., дата года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, не менее 12 кв.м.
Не согласившись с данным решением, администрация городского округа адрес Республики Башкортостан в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, принятое с нарушением материального права, и просит принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 14.2 ч. 2 ст. 26.3 N 184-ФЗ от 06.10.1999 обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28.12.2005 N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 закона РБ от 27.10.1998 N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Логвиненко В.В.. признан нуждающейся в улучшении жилищных условий, с дальнейшим включением в список на предоставлении жилой площади по договору специализированного найма.
Таким образом, с учетом, установленных по делу обстоятельств Логвиненко В.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма.
Логвиненко В.В. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, собственного жилья не имеет.
Установлено, что Логвиненко В.В. в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, числится под №.... В дата г. окончил обучение ГБПУ «Октябрьский коммунально-строительный колледж».
До настоящего времени Логвиненко В.В., достигшему восемнадцатилетнего возраста в марте 2015 года, жилое помещение не предоставлено. Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должно ставиться в зависимость от каких-либо условий, а должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора адрес в защиту интересов Логвиненко В.В. к администрации городского округа адрес о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, поскольку Логвиненко В.В. относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, такой вывод основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу приведенных норм закона предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательством администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями РБ: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении решением суда прав и законных интересов иных лиц не состоятельны. По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Кроме того, предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Принимая во внимание, что у администрации адрес Республики Башкортостан имеется неисполненное обязательство по обеспечению жильем по договору специализированного найма жилого помещения, суд правомерно обязал ответчика обеспечить Логвиненко В.В. благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения по окончании обучения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
судьи Н.А. Александрова
С.Р. Родионова
Справка: судья Александрина И.А.