Лузский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре Чушовой Н.Б.,
с участием: представителя ответчика Лычакова Е.В.,
представителя третьего лица Чебаевской Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой Т.А. к администрации муниципального образования «Лузский муниципальный район <адрес>», Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для обеспечения жильем и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гаврилова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Лузский муниципальный район <адрес>», Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для обеспечения жильем и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в администрацию <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенным жилым помещением. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении ее в вышеуказанный список в связи с тем, что до достижения возраста 23 лет она с заявлением о постановке на учет не обращалась. Истец Гаврилова Т.А. полагает указанный отказ незаконным, поскольку достижение ею возраста 23 лет само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении вне очереди жилого помещения. Считает, что статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не утратила, право на обеспечение жилым помещением не реализовала по независящим от нее причинам. Просит суд признать незаконным отказ администрации <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ №923-01-18, возложить на администрацию муниципального образования «Лузский муниципальный район <адрес>» обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Гаврилова Т.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель администрации Лузского муниципального района <адрес> ФИО7 с исковыми требованиями истца Гавриловой Т.А. не согласен. Указал, что администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Гавриловой Т.А. было отказано в удовлетворении заявления о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку на момент обращения Гавриловой Т.А. с заявлением ей исполнилось 37 лет, и, исходя из понятий, определенных статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ она не относится к категориям граждан, для которых этим законом устанавливаются дополнительные гарантии в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Следовательно, отказ о включении Гавриловой Т.А. в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения, является законным и обоснованным. Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение суда, которым Гавриловой Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Министерство финансов <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, считает, что основания для удовлетворения искового заявления Гавриловой Т.А. отсутствуют. В отзыве на исковое заявление, указывает, что Министерство финансов не принимало на себя обязательств по приобретению и предоставлению жилья гражданам, в связи с чем не является надлежащим ответчиком; на момент обращения с исковым заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Гаврилова Т.А. достигла возраста 37 лет, соответственно утратила статус категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство образования <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в своих возражениях ссылается на отсутствие оснований для поддержания исковых требований. Указывает, что решением Лузского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу, Гавриловой Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратура Лузского района Кировской области ходатайствует о рассмотрении дела в их отсутствие, возражений относительно заявленных истцом исковых требований суду не представила.
В судебном заседании представитель отдела образования администрации <адрес> ФИО6 также ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Гавриловой Т.А., указав, что истец до достижения ею возраста 23 лет не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Следовательно, ей не может быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии истца Гавриловой Т.А. и представителей ответчиков Министерства финансов <адрес>, Министерства образования <адрес>, прокурора <адрес>.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Гаврилова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 отобрана и передана на попечение органов опеки и попечительства дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.93-94), сведения об отце внесены в запись акта о рождении Гавриловой Т.А. на основании заявления матери (л.д.8).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> район <адрес>».
Оснований для удовлетворения исковых требований Гавриловой Т.А. к Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес>, у суда не имеется.
Учитывая факт длительного отбывания наказания Гавриловой Т.А. в местах лишения свободы и ненадлежащей защиты ее жилищных прав органами опеки и попечительства, суд признает несостоятельными доводы представителя администрации муниципального образования «Лузский муниципальный район Кировской области», и Министерства финансов Кировской области, что истец Гаврилова Т.А., достигшая возраста 23 лет утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и что положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не распространяются.
Доводы Министерства образования <адрес>, содержащиеся в отзыве на исковое заявление, в также доводы представителя администрации муниципального образования «Лузский муниципальный район <адрес>» о наличии вступившего в законную силу решения суда, которым прокурору <адрес> и Гавриловой Т.А. было отказано в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения, суд также признает несостоятельными, поскольку на момент рассмотрения предыдущего гражданского дела (<данные изъяты>) не существовало обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении Гавриловой Т.А. заявительного порядка постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела основания иска Гавриловой Т.А. изменились, имеет место факт ее обращения в установленном законом порядке с заявлением о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и письменный отказ администрации <адрес> во включении Гавриловой Т.А. в сводный список органа опеки и попечительства и предоставлении жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░.░░.░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░