К делу № УИД:23RS0№-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сочи 30 мая 2024 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Краснодарского края Сохраненкова Н.В., представителей ответчика Казиевой Д.М. - Новикевич Е.Е. и Волошина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Казиевой Д. М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Центральный районный суд г. Сочи к Казиевой Д. М. с иском о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в ходе проведенной Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306004:7385 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства Р.. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
В силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), пунктом 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 17.05.2006г.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается.
Согласно заключению ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, полностью расположен в пределах выдела 4 квартала 52 Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Вместе с тем на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Казиевой Д.М., что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. При этом спорный земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № первоначально предоставлен Хмызенко Г.П. в соответствии с государственным актом на право пожизненного наследуемого владения землей серии КК-1 №, выданном на основании постановления главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за № «О переоформлении прав на землю 156 участков площадью 10,2 га садоводческого товарищества «Вишневый» по пер. Вишневому,16/1.
Согласно ответов МКУ «Архив г. Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ списки владельцев земельных участков, утвержденные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, а также приложения и документы, послужившие основанием для его издания, на архивное хранение не поступали, в связи с чем, данное постановление не являлось персонафицированным и не позволяло определить круг физических лиц, которым должны быть предоставлены земельные участка.
Информацией Центрального отдела <адрес> Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за № подтвержден факт выдачи вышеуказанного государственного акта серии КК-1 № Николаенко Н.А., а не Хмызенко Г.П. Схемой СНТ «Вишневый», разработанной и утвержденной рабочей группой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по результатам инвентаризации СНТ «Вишневый», предоставленной в прокуратуру департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, и спискам членов с/т «Вишневый» по состоянию на 1993-2002 год, содержащимся в землеустроительном деле с/т «Вишневый» и предоставленным в прокуратуру Центральным отделом <адрес> федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок № в границах садоводческого товарищества отсутствует, Хмызенко Г.П. в списках членов не значится.
Совокупность изложенного указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, а также на участки, образованные в результате его раздела.
Из акта натурального обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, частично покрыт лесной растительностью, фактически не усваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Казиевой Д.М. и иными гражданами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
На основании изложенного прокурор считает, что восстановление нарушенных прав Российской Федерации возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Участвующий в деле прикомандированный помощник прокурора <адрес> Краснодарского края Сохраненков Н.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика Казиевой Д.М. - Новикевич Е.Е. и Волошин А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и <адрес>, ФГБУ «Сочинский национальный парк», администрации г. Сочи и УФСГРКиК по Краснодарскому краю, СНТ «Вишневый» в судебное заседание не явились, о времени и месте, которого были извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Абзацем третьим статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации, установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии со ст. 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых, вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Постановлением Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ № + «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства Р.. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306004:7385 незаконно возникло право собственности Казиевой Д.М., поскольку спорный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса Р. (Закон Р. от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ЛК Р. 1978 года, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), которыми ЛК Р. 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 данного Федерального закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статьями 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ, далее - ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 года, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела усматривается, что в 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
На основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается.
Более того, в силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пп. 1, 6 статьи 11 ЛК РФ, пункта 3 статьи 3, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, абзацем 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Су да Российской Федерации от 02.03. 2015 №-КГ14-9070.
Статьей 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), ст. 49 Федерального закона № 218-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, является акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
При этом не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность. В частности, в силу его ограничения в обороте (п. 8 ст. 27 ЗК РФ, п. 9.1 ст. 3.1 Федерального закона №137-ФЗ).
Следовательно, входившие в территорию Сочинского национального парка земельные участки, имеют правовой режим земель общего пользования, что исключает их оформление в частную собственность.
Кроме того, при государственной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные дня садоводства, ведения личного подсобного хозяйства до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат правовой оценке правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки на предмет законности их издания уполномоченным органом в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в пределах выдела 4 квартала 52 Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Судом установлено, что правообладателем спорного земельного участка с кадастровым номером № является Казиева Д.М., что подтверждается записью об особых отметках в выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. Первоначально земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Хмызенко Г.П. в соответствии с государственным актом на право пожизненного наследуемого владения землей серии КК-1 №, выданным на основании постановления главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О переоформлении прав на землю 156 участков площадью 10,2 га садоводческого товарищества «Вишневый» по пер. Вишневому, 16/1».
Как следует из ответов МКУ «Архив г. Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ списки владельцев земельных участок, утвержденные постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, а также приложения и документы, послужившие основанием для его издания, на архивное хранение не поступали.
Таким образом, вышеуказанное постановление не позволяет определить круг физических лиц, которым должны быть предоставлены земельные участки.
Согласно информации Центрального отдела <адрес> Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за № подтвержден факт выдачи спорного земельного участка Николаенко Н.А., не Хмызенко Г.П.
Между тем, согласно схеме границ СНТ «Вишневый», разработанной и утвержденной рабочей группой администрации города Сочи ДД.ММ.ГГГГ по результатам инвентаризации СНТ «Вишневый», и спискам членов с/т «Вишневый», по состоянию на 1993 и 2002 год земельный участок № в границах садоводческого товарищества отсутствует, Хмызенко Г.П. в списках членов не состоит.
С учетом изложенного, право собственности на исходный земельный участок Хмызенко Г.П., а впоследствии на спорный земельный участок с кадастровым номером № возникло незаконно.
В силу статьи 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-VII, ст.ст. 3, 12, 13, 34, 35, 85 Земельного кодекса Р., утвержденного Законом Р. от ДД.ММ.ГГГГ, ст.ст. 29, 37 ЛК Р. 1978 года, п.п. 14, 15, 16, 27 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков, утвержденного постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.ст. 24, 25 Земельного кодекса Р., утвержденного постановлением ВС Р. от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 15 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Р.» предоставление земель лесов первой группы, к которым относятся национальные парки, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется после проведения процедуры изъятия земель Советом М. Р. (Правительством Российской Федерации) с передачей права на распоряжение такими землями.
Совокупность изложенного указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым №.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчиком и иными лицами указанным участком.
На основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29. 09.2015 № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ18-15, №-КГ18-17 и др.).
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим и признания права собственности на земельный участок за РФ.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, поскольку суд удовлетворил требования прокурора, решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении спорного земельного участка.
Так представитель ответчика заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В ст. 208 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В обоснование требований прокурор ссылается на ст. 304 ГК РФ, следовательно, на заявленные требования срок исковой давности не распространяется.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Абзацем 8 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит взысканию в местный бюджет.
Согласно положениям ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, расчет подлежащей уплате государственной пошлины исходит из цены иска. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования город-курорт Сочи госпошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора к Казиевой Д. М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и снятии земельного участка с кадастрового учета, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Казиевой Д. М. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, СДТ Вишневый, участок №.
Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, СДТ Вишневый, участок №.
Решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве собственности Казиевой Д. М. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 350 кв.м., категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, СДТ Вишневый, участок №, и о регистрации на него права собственности Российской Федерации.
Взыскать с Казиевой Д. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, в бюджет муниципального образования городской округ город-курорт Сочи государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г. Сочи Н.А. Круглов